Первый секрет настройки голоса: анатомическая составляющая голоса (откройте «второй рот»)

Теория и методика, основанные на раскрытии

трех секретов феномена Шаляпина

"Ни в какой школе он не был, ни в каких классах не сидел, не учился никаким предрассудкам. Каким-то чудом он уберёгся от педагогической дрессировки, худых задач и примеров, особенно же уберёгся он от Музыкальной Италии, пожравшей и обезобразившей столько поколений". Владимир Стасов о Шаляпине

Теория и методика, основанные на раскрытии

трех секретов феномена Шаляпина

"Ни в какой школе он не был, ни в каких классах не сидел, не учился никаким предрассудкам. Каким-то чудом он уберёгся от педагогической дрессировки, худых задач и примеров, особенно же уберёгся он от Музыкальной Италии, пожравшей и обезобразившей столько поколений". Владимир Стасов о Шаляпине

Первый секрет настройки голоса: анатомическая составляющая голоса (откройте «второй рот»)

Мы так устроены, что не любим разглашать свои секреты. Шаляпин, когда его просили рассказать, как это у него все просто так, получается, говорил, что это очень просто, надо делать, как я и начинал петь. Незадолго до революции 1917года он собирался в Крыму, в Гурзуфе, на месте нынешнего Артека создать храм искусств и обучать по своей методике. Организовать свою школу и ввести свои методические принципы в искусство он собирался и за границей, но то же из этого ничего не получилось. Шаляпин знал эти три тайны (так и хочется сказать «три карты») настройки голоса, но сделал из одной сверхсекрет (физиологическая составляющая), о другой знали очень немногие (анатомическая составляющая) и говорил только об одном секрете - психической составляющей.

Первый из трех секретов - это источник звука. Этим источником является наша бронхиальная система. Трахея - это низы, главные бронхи - средние, а мелкие бронхи -высокие звуки. Умение настроить, и распорядится этой системой - святая святых всех самых выдающихся певцов. Это наши Шаляпин и Собинов, итальянцы Гарсиа - старший, его дочери Мария Малибран, Полина Виардо, Маттиа Баттистини, Бениамино Джильи, Марио Ланца, Има Сумак, которой уже за 90, а она все еще поет и как поет! Возможно, и другие, но менее известные певцы владели или владеют этим секретом. Этот триединый голос, которым обладали выше названные певцы и, о котором мы в дальнейшем более подробно поговорим, есть ни что иное, как духовой оркестр, а точнее, своеобразный орган с разного диаметра и длины трубками.

Будем знать, что источником звука являются не голосовые связки (и не складки), а бронхи, или на простом понятным языке - грудной резонатор или грудь. Вывод: надо говорить и петьгрудью а_не_горлом. Вывод простой, но как этого добиться? Мы знаем, что каждая функция в организме имеет своего материального носителя, анатомическую составляющую. Все беды с управлением голосом состоят в том, что сама сущность и сам носитель голоса неправильно определены. Это пошло от Гарсиа - младшего, о чем мы еще будем подробно говорить. Как правило, одна ошибка тянет за собою другую, та -третью и так далее по принципу снежного кома. Непоправимой ошибкой в понимании природы носителя звука является неправильноепонимание роли ближайшего соседа трахеи -гортани. До гортани звук идет помимо нашей воли, этот звук обладает бесчисленными сокровищами, но на последнем отрезке своего пути он встречает препятствие в виде гортани. Как правило, все полагают: раз источник звука голосовые связки (будем придерживаться традиционного, более научно обоснованного и понятного термина), а они расположены в гортани, значит, для управления звуком надо учиться управлять гортанью. Самый наш большой теоретик Дмитриев в вокале все к этому и сводит. Правда, на практике почему-то эту теорию он не подтвердил. Эмпирически некоторые драматические артисты и певцы умеют извлекать звук из глубины организма, т.е. из бронхов, а гортань (горло) сделать только проводником звука. Вот этому-то и надо научиться: отключать горло от голоса, т.е. сделать его только проводником. Иначе, мы должны образовать из трахеии гортани составную трубу, своего рода раструб: нижняя часть- источник звука, а верхняя - проводник звука. Те, кто наблюдал поющего Шаляпина отмечали, что не могли отделаться от впечатления о поющем раструбе. Чтобы этот раструб заработал необходимо опустить внизгортань и увеличить пространство, соединяющее гортань и трахею. Самый близкий аналог устройство блок флейты. Музыкант соединяет два или более блоков в одно целое, и инструмент звучит как одно целое. Тоже самое должны делать и мы, только задача эта требует времени и терпения. Тому, как научиться это делать посвящен первый урок. А теперь обратимся к Шаляпину. Одним из самых непонятых до сих пор феноменов и для науки и для практики, да и просто для обыденного нашего сознания является феномен Шаляпина. До сих пор принято считать, что это некий случайный факт, самородок, самоучка, не придерживающийся никакой известной системы, и поэтому его опыт не прижился ни в консерваториях, ни в театрах. На самом же деле и сейчас мы попытаемся доказать это Шаляпин являлся создателем эффективнейшей системы, в которой воедино сплетены все три закона (секрета) формирования голоса человека.





