Интеграция русского языка с изобразительным искусством и трудовым обучением.
Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка. На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи.
По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте. Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников, развивает и обогащает их словарный запас. В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления.
Так, например, перед тем как приступить к выполнению письменных упражнений на уроке, учитель может дать детям такое задание: в тетрадях нарисовать путь который ребёнок совершает утром, идя из дома в школу. При этом, не пропуская никаких поворотов, обходов, изгибов дороги. Это активизирует у детей память, вызывает интерес, неожиданность такого задания организует класс к предстоящей работе, а самое главное - подготавливает мышцы руки к процессу письма. Вырисовывая замысловатые узоры в тетради, ученики тем самым тренируют руку для того, чтобы красиво написать букву, слово, предложение.
Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым учитель, не акцентируя внимания детей, добивается осмысленного понимания текста.
Интегрирование русского языка с трудовым обучением: учителя часто используют лепку из пластилина, вырезание деталей из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приёмом обрывания.
Фрагмент интегрированного урока русского языка, изобразительного искусства и труда. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Приёмы обработки бумаги. Выполнение рисунка в цвете.
В начале урока учитель сообщает тему занятия "Одушевлённые и неодушевленные предметы". Говорит, что сегодня попробуем разобраться, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. И ещё предстоит выполнить поделки из бумаги.
Изучение новой темы начинается с отгадывания загадки о собачке и стуле.
У.: - Правильно, молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделаем небольшую аппликацию. (Показывает образец изделия: собачка, сначала нарисованная простым карандашом, затем без помощи ножниц, приёмом общипывания принимающая нужную форму. Из другой бумаги коричневого цвета вырезается ножницами заранее нарисованный стул. На фон наклеены полученные детали: собачка сидит на стуле).
- Нравится? Хорошо. Тогда сначала давайте опишем наших героев: собачку, дадим ей имя; стул - назовём все его качественные характеристики. (дети описывают подробно, всё что знают о данных объектах). Стул: деревянный, жёсткий, коричневый, у него 4 ножки, на нём сидят.
Собачка: живая, красивая, у неё тоже четыре лапы, она бегает, лает, с ней можно поиграть. Покрыта шерстью, у неё красивые глаза, уши.
- Хорошо. Ребята, у вас у всех доме есть стулья?
- Да.
- А собачек все видели?
- Да.
- Тогда сейчас нарисуйте на альбомных листах собачку и стул. (Дети рисуют).
- Сейчас нам необходимо вырезать их. Посмотрите, какие края, ножки у стула?
- Ровные.
- Правильно. Чтобы получить ровные края у ваших стульчиков, гак необходимо пользоваться ножницами при вырезании. (Учитель знакомит с правилами вырезания из бумаги с помощью ножниц).
Дети вырезают стульчик.
- А теперь посмотрите на собачку. Можно вырезать её ножницами? Почему? (Дети говорят, что она покрыта шерстью, лохматая, а не гладкая).
- Верно. А придать ей форму нам поможет приём отщипывания (Показывает этот приём), давайте потрудимся и сделаем наших собачек пушистыми, красивыми. (Дети работают).
- А сейчас, еще раз давайте посмотрим на наши работы. Назовите отличия стула и собачки.
Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в ответах прозвучало, что собачка - живое существо, а стул - неживое. После этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление.
Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Упражнение проверяется).
- Хорошо, теперь вы знаете, какие предметы называются одушевлёнными, а какие неодушевленными. Давайте закончим нашу аппликацию. Посмотрите, чего не хватает до ее завершения?
- Нужно раскрасить.
- Какие цвета будете использовать при раскрашивании стула? Собачки?
(дети объясняют свои выбор. Закрашивают).
- Ну, вот, сейчас осталось только наклеить. (Составляется аппликация. Наклеиваются детали).
- Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились. Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный рассказ мы повесим в нашем классном уголке.
Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения. Выставляются оценки. На этом урок заканчивается.
При работе с ножницами и приёмом отщипывания развивается моторика мышц рук.
При рисовании предметов работает воображение, фантазия.
При составлении и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь.
18. Специальные формы художественного образования – ДХШ и ШИ. Учебные и творческие проблемы обучения специальным художественным дисциплинам рисунка.
Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Современные тенденции развития художественного образования в области профессионального обучения изобразительного искусства – активное использование аналитических методов в работе над натурой, а также использование передовых и научно обоснованных достижений современного искусства и опыта прошлого.
Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.
1.Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Рисунок» является одной из базовых дисциплин в системе подготовки специалистов, обеспечивает приобретение профессиональных знаний и формирование профессиональных навыков, развитие творческой активности, а, главное, становление композиционного мышления.
Данный курс тесно связан с рядом специальных дисциплин, таких как «Живопись», «Композиция», «Скульптура».
Цель дисциплины – научить школьников
· постигать законы построения формы на изобразительной плоскости;
· организовывать пространство выразительными средствами рисунка (линия, тон, светотень и т.д.);
· постигать изобразительно-выразительные возможности средств рисунка в решении образных задач;
· изучать материалы рисунка, технологии их использование.
Задачи дисциплины – развитие композиционного мышления, формирование навыков решения задач разной сложности, от учебно-познавательных до творческо-композиционных с использованием методов, средств и материалов наиболее выразительных при решении данной задачи.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины ученик должен
знатьзакономерности построения формы на изобразительной плоскости;различные изобразительные методы; изобразительно-выразительные возможности средств рисунка в решении образных задач; технологию работы различными художественными материалами;
уметьорганизовывать пространство средствами рисунка; работать в различных графических техниках; использовать различные методы изображения и разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач.
иметь навыки работы различными художественными материалами рисунка; решения композиционных задач, с применением разнообразных методов построения художественной формы.
Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но он становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога – подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.
Правка педагогом работы учащихся. Преподаватель наглядно демонстрирует как можно исправить конкретную работу, при этом учащиеся лучше усваивают конкретную технику.
Особенности работы мелом на доске:
1) соответствие учебному материалу;
2) кратковременность работы над рисунком;
3) рисунок должен быть нагляден и не перегружен деталями.
19. Специальные формы художественного образования – ДХШ и ШИ. Учебные и творческие проблемы обучения специальным художественным дисциплинам живописи.
Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Современные тенденции развития художественного образования в области профессионального обучения изобразительного искусства – активное использование аналитических методов в работе над натурой, а также использование передовых и научно обоснованных достижений современного искусства и опыта прошлого.
Живопись.Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ.
20. Специальные формы художественного образования – ДХШ и ШИ. Учебные и творческие проблемы обучения специальным художественным дисциплинам скульптуры.
Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Современные тенденции развития художественного образования в области профессионального обучения изобразительного искусства – активное использование аналитических методов в работе над натурой, а также использование передовых и научно обоснованных достижений современного искусства и опыта прошлого.
Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция.
21. Специальные формы художественного образования – ДХШ и ШИ. Учебные и творческие проблемы обучения специальным художественным дисциплинам декоративно-прикладного искусства.
Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Современные тенденции развития художественного образования в области профессионального обучения изобразительного искусства – активное использование аналитических методов в работе над натурой, а также использование передовых и научно обоснованных достижений современного искусства и опыта прошлого.
Декоративно-прикладное искусство. Материалы, используемые в декоративно - прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры и монументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения.