Системный подход в методике обучения языку изобразительного искусства в практической деятельности на уроке.
Конструкция, методы программы – это формы проявления её содержания в процессе обучения.
Закон художественного уподобления как основной закон художественного восприятия даёт представление об особенностях передачи худ. знаний, об основных принципах формирования у детей способности получить эту информацию.
Каждый педагог - режиссер, а класс- труппа. Для введения в состояние сопереживания(уподобления) учащиеся, актёры этого маленького театра, должны войти в роль. А учитель-режиссёр должен тонко, тактично вовлечь их в сопереживание.
Основные принципы и методы:
1. Принцип педагогической драматургии, создания на уроках ситуаций уподобления.
Например, дидактические игры: в начальной школе создание с детьми своих сказок, в старших классах проведение своих диспутов, судов с защитой и обвинением. Игровые методы: 1) «Художник и зритель» (дети то художники, то зрители по отношению к работам мастеров), 2) «3 сказочных брата мастера – Мастер Украшения, Мастер Изображения, Мастер Постройки», 3) Игра о различении через декор доброго и злого сказочного флотов(2 класс).
1. Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала. Освоение через погружение. Последовательное изучение методически выстроенного материала. Каждый уч.год – одна целостная проблема, каждая четверть – одна грань этой проблемы. Основные методы: а) поэтапных открытий, чёткое вычисление тем каждого урока, и неповторимости обеспечивает постепенность, медленность втягивания учеников в осознание темы, в раскрытие через переживание её основных граней. Темы четвертей нужно логически раскрывать заранее. Каждая должна стать эмоциональным открытием. б) метод единства восприятия и созидания (практической работы). Рассматривая зрительный ряд, слушая стихи, прозу, музыку, выполняя практическую работу – глубокое осознание и переживание темы в единстве всех видов деятельности - это не цель, а средство. в) Метод широких ассоциаций, творческой интерпретации содержания. Задача учителя тактично растить росточки личностных связей ученика с искусством через фантазию. г) Метод обобщающих уроков в конце каждой четверти.
2. Принцип постоянства связи с жизнью а) метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, т. е. актуализация и активизация его для осознания темы. б)метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Это домашние задания. Их важно делать вместе с родителями, втягивая их в разговоры, размышления об искусстве, о его проблемах. Вместе искать репродукции, статьи, книги на темы. в) метод отчётных уроков(конец года, конец четверти) Здесь присутствие родителей и других учителей. Выставки детских работ с экскурсией по ним в исполнении учеников. Г) метод оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников.
3. Принцип опоры на апогей явления в искусстве (для раскрытия и осознания языковых и содержательных его сторон) Искусство обобщая всегда заостряет. Раскрывая учащимся искусство, нужно пользоваться методом самого искусства (подобное – подобным). Любое явление здесь необходимо познать «в пике»(в чистоте) его проявления. В реальной жизни искусства это явление не догма, а стремление. В реальной жизни жанры часто существуют переплетаясь между собой(портрет с пейзажем, натюрморт с бытовым жанром и т.п.)Но показывать портрет или натюрморт, чтобы уяснить специфику, необходимо не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях, т.е. в апогее явления.
4. Принцип единства формы и содержания в процессе обучения. Основной метод – обязательная постановка эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе(доброе-злое, радость-грусть и т.д.).
5. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. Методы помогающие осваивать навыки изображения, конструирования и декора (даже при 1 часе в неделю): а) метод свободы в системе ограничений. Каждая ограниченная задача рождает потребность в освоении определённых навыков и знаний. Результат работы может быть оценён только с учётом этих ограничений. И результат ученика, и результат учителя. Чёткое выполнение ограничений каждого урока формирует у ребёнка умение поэтапно и сознательно направлять любую свою работу, осваивать навыки постепенно, не всё сразу, лишает творческую волю расхлябанности, анархии, делает её дисциплинированной, целеустремлённой. Формирование творческой потенции личности. Б) метод диалогичности . Учитель и ученик – собеседники. «овеществление в слове» мысли ученика. Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как учитель литературы. Учитель не мастеровой, а личность умеющая и мыслящая. Мысль ученик должен научиться выражать и в рисунке, живописи, конструкции, и в слове. Не просто слова, но слова, которые активизируют способность вглядывания! Связь слова и зрения – через мысль. От узнавания сюжета, формы, -, в глубь, к содержанию. Зачем? – Какая цель была у автора? В) метод сравнения как путь активизации потребности в самостоятельном мышлении. Веер возможностей разных решений проблемы. При восприятии произведений искусства показывать разные варианты решения темы или сюжета. Развитие способности к ассоциативному=творческому мышлению. Г) метод коллективных и групповых работ. Повышает престиж овладения умениями и в практической деятельности и в мышлении. Коллективные работы должны быть украшением и гордостью школы, родителей.
Проблемное обучение как способ развития творчества на уроках изобразительного искусства. Понятие проблемы и проблемной ситуации. Моделирование проблемной ситуации. Особенности проблемных ситуаций на уроке изобразительного искусства. Приемы создания творческой атмосферы на уроках.
Метод проблемного обучения состоит в том, что учитель лишь иногда дает объяснения сложных понятий, чем создает проблемную ситуацию, и организуют учебно-познавательную деятельность так, что ученики на основе фактов анализируют проблему, формулируют понятия, обобщают выводы, и самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.
Цель проблемного обучения – усвоение знаний и пути получения знаний, формирование познавательной самостоятельности ученика.
В основе организации процесса проблемного обучения лежит учебно-познавательная поисковая деятельность, т.е. принцип открытия выводов, способов действия и приложения знаний к практике.
Реализация проблемного метода на уроках есть выполнение задач (определены Л. Б. Рыловой):
- познание способов и методов художественного творчества;
- усвоение способов создания художественного образа;
- усвоение приемов изо деятельности.
Модель проблемного урока (по Л. Б. Рыловой) может быть следующей:
- возникновение проблемной ситуации (эмоцианально-художественных затруднений) при воплощении определенного замысла;
- самостоятельный поиск информации и обобщение (с помощью учителя);
- вычленение противоречивых знаний и выявление неизвестного;
- поиск методов воплощения замысла;
- эмоционально-эстетическая оценка воплощенного замысла с т.з. его оригинальности, выразительности.
Реализованный проблемный метод способствует развитию умственных операций, адаптации прежних знаний, и умение открывать новые способы действий путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Указанные положения реализации проблемного метода могут изменяться в зависимости от личности учителя. При этом главным остается грамотная методика организации урока.