История развития русских шрифтов
Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (отсюда древнерусское письмо - кириллица) и Мефодий. Заслуга Кирилла (Константина Философа) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее буквами свистящих, шипящих и йотированных звуков.
В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные каллиграфические варианты кириллицы:
• устав (XI в.) - ранняя форма кириллицы. Буквы имели квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью (рис. 12); в строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было;
• полуустав (XIV в.): буквы округлены, слова и предложения разделены промежутками; появляются сокращения, различные надстроечные знаки, ударения (силы) и система знаков препинания. Письмо приобретает чуть заметный наклон (рис. 13);
Рис. 12. Древнерусский устав XI в. |
Рис. 13. Древнерусский полуустав |
• скоропись (XV в.) - тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания (рис. 14);
• русская вязь - особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV в. для выделения заглавий и других целей (рис. 15);
• гражданский петровский шрифт - результат реформы алфавита
и шрифта, проведенной Петром I в начале XVIII в. Реформа способствовала его удобочитаемости (рис.16).
В конце XVIII - начале XIX вв. появились шрифты классического типа (рис. 17). Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась параллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах.
Рис. 14. Древнерусская скоропись |
Рис. 15. Декоративное древнерусское письмо (вязь) |
Рис. 4.17. Русский классический шрифт |
Рис. 16. Гражданский петровский шрифт |
В настоящее время шрифты, используемые для типографского набора, объединены по общим графическим признакам в следующие группы:
• рубленые - шрифты, не имеющие засечек;
• шрифты с едва наметившимися засечками;
• медиевалъные - шрифты с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв;
• обыкновенные - шрифты, характеризуемые контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом;
• брусковые - шрифты, характеризуемые неконтрастными или малоконтрастными штрихами с длинными засечками той же толщины, что и вертикальные штрихи, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением;
• новые малоконтрастные - шрифты, отличающиеся малоконтрастными штрихами с длинными засечками (преимущественно с закругленными концами), соединенными с основными штрихами под прямым угломили с легким закруглением.
Считается, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах, оформленных очень большим и, в особенности, очень малым кеглем.
Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсивные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью (рис. 19).
Рис. 19. Примеры наклонного курсивного шрифтов |
Рис. 20. Современные русские гарнитуры шрифтов |
Почти все европейские шрифты, а также шрифты некоторых народов других континентов созданы на следующих графических основах.
• на основе русского алфавита построены шрифты большинства народов Российской Федерации;
• на основе латинского алфавита построены шрифты почти всех народов Западной Европы, Америки, Австралии и Африки;
• на основе арабского алфавита построены шрифты арабских народов, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран;
• многие народы применяют шрифты, построенные на национальной графической основе (Греция, Индия, Израиль).
В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков; акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шрифты преимущественно декоративные).
На рис. 20 приведены примеры русских гарнитур. Гарнитуры Академическая, Лазурского, как правило, используются для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский шрифт Петровского периода и шрифты эпохи Возрождения); журнальная рубленая - для журналов; «Ижица», «Родео», «Акцент» - для титульных элементов и в рекламе.
Принципы построения шрифтов
Все латинские и славяно-русские прямые шрифты по принципу построения можно разделить на две типичные группы: антиквенную (от лат. «древний») и медиевальную (от франц. «средневековый»). В первой группе основой построения букв является прямоугольник (рис. 21, а): большинство букв алфавита, за исключением широких (Ш, Ы, Ю), вписывается в прямоугольник и имеет одинаковую ширину, а буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) имеют овальную форму. В медиевальной группе (рис. 21, б) основой построения букв является квадрат, и буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) представляют собой окружность (О) или закругления в виде дуг (В). Благодаря этому особому принципу буквы алфавита имеют разную ширину: В уже Н и П, а последние, в свою очередь, уже О.
В пределах одной гарнитуры, а тем более начертания, должен соблюдаться единый принцип построения букв, который и определяет тот или иной стиль шрифта. Так, если буква О выполнена циркулем, то другим буквам округлых очертаний (В, Ю и др.) нельзя придавать овальную форму; или, например, буква Н имеет прямоугольную форму, значит, букву П нельзя вписывать в квадрат, и т.д.
