Педагогическая оценка деятельности учащегося на уроке

«Педагогическая оценка должна побуждать ребенка быть лучше, она должна помочь ребенку видеть его лучшие качества».В. А. Сухомлинский

Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель преж­де всего должен помнить о воспи­тательных особенностях такой оценки.

Как известно, в общеобразовательных учреждениях оцен­ка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количе­ственное и качественное значение. Если первая опреде­ляет объем проделанной учеником работы, то вторая -качество выполнения, которое учитель должен профессио­нально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и каче­ственных потенциальных возможностей ученика и их ре­ализации при освоении учебного материала. Начинающий учитель часто испытывает трудности при выставлении оценки ребенку. Попробуем выяснить, в чем заключаются такие трудности.

1. За что выставляется оценка? За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельно­сти ребенка на уроке (что встречается чаще всего), за выполнение разного рода промежуточных работ, за ак­тивную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т. д., т. е. следует определить триединые за­дачи оцениваемой работы.

Оценка предусматривает постепенное системное овладе­ние содержанием предмета. Стало быть, планируя педа­гогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования бу­дут преждевременны. Очень полезно для создания сис­темы требований к знаниям, умениям и навыкам учащих­ся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предла­гаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых зна­ний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.

2. Как выставляется оценка?Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъектив­ный характер, потому что в нее входит понимание уровня художе­ственности. Однако критерии, ко­торыми руководствуется учитель при оценивании детских работ,

должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической орга­низации учителем открытых индивидуальных и коллек­тивных оценок работ, когда они качественно оценивают­ся в отношении композиционных особенностей, колори­стического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро ов­ладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художест­венного развития.

В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения. Конечный результат урока складывается из двух со­ставляющих: качества работы учителя и показателей зна­ний учащихся в ходе проведения урока.

Оценка - отношение к явлениям, чело­веческой деятельности, поведению, уста­новление их значимости, соответствия оп­ределенным нормам и принципам морали (одобрение или осуждение, согласие или критика и т. п.).

Результаты урока (по Ю. А. Конаржевскому)

Результат работы учителя Результаты работы учащихся
- целенаправленность его деятельности на уроке; - характер отношений с учащимися; - индивидуально-личностный подход к учащимся; - дифференцированный подход к обучению; - умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся; - работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений; - работа по развитию познавательного интереса; - работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности; - сфокусированность усилий на формировании понятий; - развитие общих способностей учащихся; - объективность оценки знаний учащихся; - эффективность усилий, развивающих личность; - эффективность воспитывающих влияний на ребенка - уровень самостоятельности, самодея тельности учащихся на уроке; - отношение учащихся к учебному труду; — отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу; - объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности; - наличие у учащихся познавательного интереса; — воспитательная и развивающая подвижка личности, возникающая в ходе урока; - знание учащимися фактического мате- риала и уровень его усвоения

Основным критерием успешности учебного занятия явля­ется ориентация на результат, т. е. на то, что ученик получил в ходе урока, какие знания, умения и навыки он приобрел.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

«Педагогический анализ урока есть про­цесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуще­ствления урока, выяснение через это пу­тей и причин формирования именно тако­го конечного результата урока и соответ­ствия последнего его триединой цели».

Ю. А Конаржевский

Для осуществления общественно-административного контроля за учебным процессом учитель может дать открытый для анализа и оцен­ки урок.

В отличие от самоанализа, внеш­ний анализ урока определяется следующими целями, например: - определение уровня сформированности общеучебных и предметных знаний, умений и навыков учащихся;

- определение уровня и характера развития учащихся на уроке;

- изучение системы работы учителя;

- выявление причин затруднения учителя;

- разработка рекомендаций по устранению негативных тенденций в работе учителя и др.

Существуют разные типы анализа: краткий, аспект-ный, комплексный и системный.

Краткий анализ урока отражает общую оценку его ка­чества, научно-теоретического уровня, основные дидак­тические категории (достигнуты ли цели урока, решены ли все задачи урока и т. д.).

Аспектный анализ урока направлен на выявление од­ной из сторон урока: дидактической, воспитательной, психологической, организационной, методической и т. п. Комплексный анализ урока применяется чаще всего при анализе единства и взаимосвязи целей, задач, со­держания, методов, форм организации нескольких уро­ков по теме.

Системный анализ урока предусматривает всесторон­нее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, со­держания, форм и методов организации урока и систе­мы работы учителя.

Материалом для анализа урока служат личные наблюде­ния анализирующего (программа наблюдений на уроке), анализ практического результата деятельности учащихся, беседы с учителем и учащимися.

Среди многих методов проведения системного анализа урока наиболее продуктивной нам представляется мето­дика анализа урока от триединой цели урока, основан­ная на том, что триединая цель урока определяет харак­тер взаимодействия учителя и учеников на уроке, содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности. Цель обусловливает весь ход, характер и тип урока, который реализуется только в действиях учителя и соответствующих им действиях учащихся, т. е. мы можем говорить, что урок — это диалог действий учителя и учащихся.

Вариант алгоритма системного анализа урока

(по Ю. А. Конаржевскому)

1. Проанализировать саму триединую цель урока: краткость и простоту формулировки; ее связь с общей целью темы; полноту и комплексность цели; реальность достижения цели на данном уроке; соотношение и взаимодействие трех ее аспектов: познавательного, воспитывающего и развивающего.

2. Установить качество и результативность связи триединой цели урока с учебно-воспитательными задачами урока. Проанализировать моменты рассогласования (если такие имеются) между триединой целью урока и некоторыми учебно-воспитательными задачами, а также определить, как это повлияло на конечный результат урока.

3. Определить случаи несоответствия содержания учебного материала учебно-воспитательным задачам отдельных моментов урока, если таковые имеются, а через это - несоответствия содержания материала триединой цели урока, а также определить, как это повлияло на конечный результат урока.

