Роль стилизации в декоративном народном творчестве

В настоящее время все прекрасно понимают, что безопасность нашей страны напрямую зависит от уровня культуры каждого человека в отдельности и общества в целом. Прогрессирующий рост экономики напрямую связан с духовным процветанием общества. В сфере культуры поставлены задачи по сохранению накопленного доселе наследия и продолжению его интенсивного развития.

С 2000 г. на заседаниях в Госсовете неоднократно вставал вопрос по поводу культурного развития. 26 декабря 2006 года состоялось заседание Госсовета, которое было посвящено вопросу о поддержке традиционной народной культуры. «Сегодня мы обращаемся к истокам, к корням, к той основе, на которой зиждется российская государственность, которая питает древо нашей духовности».[38]

В первый раз в современное время обозначился один из основных приоритетов культурной политики на таком высоком уровне. Президент сформулировал основополагающие задачи в области народной культуры, предложил соответствующим ведомствам работать в данной области. И как результат этой работы – приказ министерства культуры РФ от 17 декабря 2008 года об утверждении «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы».

В. В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию РФ отметилследующее: «Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел — не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности». [39]

Государственная культурная политика прилагает все усилия для дальнейшего сохранения и преумножения в области народного творчества, так как народное творчество – это залог укрепления нравственности. Поэтому учреждения культуры получают и материально-техническую помощь от государства, и новые технологии, что позволяет им ещё больше информировать людей о культурных ценностях нашей родины.

Народное искусство со своей яркой уникальной индивидуальностью, неповторимостью и своеобразием отдельного этнического коллектива занимается важнейшей целью государства по формированию единства РФ.

Национальные и религиозные чувства, обладающие особой значимостью в сознании людей, наиболее полно выражены в народном искусстве. [25, 118]

Современная культурная политика – это различные реформы, изменения, преобразования, корректировка в области нашей культуры, это и особенности нашего менталитета. Без развития культурной политики каждой страны невозможно представить положительные тенденции развития цивилизации во всём мире.

В 1998 году в Стокгольме на конференции ЮНЕСКО было предложено государствам-членам в центр стратегий развития поставить культурную политику. В 1999 году во Флоренции Мировой банк провозгласил, что будут выделяться займы развивающимся странам, если в их программах будет достойное место отведено культурным факторам.

Всё вышеперечисленное доказывает глобальность культурной политики, способствующей взаимопониманию и культурному общению людям всего мира. Нельзя не отметить, что ЮНЕСКО также поддерживает народное творчество и национальную культуру. Об этом говорят следующие факты: 1972 г. – принята конвенция об охране культурного и природного наследия; 1989 г. – «Рекомендации по сохранению фольклора»; 2001 г. – всеобщая декларация о культурном разнообразии; 2003 г. – Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия.

Политика государства в сфере культуры предполагает как одно из направлений по сохранности национальной традиции и духовному развитию подрастающего поколения – организацию культурного досуга людей с возможностью теоретических и практических занятий народным творчеством.

Культуру можно отнести к живому образованию, имеющему внутренний, генетический потенциал развития. В культуре любогонарода отражается специфика его исторического развития.[35, 129]

Несмотря на то, что народное творчество зарождалось в глубокой древности и украшали свои предметы быта не профессионалы, а простые люди – оно продолжает своё развитие и в современном мире. По словам А.М. Горького основоположниками искусства являлись ремесленники, которые делали уникальные произведения искусства, находящиеся в музеях и радующие наши глаза. [33,74]

Даже в незамысловатых поделках отражаются вековые национальные традиции народа, поэтому народное творчество – это неотъемлемая составляющая всей народной культуры. Народнаяхудожественнаякультура – это великое достижение народа и она должна восприниматься как целостноеэтнокультурное явление. Пройдя через вековойотбор истинного, в народной культуре сосредоточены нравственные устои, которые являются примером для подрастающего поколения. Только развитие народнойкультуры не позволитчеловеческой цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет её на новыйдуховныйуровень.

Нужно помнить, что процветание нашей страны невозможно без ценностей национальной культуры, которые существуют как фундамент. Всевозможные катаклизмы ХХ века, в первую очередь – социальные, привели к большим изменениям русского национально-культурногосамосознания, к утрате многих изначальных основрусскойхудожественнойкультуры, искусства, экономики, образования. В противовес этим отрицательнымпроцессам огромную роль должна выполнить народная художественная культура.[40]

Нельзя забывать, что настоящаярусскаякультура всегда была патриотической и государственной. Народнаяхудожественнаякультура как сложная динамическая система обладаетмногими функциями: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др.

Народная культура как сама природа. Её можно назвать фундаментом современной культуры, истоком национальной культуры. Самая главная её функция – это воспитание в человеке гражданина будущей России.