Рис. 21. Принципы построения шрифтов |
Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом
Выбор шрифта диктуется исключительно мастерством и опытом, поскольку жестких правил, регламентирующих выбор шрифта, не существует. Врекламе, например, допускаются самые невероятные приемы. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ваш текст не только привлекал внимание, но и осмысленно читался, при оформлении рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент.
Читаемость - четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен. Ниже, в табл. 1, приведены усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость (ухудшение направлено сверху вниз).
Следует заметить, что приведенные соотношения весьма приблизительны, так как на четкость и удобочитаемость шрифта влияют также тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная), расстояние и т.д.
Основные условия, обеспечивающие удобочитаемость:
1. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (рис. 22, а): в шрифтах светлого начертания соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно равно 1:6-1:4; в шрифтах полужирного начертания - 1:2; в шрифтах жирного начертания - 1:1.
2. Оптимальность межбуквенных пробелов (рис. 22, б): чрезмерное разрежение букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов (хотя для короткой надписи такой прием вполне пригоден, так как придает строке некую «острохарактерность»),
3. Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте (рис. 22, в): читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.
4. Контрастность основных и дополнительных штрихов (рис. 22, г). В первой строке приведен пример шрифта с геометрически равной толщиной горизонтальных и вертикальных штрихов. Так как горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, это придает тексту некоторую тревожность, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта второй строки обеспечивает хорошую удобочитаемость. Сильный контраст штрихов (третья строка) в длинных текстах утомляет глаз, в коротких же, наоборот, зачастую повышает удобочитаемость. В четвертой строке показан шрифт без соединительных штрихов - это вполне допустимо;
5. Размер шрифта, определяемый форматом экспозиции, а также рас
стоянием до зрителя.
|
Рис.22. Влияние элементов букв на удобочитаемость шрифта |
Глаз способен различать предметы только в пределах телесного угла 0’1 (рис. 23).
Если принять высоту буквы Н равной 5d а ширину буквы L равной Зd, то в приведенном примере Н будет равно 10,5 мм, а L - 6,3 мм. Для подписей, как правило, эти величины удваиваются, особенно при недостаточном освещении (табл. 2).
6. Длина строчек, составляющих основной текст. Для рекламных объявлений, например, рекомендуется использовать текстовые колонки шириной менее трех дюймов (7,62 см). Расстояние между строчками также влияет на читаемость текста. Если между ними оставлен зазор лишь для верхних и нижних элементов букв, набор такого текста называется сплошным. Лучше печатать с интервалом для «свежести».
Рис. 23. Телесный угол, в пределах которого глаз различает предметы |
7. Для текстов, которые будут передаваться по факсу, рекомендуем использовать шрифты без засечек светлого или полужирного начертания, нормальных пропорций с большим интерлиньяжем.
Удобочитаемость особенно важна для серьезных текстовых документов большого объема: газет, книг, отчетов. В последнее время нередко отказываются от классических правил: для создания специальных эффектов намеренно используют и создают трудные для чтения шрифты. Текстовое оформление уже само по себе несет огромную информацию, поэтому требование выразительности шрифта иногда превалирует над требованием читаемости.
Уместность - органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Главное, чтобы шрифт в тексте был уместен (рис. 24). При современном разнообразии шрифтов как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать, даже не вдаваясь всмысловую нагрузку текста. «Образ в шрифте - это тоже мысль, только выраженная специфическими художественными средствами» (СБ. Телин-гатер). Политические плакаты, например, выполняются преимущественно различными гарнитурами рубленых шрифтов. Стилизованный «старомодный» шрифт не стоит использовать в рекламе электронной техники. Для молодых бизнесменов подойдут стилизованные шрифты и символы в стиле модерн: свободные, динамичные, угловатые и округлые. Люди с более консервативным вкусом предпочитают шрифты эпохи барокко и классицизма в сочетании с геральдической символикой.
Гармоничность. Наиболее характерной ошибкой начинающих дизайнеров является смешение множества шрифтов в одном документе. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Рекомендуется выбирать родственные гарнитуры или начертания из одного семейства. Шрифты должны гармонировать с другими элементами печатной продукции, включая иллюстрации. Вся композиция текстового документа зависит от используемых шрифтов.