Сейчас, на его примере рассмотрим внешние факторы самого инструмента, попросим великого певца открыть рот и заглянуть в него. Это нам поможет сделать народный артист СССР А.А Остужев и Ираклий Андронииков. В рассказе Ираклия Андронникова «Горло Шаляпина» ( Ираклий Андронников. К музыке. Киев. «Музична Украина»1986.с.272-294) И.Андронников пересказывает воспоминания народного артиста СССР А.А.Остужева о том, как тот, будучи начинающим артистом, сумел заглянуть в горло Шаляпина и какой практический вывод сделал он для себя, а уже затем, в свою очередь и сам Андронников. Дело происходит в гримерной Большого театра перед спектаклем (опера Серова «Юдифь», в которой Шаляпин пел партию свирепого военачальника Олоферна). В гримерной полно народу. ... Вдруг к нему подходит ларинголог-горловой врач. И спрашивает: «Феденька! Мальчик! Как твое горлышко?» -«Ничего, в порядке!»- «Ну, не ленись, детка! Покажи мне свою глоточку!» - «На смотри! Ахааааааа «- «И тогда все, кто был в комнате, перестали брехать, подошли к Шаляпину и, оттесняя при этом друг друга, стали заглядывать ему в рот. И выражали при этом бурные одобрения.... »- «Из тех слов, которые я мог расслышать за порогом, я понял, что пропустил нечто сверхъестественное, чего уже, может быть, никогда не увижу......Далее идет рассказ о том как все-таки Остужеву удалось заглянуть в горло Шаляпина, и какое это произвело на него впечатление. И хоть это событие происходило около 40 лет назад (в 1909 году) Остужев сохранил яркие впечатления от увиденного. В своих воспоминаниях глотку Шаляпина он сопоставляет с сооружением великого мастера...: «Это чудо! Но не природы. Это - чудо работы, систематической тренировки....» Далее Остужев рассказывает о впечатлении произведенным на него Шаляпиным в этом спектакле:...» И я выскочил из артистической, пристроился в кулисе ... Потом услышал, как в зал, расширяясь и нарастая, полетел раскаленный Шаляпинский звук... Слушал и смотрел... И не мог отделаться от представления об этом огромном поющем раструбе (выделено мною - В.Б.). Интересно отметить, что сразу же после увиденного Остужев разглядывает в зеркало свою глотку и так характеризует увиденное: - «ГОРЛО ПИВНОЙ БУТЫЛКИ! НЁБО?! ПОТОЛОК В ПОДВАЛЕ!...Язык?...Как КУЛАК, торчит во рту. А дальше -потемки дремучие!»... С тех пор Остужев стал систематически упражнять горло и когда в горло Остужева заглянул уже Андронников, то...Вот как он это описывает: «Остужев разинул рот... Гляжу: нёбо - высокая арка, как подъемный мост, опустился язык, открыв вход в огромный тоннель. Горло? О нет! Не горло вижу я - сооружение великого мастера! И не могу отвести глаза от этого необыкновенного зрелища». Андронников вспоминает, что он тут же достал зеркальце, открыл рот и : «Вы не знаете, что увидел я!...Бугор языка, а сзади - потемки дремучие. И никаких перспектив... С того времени я тоже стал упражнять горло»...Судя по прекрасно поставленному голосу Андронникова, ему эти упражнения помогли. Заметим, что нигде в рассказе нет ни слова об упражнениях по расширению глотки. Теперь встает законный вопрос существуют ли в наше время известные политики, драматические артисты или певцы, у которых гортань и трахея имеют хорошее соединение? Ответ: - да, существуют, но таких - единицы. Из известных политиков можно выделить генерала Александра Лебедя, у которого голос идет, как из трубы. Здесь имеет место 100%-е соединение. Однако мало кто знает, что это соединение - результат хирургической операции на гортани, произведенной в детстве, после того как, проявив мальчишескую отвагу будущий генерал подорвался и его сшивали, как выразилась его мать, « по частям». Прекрасное соединение чувствуется в голосе у известных в прошлом дикторов радио и телевидения- Балашова, Кириллова и, разумеется, Левитана. Из артистов театра и кино надо отметить голоса Юрия Юрьева -много давшего молодому Шаляпину в плане постановки речевого голоса и посвятившего певца в тайну малого дыхания (придыхания), Николая Анненкова дожившего до 100-летнего юбилея, его последователей: Юрия Яковлева, Николая Переверзева, Владимира Яхонтова, Карновича-Валуа, Евгения Евстегнеева, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна, Михаила Краско, Николая Караченцева, Владимира Высоцкого, Аллы Пугачевой и других представителей, как правило, московской театральной школы. Из мастеров оперного пения в этом плане кроме Шаляпина, можно отметить баритонов Маттиа Баттистини, Титта Руффо, К.Эверарди, И.Тартакова, теноров - Леонида Собинова, А.Мазини, Бениамино Джильи, Марио Ланца и Осипа Рогачевского. Из современных мастеров оперного пения я бы выделил только обладательницу Гран-при 10 международного конкурса музыкантов-исполнителей им.П.И.Чайковского 1994года, абхазку по национальности-Хиблу Герцхлаву. Мне довелось её слышать в заключительном 3 туре конкурса им.Римского-Корсакова, являвшемся отборочным к конкурсу Чайковского. Не смотря на то, что она была абсолютно вне конкуренции по вокальному и артистическому мастерству, ей со скрипом присудили третью премию. Мне впервые в жизни посчастливилось увидеть и услышать, по выражению Остужева «поющий раструб». Справедливость все же восторжествовала. Воздействие от такого пения на слушателей и даже на жюри международного конкурса Чайковского оказалось настолько сильным, что впервые в мировой практике в смешанных конкурсах (за этот приз кроме певцов боролись пианисты, скрипачи и виолончелисты) Гран-При присудили малоизвестной певице-студентке З курса Московской консерватории (класс профессора Масленниковой).

