IV. Изображение птиц в народном творчестве.
Учитель. Народные художники любили изображать птиц. Прилет птиц весной всегда радует человека, птицы – гонцы весны. В народных сказках и поверьях птица – символ света, радости, счастья. Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу – солнцу. Герои сказок отправляются в путь за жар-птицей. Сказочные птицы – это царевна-лебедь, финист-ясный сокол и другие очень красивые, умные, добрые персонажи, которых любят рисовать взрослые и дети.
Изображения птиц встречаются в росписях на деревянных изделиях (прялках, санках, скамейках), в вышивках, кружевах, тканях, на пряниках, которые пекут к встрече птиц.
Физкультминутка
Упражнение «Запомни движения».
Упражнение развивает зрительно-моторную память и внимание.
Учитель выходит на середину класса. Учащиеся внимательно следят за движениями его рук и запоминают их. Затем он останавливается, а дети должны повторить те движения, которые показал им учитель.
Упражнения повторяются с ведущим-учеником.
V. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Рассмотрим внимательно внешний вид гуся и утки, их тело.
Какую форму имеет туловище гуся? (Туловище гуся и утки имеют форму овала.)
Какую форму имеет голова гуся? (Голова гуся тоже имеет овальную форму.)
Но чем отличается овал туловища от овала головы? (Ответы учащихся.)
Конечно, овал головы меньше, чем овал туловища. Эти части тела гуся и утки одинаковые. В чем состоит отличие гуся от утки?
У гуся шея длинная, а у утки короткая.
Различается ли окраска гусей от окраски уток? Какого цвета оперения у гуся, а какого у уток? (Ответы учащихся.)
Правильно, гуси чаще окрашены в белый и серый цвет, а у уток расцветка может быть самой разнообразной: от темно-коричневой до разноцветной (например, у уток-мандаринок).
VI. Этапы выполнения рисунка.
1. Композиция рисунка.
Выберем лучшее место на листе бумаги для своей птицы, чтобы она выглядела выразительно, чтобы подчеркнуть, что птица – главная героиня рисунка. (Приложение, рис. 1, 5.)
Затем наметим основные части туловища птицы.
2. Выполнение карандашного наброска. (Приложение,
рис. 2.)
Птица имеет сложную форму, поэтому мы рисуем ее в несколько этапов: от общего к деталям.
1) Сначала рисуем овалы туловища и головы, затем шею, добавляем клюв, перья хвоста, крылья, лапы, глаза. (Приложение, рис. 3, 6.)
2) Проверяем правильность пропорций и уточняем характер силуэта птицы.
3. Раскрашивание рисунка.
Подбираем на палитре краски, соответствующие окраске оперения птицы, и раскрашиваем силуэт и крупные детали рисунка.
4. Прорисовывание деталей рисунка. (Приложение, рис. 4, 7.)
Тонкой кистью прорисовываем детали (глаза, отдельные перья и т. д.) по цветному фону оперения птицы. (Приложение, рис. 4, 8.)
Рисунок готов.
VII. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок гуся или утки по выбору.
VIII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
В лучших работах мне хочется отметить хорошую композицию рисунка, характерность поз птицы, выразительность их раскраски. Но в целом вы все хорошо справились с заданием. Молодцы!
Уроки 12–13
Иллюстрирование «Моя любимая сказка»
Цели: познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями
Ю. А. Васнецова.
Ход уроков
I. Организация учащихся.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором. Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимою сказку.
III. Работа по теме урока.
1. Особенности сказочного жанра.
Учитель.Рассмотрим тематическую композицию сказочного жанра.
Картины В. М. Васнецова – это не просто иллюстративное воспроизведение определенного момента сказки. Средствами живописи художник отражает миропонимание народа, запечатлевает то, о чем пелось в народных песнях, о чем еще в его время рассказывали старики детям. На первый взгляд кажется, что возникает противоречие между сказочными, былинными сюжетами и реалистической манерой выполнения их художником.
Сказка рассказывает о чудесном, небывалом, но не невозможном. Тесно связанная с землей и природой, традиционная культура русского народа во всех своих проявлениях, будь то: древнерусское искусство, песенный фольклор, народные художественные промыслы, – сочетала в себе реальность, мифологию, творчество и историческую память веков и тысячелетий.
Так, реализм в произведениях В. М. Васнецова органично сочетается с вымыслом, отражая мир фольклора.
2. Ознакомление с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова.
Учитель. На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? (Ответы учащихся.)
Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Одним из известных художников, в работах которого переплелись между собой вымысел и живая реальность, является Виктор Михайлович Васнецов. Многие из его картин на сюжеты сказок вы не раз видели: «Три богатыря», «Аленушка», «Иван-царевич и Серый волк» и др.
Одной из самых больших удач художника стала его знаменитая «Аленушка».
Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись на белом камне, над темным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной, темной гладью поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями.
– Из какой сказки эта героиня? В какой момент ее нарисовал художник? (Ответы учащихся.)
В картине «Снегурочка» художник В. М. Васнецов изобразил сказочную героиню в парчовой, отороченной мехом шубке на фоне таинственного заснеженного ночного пейзажа. Опушка леса залита голубым лунным светом. Знаете ли вы, ребята, эту сказку? Почему Снегурочка такая грустная? (Ответы учащихся.)
«Ковер-самолет» – одна из первых картин В. М. Васнецова, посвященных сказочному жанру.