Акцент. При выборе печатного исполнения можно привнести акцент за счет контраста. Обычно для этих целей используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого начертания, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и межстрочных расстояний. Акцент также создается цветом, но при этом следует помнить о гармоничном соотношении фона и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентировать всё не удастся выделить ничего.
В наши дни использование разнообразных шрифтов весьма распространено; особенно это заметно в рекламах. Шрифты рубленые и с засечками, вертикальные и наклонные, плотные и растянутые, диагональные, расположенные по прямой и кривой, из прописных и из строчных букв с прописными, мелкие и крупные, эфемерные и мощные, спокойные и кричащие, объемные и плоские, цветные и контурные, простые и вычурные - таков далеко не полный перечень их характеристик. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация.
Рис. 24. Декоративный шрифт в стиле модерн
Выбирая и определяя шрифт для оформления издания, дизайнеры обычно работают со шрифтовыми каталогами. С появлением компьютера значительно расширились возможности печатного процесса, улучшилось качество, увеличилась производительность, постоянно пополняются и каталоги компьютерных шрифтов. Но машина, тем не менее, - это всего лишь средство. Ни одна из компьютерных графических программ сама по себе не сделает ваш документ красивым. Выбор шрифта, кегля, создание композиции страницы - это творческая работа дизайнера; компьютер только расширяет его возможности. Удачному оформлению текстового документа предшествует огромная организационная работа - необходимо определить его вид (листовка, буклет, отчет и т.д.), изучить аудиторию, на которую он ориентирован, предмет, о котором идет речь, выбрать соответствующие технические и программные средства.
5. Особенности компьютерного оформления текстов
С приходом в полиграфию компьютеров резко возрос спрос на компьютерные шрифты. По стране «гуляет» масса поделок, не соответствующих нормам дизайна шрифтовых разработок и созданных «уникальными специалистами», не имеющими представления о требованиях к шрифтовому оформлению и не владеющими необходимыми профессиональными навыками. Обычным дедом стало «пиратское» использование шрифтов.
А ведь разработка компьютерных шрифтов - это серьезная совместная работа дизайнеров и программистов. Контуры символов создаются на компьютере или сканируются с рисунка на бумаге. С помощью специального программного обеспечения производится разметка символов в соответствии с требованием форматов. К существующему многообразию способов начертания букв постоянно прибавляются все новые и новые. Можно выделить пять основных групп самых распространенных компьютерных шрифтом: антиква, рубленые, брусковые, рукописные, акцидентные (рис. 25).
Подобрав гарнитуры для оформления текстовых документов, нетрудно составить и собственные шрифтовые каталоги. Профессионалы обычно используют набор из трех-четырех гарнитур основных типов шрифтов (антиквы, брусковых, рубленых). Удобно идентифицировать шрифты по начертаниям цифр, формам характерных букв (например, Д, Ц, Л); по вопросительному знаку, округлым частям букв Р и В; по контрасту между основными и соединительными штрихами (рис. 26).
Рис. 25. Основные группы компьютерных шрифтов |
Рис. 26. Идентификация шрифтов по формам характерных букв |
Рис. 27. Варианты начертания шрифтов гарнитуры Pragmatica |
В пределах каждой группы существуют семейства шрифтов (несколько начертаний одной гарнитуры). Шрифты в семействах имеют одну основу начертания и носят общие названия: «Футура», «Гоуди», «Бодони»...
Отметим, что в пределах одной гарнитуры пропорции элементов, насыщенность, наклон, а также варианты начертания - жирный, узкий, широкий и т.д. - могут меняться (рис. 27).
Таким образом, не меняя самого шрифта, можно создать контраст и акцент. Чем больше вариантов начертания, тем большей выразительности добиваются при составлении шрифтового документа без изменения гарнитуры. Кроме того, насыщенность шрифта (светлость) зависит не только от вида шрифта и варианта начертания, но и от равномерности расположения текста. Экспериментируйте с кеглем, интерлиньяжем, шириной колонок для получения нужного вида документа. Компьютерные средства существенно облегчают эксперимент; процесс верстки, как и процесс постижения основ шрифтового дизайна, значительно ускоряются.