Чтобы воспитать такого человека следует с раннего возраста приобщать его к национальной культуре. Это будет способствовать укреплению у ребёнка национального иммунитета, воспитанию добропорядочности, ответственности, а также сохранению психического и физического здоровья. Поэтому с древности идёт хорошая добрая традиция учить детей с малолетства через игры и забавы социальным отношениям, общению, доброте и творчеству.[41]

Существует русская пословица: «Не хлебом единым жив человек». Без культуры и образования человек не сможет принимать должного содействия в развитии народной культуры и вхождении её в мировую цивилизацию.

Мы все обязаны осознавать, что собственная, многовековая, неповторимая культура, созданная гением народом, является сильнодействующим фактором в общественном прогрессе, и как следствие дальнейшее социальное и экономическое развитие.

Если рассматривать народное творчество, как дерево, то его корни – это наши традиции. И чем серьёзнее мы относимся к своим корням, тем лучше растёт дерево. Это главное в народном воспитании.

О значимости воспитания детей на народных традициях посвятили свои разработки в области теоретических основ народного искусства многие отечественные учёные. В трудах А.Б. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.С. Воронова, С.Б. Рождественской и др. основными правилами совершенствования народного творчества имели место понятия «коллективное начало» и «народность».

Личность ребёнка духовно формируется в процессе практического взаимодействия с народным историческим опытом.

Не всегда в педагогике отводили должное внимание национальным особенностям, традициям, обычаям, опыту. Хотя ещё К.Д. Ушинский писал:

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. У каждого народа, – своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам». [24, 161]

В новом Федеральном Законе об образовании РФ от 21 декабря 2012 г. предусматривается не только профессиональное развитие человека и удовлетворение его образовательных потребностей, но и трактуется о необходимости интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности. Соответственно художественной культуре, которая охватывает все отрасли художественного творчества и способствует формированию активной творческой личности, отводится уже значительное место. [42]

Народное творчество – это часть живой культуры, которое учитывает природные, географические, социальные и экономические факторы. Народное искусство закладывает основу в системе народной культуры.

Всё, что создаётся народом, используя коллективный творческий опыт и национальные традиции – поэзия, театр, музыка, танец, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство – можно назвать народным творчеством. Эти произведения, отличающиеся красотой и пользой, имеют духовную и материальную ценность.

Среди огромного количества видов народного творчества и различных способов обработки материалов только некоторые могут стать предметами для занятий в общеобразовательных школах как воспитательное средство. В первую очередь они должны соответствовать требованиям педагогики. Очень важно, чтобы их художественные, технологические характеристики, затрата усилий и времени должны быть доступны и посильны детям. И вместе с этим занятия необходимо выполнять с учётом дидактических принципов обучения, т.е. каждое последующее занятие с потенциальным запасом сложности. Это позволит более полно раскрыться духовным и физическим возможностям школьников.

Изучение таких промыслов, как Городецкая роспись, Хохломская, Дымковская игрушка, роспись матрёшек, Гжельская керамика, Жостовская роспись, лаковая миниатюра Палеха и Мстёры позволяет установить не только межпредметные связи, но и связь теории с практикой. Известно, что знания, полученные на практических занятиях более прочные.

Все дети от природы наделены чувствами, развивая и воспитывая которые проявляется способность эстетического восприятия действительности.Без развития народного творчества, которое одновременно обслуживает потребности человека и удовлетворяет его эстетические потребности, несёт красоту в жизнь невозможно процветание народной культуры. Народное творчество – это огромный духовный мир, общение с которым предполагает воспитание у детей нравственно-эстетических норм поведения.

Одним из самых древних видов искусства считается декоративное народное творчество. Всегда человек старался как-то украсить своё жилище, одежду, предметы быта.

Декоративность является той уникальностью художественной формы, которая повышает её индивидуальность. Достигается это повышением цветовой яркости, гармоничному сочетанию цвета, сближенным или контрастным решением, плоскостным изображением, орнаментальностью, условностью решения композиции, то есть всё то, что свойственнонародному искусству. Стилизация – одно из составляющих декоративности.

Развитие интерьерного дизайна способствует созданию произведений народного творчества, которым стилизация необходима для удовлетворения современных эстетических требований.

Толковый словарь С.И. Ожегова трактует стилизацию в изобразительном искусстве как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме».

Для стилизации характерна схематичность форм. Стилизация – это решение замысла определённым образом. Это художественная видоизменённость и переработанность природных мотивов.

Ещё в конце XVIII века художники намеренно имитировали наиболее характерные признаки какого-либо стиля в необычный для него художественный и культурный контекст. Этот приём называли творческим переосмыслением или стилизацией.

Если брать декоративную композицию, то здесь является важным то, как мастер перерабатывает реальные формы, внося в неё свою индивидуальность – вот это и будет стилизацией.