Особняком стоит перуанская певица Има Сумак. Она такая же самоучка, как и Шаляпин (кстати, и голоса обоих звучат в похожей манере звукоизвлечения). Сразу после рождения мать перед ее колыбелью поставила клетку с канарейкой (точнее с кенарем, так как самки птиц, как известно не поют). В дальнейшем девочка подражала пению птиц в лесу. Других учителей пения у Имы Сумак не было. В результате она стала обладательницей феноменального голоса диапазоном в 4 с половиной октавы. Еще раз заостряю внимание на наличие прямой зависимости качества голоса и качества соединения гортани с трахеей (открытие «второго рта»). Сумеете добиться поставленной цели - большая часть дальнейшего успеха обеспечена. Здесь - главное захотеть. Природа сама начнет вам помогать восстановить того, что уже имело место при вашем рождении. Сказанное выше известно очень малому кругу специалистов и, на мой взгляд, является одной из главных профессиональных тайн, имеющих хорошо поставленный голос. Также как при закрытой крышке рояля невозможно на нем играть, также нельзя говорить о каких - либо дальнейших достижениях в настройке голоса (речевого и тем более певческого), если нет необходимого соединения между гортанью и трахеей - иначе если не открыт «второй рот» и раструб, рупор не включены.

Вывод: голос помещен в систему самонастраивающихся труб разного размера и диаметра и подобен духовому оркестру или органу.

Наши рекомендации