Сравним, с точки зрения композиционных особенностей, «Ковер-самолет» с картиной «Иван-царевич на Сером волке». В основе ее – сюжет русской народной сказки. Художник выбрал драматический момент повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, впереди – неизвестность, разлука. Различно общее настроение произведений. Композиция картины «Иван-царевич на Сером волке» производит более тревожное впечатление, чем в «Ковре-самолете». Форматы, выбранные для картин, соответствуют их содержанию и замыслу.
Для «Ковра-самолета» художник использовал сильно вытянутый в длину прямоугольный формат. В сочетании с низкой точкой зрения и низкой линией горизонта такой выбор формата позволяет показать свободное движение в вышине ковра-самолета. Низкий горизонт, как правило, придает изображению некоторую монументальность, кроме того дает возможность передать большое пространство неба. Низкий горизонт позволяет также изобразить человеческие фигуры полностью на фоне неба, что придает им силуэтность и обобщенность трактовки, так как они в этом случае выглядят темнее неба.
Формат картины «Иван-царевич на Сером волке» прямоугольный, вытянутый по вертикали. Действие сюжета разворачивается в лесу, и формат подчеркивает устремленность в высоту мощных стволов деревьев, окружающих героев. Линия горизонта расположена на уровне глаз зрителя. Главным для сюжетной композиции, определяющим ее содержание, являются человеческие фигуры и их лица. Благодаря выбранной точке зрения изображение героев максимально приближено к зрителю, чему способствует и построение пространственных планов.
Художник использовал одноплановое построение композиции, при котором персонажи располагаются на первом плане. Вокруг сгущаются сумерки, клочья тумана ползут между ветвей и замшелых стволов деревьев-великанов. Темный, мрачноватый колорит пейзажа определяет эмоциональную окраску, помогает выражению переживаний героев, тревоги, ощущения опасности, кругом подстерегающей их. Художнику удается вызвать сопереживание, сочувствие зрителя. Фигуры героев, освещенных скупыми лучами заходящего солнца, контрастно выделяются на темном фоне дремучего леса, образуют композиционный центр.
Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивану-царевичу. Вся ее фигура выражает покорность судьбе. Взгляд Ивана-царевича, движение руки, напротив, выражает смелость, решимость защитить Елену Прекрасную. Два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами, представляют собой лирический повтор. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами.
Персонажи обеих картин изображены в движении. Серый волк буквально летит стрелой. Стремительность движения В. М. Васнецов акцентировал, введя встречное движение. Он использовал иллюзию встречного ветра – развеваются волосы девушки, на отлете изображены кожны. Очень важен также выбор направления движения. Серый волк мчится справа налево. Динамика усиливается еще и за счет встречного направления взгляда зрителя – слева направо.
Подобный эффект мы наблюдаем и в композиции «Ковра-самолета». Построение пространственных планов обеих картин сходно. Иванушка, летящий на ковре-самолете, располагается на первом плане, что характерно для одно- и двухфигурных сюжетно-тематических композиций. В композиционных построениях данного вида в центре внимания обычно образ человека. В картине «Ковер-самолет» это – Иванушка-дурачок, который в сказках всегда оказывается впереди «умных» братьев. Он скор в решениях, изобретателен. Заключенная в ковре-самолете таинственная сила подчиняется ему. Волшебный ковер своим силуэтом сам походит на огромную сову, повторяя абрисом очертания этих ночных птиц. Ритм движения крыльев сов и краев ковра придают изображению дополнительную динамику.
Цветовая гамма строится на контрастах темных коричневых цветов и оттенков и доминирующих светлых, перламутровых. Небо расцвечено сочетаниями сиреневых, голубоватых, золотистых тонов. На таком фоне контрастно выделяются яркие цвета узора ковра и излучающий свет Жар-птицы, подчеркивая центр композиции. Колорит картины во многом создает общее настроение. Зрителю передается уверенность героя. Лишь холодные тона нависших туч вносят тревожную ноту.
На полотнах Михаила Александровича Врубеля ожили многочисленные персонажи сказок: Царевна-лебедь, Снегурочка, царь Берендей и др.
Одна из наиболее ярких и известных картин М. А. Врубеля «Царевна-лебедь».
Бледное лицо царевны с большими печальными глазами полно проникновенной грусти. Последние лучи заходящего солнца скользят по свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно-розовые блики на бледное серо-лиловое оперение сказочной птицы, мерцают в драгоценных камнях на пальцах и в кокошнике прекрасной грустной девы.
Какую сказку проиллюстрировал художник? (Ответы учащихся.)
Искусство Юрия Алексеевича Васнецова многие из вас знают с детства. Иллюстрированные им книги для самых маленьких – «Ладушки», «Радуга-дуга», «Теремок» – на протяжении многих лет радуют читателей.
На страницах книг мы вновь встречаемся с излюбленными художником героями, погружаемся в нарядный, праздничный мир радости и счастья. Курочки и петушки, дедки и бабки, хрюшки и козочки, лисички, мишки, барашки, лес и туманы – всего и не перечислить. Вся эта своеобразная «флора» и «фауна» как бы оживает, попадает в желанный мир праздничности и волшебной реальности.
Сказки оставались для Юрия Алексеевича любимым чтением до старости, он читал их вслух, многие знал наизусть.
Как видите, ребята, разные художники по разному изображали сказочных героев.
Какие работы художников вам понравились больше всего? (Ответы учащихся.)
Знаете ли вы других художников, писавших свои картины на сюжеты сказок? (Ответы учащихся.)
3. Беседа о любимых сказках.
Учитель. Вот и вы сегодня сможете попробовать свои силы в иллюстрировании любимой сказки. Есть ли у вас любимые сказки? (Ответы учащихся.)
Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)
Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз.
На носочках поднялись.
То присели, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли,
К знаниям стремясь.