Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
1. Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.
2. Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч)
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч) Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
4. Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи (1ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
5. Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
6. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецкихразживок(1 ч). Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
7. Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика (1 ч). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека (1 ч). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Жанр портрета.
9. Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.
10. Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий (1 ч). Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.
11. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
12. Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1ч). Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
13. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре.
14. Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет (1ч). Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
15. Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (1ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
16. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч)
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделирования в жизни человека.
17. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч). Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт
18. Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика (1 ч). Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
19. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта.
20. Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч). Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
21. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр (1 ч). Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета.
22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит (1 ч). Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. п.
23. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
24. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).
25. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
26. Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно (1ч)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
27. Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа (1 ч)
Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
28—29. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство (2 ч)
Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
30. Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч). Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций.
31. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (1 ч)
Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами.
32—34. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности (2 ч). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).
III. Тематическое планирование
Класс (33ч)
№ | Тема | Количество часов | Примечание |
Восхитись красотой нарядной осени. | 9ч | ||
Любуйся узорами красавицы зимы. | 8ч | ||
Радуйся многоцветью весны и лета. |
Класс ( 34 ч.)
№ | Тема | Количество часов | Примечание |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная | 11ч | ||
В гостях у чародейки-зимы. | 12ч | ||
Весна- красна! Что ты нам принесла? (11 ч.) | 11ч |
Класс (34 ч.)
№ | Тема | Количество часов | Примечание |
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри... | 11ч | ||
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри... | 10ч | ||
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри... | 5ч | ||
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри... | 8ч |
Класс (34 ч.)
№ | Тема | Количество часов | Примечание |
Восхитись вечно живым миром красоты | 11ч | ||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека | 14ч | ||
Восхитись созидательными силами природы и человека | 9ч |