Издавна природа с её удивительным окружающим миром являлась вдохновением для творческих людей. Человек любил наблюдать за природой, с древности учился украшать несложными узорами, условными знаками свои предметы быта. Так он выражал своё понимание окружающей действительности, различных явлений природы.

Именно у природы художники брали символы, которые использовали в своих произведениях как средства общения. Таким орнаментам с глубоким и образным смысловым значением суждена долгая жизнь с воспроизведением на протяжении столетий. В их основе стилизованные природные элементы.

Каждый национальный орнамент отражает историю и культуру своего народа. Авторы, составляющие орнаменты, обращались к природе, использовали увиденное, но не копировали, а перерабатывая упрощали, т.е. стилизовали. В орнаментах сохранялись характерные элементы, которые были близки той или иной национальности, соответствовали эстетическому вкусу, понятию о красоте.

Для народов Севера характерно изображение оленей, моржей. В казахском орнаменте просматриваются узоры из разнообразных рогов баранов. Мастера Украины свои композиции составляют из растительных элементов, используя яркие краски. Азербайджанские художники переплетают сложные геометрические узоры с растительными.

Со временем орнамент не утратил своей актуальности. Национальные орнаменты постоянно совершенствуются. В современном мире искусству орнамента, который состоит из стилизованных элементов, как и раньше, отводится большое значение.

Орнаментальное искусство – это непростое, значимое явление, требующее детального исследования, а также профессионального мастерства, теоретических и практических знаний.

Орнаменты составляются из стилизованных растительных элементов или геометрических форм. Здесь можно пронаблюдать, как стилизуются формы листьев и ягод, птицы, животные и фигуры людей.

Работая над орнаментом, художник не копирует с натуры, а использует своё эмоциональное настроение и ассоциации, подчиняя формы и цвет единой композиции. Орнамент может получиться геометрическим или растительным.

Цветовое решение декоративного орнамента тоже во власти мастера. Он может реальный цвет разложить на массу оттенков, а может наоборот сократить до минимума, а возможно, совсем откажется от реального цвета. Всё зависит от творческого замысла автора.

В орнаментах сосредоточена глубина народной мысли, его творческая фантазия, мастерство, поэтому можно сказать, что орнамент – это показатель материального и духовного уровня народной культуры.

Орнамент можно встретить в нашей жизни везде. С его помощью украшаются здания, одежда, предметы быта, оружие, книги. Это главенствующая часть народно-прикладного искусства. По технике выполнения орнамент также бывает разнообразный – это и всевозможные вышивки; плетения; ткачество; ковка; резьба по дереву, кости, камню; графические рисунки и живописные произведения, выполненные разными красками.

На протяжении долгого времени человек верил, что орнамент, выполненный из стилизованных элементов природы, является сильным оберегом. Именно поэтому украшали вышивкой одежду и оформляли резьбой окна, крышу дома, т.е. оберегали себя от злых духов. Со временем вера в охранную силу орнамента ослабевала, но возрастала другая функция орнамента – делать вещи красивыми, уникальными, художественно выразительными.

Орнамент должен гармонично сочетаться с формой предмета. Только при этом условии он подчеркнёт пластические особенности предмета, эффектнее выявит природную индивидуальность материала, станет эстетическим украшением вещи.

Изначально язык орнамента был понятен широкому кругу обычных людей. Постепенно многое забывалось, и современные исследователи орнамента кропотливо занимаются разгадками далёкой старины.

В основном художественный образ орнамента переплетается с национальными обычаями, мифологией, народным эпосом. Каждый мастер работал творчески и вносил в работу свою личную фантазию, но от традиции не отходил, сложившийся стиль не нарушал.

Художественный метод стилизации является способ переработки природных элементов и их художественного обобщения.

Обобщение – один из важных факторов в процессе стилизации. В литературе по философии под «обобщением» подразумевается «логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему». [2, 8]

При помощи обобщения человек познаёт окружающий мир, понимает объективность действительности.

Принцип обобщения помогает ориентироваться нам в жизни. «В любой беспорядочной мозаике пятен помимо нашей воли восприятие всегда находит некоторую упорядоченность. Мы непроизвольно группируем пятна, и границы этих пятен чаще всего образуют простые геометрические формы, или простые плоские фигуры, напоминающие природные формы. В этом сказывается первоначальная обобщенность зрительного опыта, своеобразная геометризация его». [2, 10]

При стилизации растительных элементов происходит процесс упрощения сложных природных форм в простые геометрические.

Художественное декоративное обобщение – это как раз та необходимость передачи образа, которым художник отражает преобразованную реальность. Стилизация уникальна тем, что один и тот же природный элемент можно по-разному изображать, придумывая оригинальные формы, интересные цветовые решения.

Подводя итог следует отметить, что умение владеть приёмами стилизации даёт художнику возможность решать жизненные и профессиональные задачи творческим способом.

Наши рекомендации