4. Рассмотреть уровень соответствия методов обучения триединой цели, определить последствия несоответствия, если такое имеется, в конечном результате урока.

5. Определить, насколько формы организации познавательной деятельности соответствуют всем трем аспектам цели урока.

6. Определить пути достижения познавательного аспекта триединой цели урока.

7. Определить пути достижения воспитывающего аспекта триединой цели урока.

8. Определить пути достижения развивающего аспекта триединой цели урока.

9. Определить, каким образом достижение развивающего и воспитывающего аспектов цели урока способствовало реализации ее познавательного аспекта и наоборот.

10. Выяснить и проанализировать основные позитивные и негативные факторы, повлиявшие на достижение триединой цели урока.

11. Проанализировать, насколько методически правильно осуществлен учителем перевод триединой цели урока в целевую установку для учащихся и как это повлияло на формирование конечного результата урока.

12. Определить уровень несоответствия триединой цели конечному результату урока, сделать выводы о причинах несоответствия.

13. Сделать вывод о деятельности учителя на уроке и ее влиянии на конечный результат урока.

Учитель должен помнить, что анализ урока изобразительного искусства невозможен без предварительного просмотра детских работ.

Системный анализ урока изобразительного искусства позволяет увидеть перспективы эстетического воспитания и художественного образования школьников. Он подскажет, как сделать так, чтобы ученики видели все краски и оттенки окружающего их прекрасного мира Природы и Человека и сами стали творцами Прекрасного.

«Воспитание, полученное человеком, за­кончено, достигло своей цели, когда чело­век настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в тече­ние дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществлять».

А. Дистервег

16. Внеклассная работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе. Цели, задачи, содержание и формы организации внеклассной деятельности.

Виды внеклассной работы: Изо кружки, экскурсии, беседы, лекции ,внеклассная индивидуальнаяи коллективная поисковая деятельность. Это домашние задания. Их важно делать вместе с родителями, втягивая их в разговоры, размышления об искусстве, о его проблемах. Вместе искать репродукции, статьи, книги на темы. Выставки детских работ с экскурсией по ним в исполнении учеников. (конец года, конец четверти) Здесь присутствие родителей и других учителей. Оформление работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников.

Во внеурочной деятельности по ИЗО можно выделить 4 основных направления:

· просвещение в области ИЗО

· опыт творческой деятельности

· школьные традиции и праздники

· воспитание на основе изобразительного искусства в группе продлённого дня.

Одной из самых эффективных форм внеклассной работы является посещение музеев.

Содержание внеклассной работы в школе, выбор форм ее проведения зависят от интересов школьников, их возраста, местных природно-экономических условий, окружающих школу, опыта учителя.

формы внеклассной работы - конференции, вечера, выпуск газет или журналов, организация выставок.

Формы внеклассной работы различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения занятий. Рассмотрим некоторые из них.

Кружок – одна из основных форм внеклассной работы по

Цель кружка – удовлетворение познавательных интересов учащихся, увлекающихся искусством. Кружок имеет постоянный состав и может объединять как учащихся одного возраста, так и школьников разных классов. Наиболее приемлемое число учащихся в кружке – 15-20 человек. При большем количестве кружковцев учителю трудно уделить должное внимание каждому из них. Успех работы кружка зависит во многом от тщательной разработки его плана, который составляется на четверть, полугодие и год. В нем должны найти отражение все виды деятельности кружка. При составлении плана учитель учитывает интересы учащихся, их подготовленность,

Выставкипосвящаются результатам детского творчества в области изобразительной деятельности. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздникикак форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося художника. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с художниками, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии -форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам.Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Конкурсыдетского рисунка, поделок, конструкций, -- действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

-- они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

-- в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

-- введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

-- осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

-- обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в творчестве.

Внеклассная работа– организованные и целенаправленные занятия с учениками, проводимые во внеурочное время для расширения и углубления знаний, развития индивидуальных способностей, и удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха.

Программа внеклассных занятий по изо предусматривает тесную связь с основными разделами учебной программы. Она развивает и дополняет темы уроков, знакомит с произведениями и практическими заданиями, не вошедшими в учебную программу.

Образовательно-воспитательные задачи внеклассных занятий состоят в следующем:

- привить интерес к изоискусству, и развить понимание прекрасного;

- совершенствовать изо способности, художественный вкус, воображение и мышление;

- расширять изо возможности учеников, включая задания на практическое воплощение замыслов;

Эти задачи могут решаться успешно, если проводятся в системе общей программы, где каждое звено тесно взаимосвязано, предваряет и завершает другие.

Форма проведения внеклассных занятий отличается от урока и близка к студии, кружку. Учащиеся посещают по желанию. Количество желающих может быть более двадцати человек. Творческую среду помогают создать методы организации: демонстрация произведений для эмоционального настроя, прослушивание музыки,

Программа внеклассных занятий включает несколько видов творческой деятельности:

изобразительное искусство объединяет живопись, графику. Показывает действительность в зрительно воспринимаемых образах, созданных с помощью обобщения, стилизации, воображения;

декоративно-прикладное – область декоративного искусства. Отличается изделиями, имеющими практическое назначение в быту. Изделия составляют предметную среду и эстетически ее обогащают.

С этими видами ученики знакомятся в кружках живописи, рисунка, линогравюры, скульптуры, дпи. Используют широкий ассортимент материалов: гуашь, тушь, мелки, сангину, глину, пластилин.

Важным фактором повышения интереса учеников к изоискусству являются выставки и коллективные обсуждения работ, где преподаватель занимает позицию ведущего.

Все формы внеклассных работ должны быть направлены на развитие интереса и потребности самостоятельно изучать искусство.

Наши рекомендации