Современная технология настольно-издательских систем основана на стандарте PostScript. PostScript - язык, созданный специально для программирования графики фирмой АdоЬе в 1985 году. Основа описания графики - совокупность геометрических примитивов: точек, прямых, кривых Безье, дуг; таким образом, PostScript; - векторно-ориентированный язык. Для вывода изображения на экран или создания твердой копии векторный формат должен быть преобразован в растровый, что осуществляется растровыми процессорами или интерпретаторами PostScript. Кроме PostScript-шрифтов в операционных системах Windows широко распространены контурные шрифты в формате ТrueТуре. Управлением шрифтами этого типа занимается операционная система: она предоставляет прикладным программам список доступных шрифтов, обеспечивает отображение текстовой информации на экране и вывод на печать. Эти шрифты, как и шрифты формата PostScript (Туре1) применяются для полиграфии, с ними работают текстовые процессоры (типа Microsoft World) и сложные программы верстки (например, QuarkXPress).
Для создания новых шрифтов на профессиональном уровне или редактирования имеющихся существуют специальные программы. Наиболее известные редакторы контурных шрифтов: FontLab российской фирмы «СофтЮнион»; Fontographer, разработанный фирмой Altsys, мировым лидером в области производства программ для издательской деятельности; FontMonger фирмы Ares. Преобразовывать профессиональный шрифт с помощью программ редактирования - задача очень серьезная. Грамотно решить ее под силу только специалистам.
Профессиональные наборные шрифты разрабатывают и поставляют такие фирмы, как РаrаТуре, «СофтЮнион», «Иван и товарищество» и др. Как правило, поставщики шрифтов сотрудничают с ведущими шрифтовыми компаниями мира. Пользуйтесь легально приобретенными шрифтами, вы избавите себя от неприятных неожиданностей, таких как сбой интерпретатора PostScript при попытке обработать некорректный шрифт. Шрифты идентичны только при копировании из одного и того же источника, поэтому вместе с текстовым файлом целесообразно передавать и копии шрифтов сверстанного текста.
При создании текстовых документов пользователь выбирает аппаратные средства и программный продукт в зависимости от характера работы, которую предстоит выполнить. Наиболее популярные аппаратные средства-Macintosh и IВМ РС. В последнее время обе фирмы настолько улучшили качество своих компьютеров, что применимость их для верстки вполне соизмерима. Крупные фирмы стараются приобрести обе системы. Из существующих программ для верстки больших объемов текста наиболее широко распространены World, (QuarkXPress, РаgеМаkег. Для создания документов внутреннего пользования, плакатов, буклетов и другой рекламной продукции хорошо подходят FreeHand, Аdobе Illustrator, СогеlDRAW.
Широкие возможности СогеlDRAW позволяют работать с текстом в режиме хорошего текстового редактора: выбрать шрифт, установить его размер, начертание, произвести форматирование. Кроме того, эта программа позволяет создавать акцидентное оформление шрифтов с помощью разнообразных эффектов и преобразований. Текст между тем позволяется редактировать, при условии, что он не был преобразован в кривые. Различные графические эффекты СогеlDRAW, такие как эффект тени, объемные буквы, зеркальное отражение и т.д., позволяют создавать выразительные текстовые строки. Эти приемы широко используются в рекламе, при оформлении поздравительных открыток, плакатов, объявлений и прочей печатной продукции подобного рода.
Большое значение для восприятия имеет цвет шрифта. Например, для слова «ОГОНЬ» лучше использовать заливку с вертикальной растяжкой от красно-коричневого к темно-желтому цвету. Контур букв - ярко-красный.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные элементы начертания шрифта;
2. Назовите основные виды письма, их исторические особенности;
3. Назовите основные вехи написания латинского шрифта, их отличительные особенности;
4. Кто был создателем российской азбуки?
5. Какие основные каллиграфические варианты кириллицы Вы знаете?
6. Какие группы шрифтов существуют в настоящее время?
7. Назовите основные условия, которые рекомендуется соблюдать при оформлении рекламного текста;
8. Какие группы компьютерных шрифтов Вы знаете?
Рекомендуемая литература
1. С.И.Смирнов «Шрифт в наглядной агитации». Москва: «Плакат», 1987.
2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. -М.: Молодая гвардия, 2009.
3. Эмиль Рудер.Типографика. Руководство по оформлению. Москва: «Книга» , 2010.