Техники обработки бумаги. Вырезывание. Приемы обработки бумаги.

Задание:Выполнить мозаику из цветной бумаги или журнальной фактуры.

Основные понятия:мозаика, композиция.

Художественные материалы:ножницы; клей; цветная бумага.

Критерии оценивания:композиция формата; выразительность композиции;качество выполнения работы.

Изображение животных. Использование силуэта.

Задание:Выполнить силуэтное изображение двух или трех животных. Способы выполнения: аппликация.

Основные понятия:силуэт; ракурс.

Художественные материалы:ножницы; клей;черная бумага.

Критерии оценивания:композиция формата; выразительность силуэта животного;качество выполнения работы.

Дополнительная информация

Графические техники и художественные материалы

Графитный карандаш

Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Карандашом можно создать рисунки линейного, линейно – штрихового и тонально – живописного плана. Из всех материалов графики карандаш самое простое и доступное средство.

Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном. При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.

Облегчение тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и потереть им рисунок. При покупке карандашей обратите внимание на его сорт по букве или цифре на ребре. Если вам нужны толстые линии, ищите сорт М (В) или 2М. Это мягкие карандаши. Для четких тонких линий нужен карандаш сорта Т (Н) или 2Т. Для эскизов лучше всего подходит мягкий карандаш, так проще стирать.

Следите за тем, чтобы карандаши были всегда заточены. Кончик должен быть острым, но таким, чтобы не ломался, когда ты будешь рисовать. Заточить сам кончик очень легко – просто проведите им несколько раз по наждачной бумаге.

Цветные карандаши

Выразительные средства и возможности цветных карандашей очень схожи с графитовыми карандашами. Ими также можно рисовать линией, штриховать, тонировать. Цветными карандашами можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.

Уголь

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнять пейзажи, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выделяет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов. Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами – с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графическим карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной растушки. Растирать уголь можно тряпочкой. Рукой или специальной растушевкой, которая изготовляется из замши, лайковой кожи ил плотной бумаги и представляет собой скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы рекомендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом.

Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Фломастеры

Каждому, кто рисует фломастерами, надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно – оформительской работы.

Сангина

Сангину, материал красно – коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала – красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Осваивать эту технику следует с набросков, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению.

Тушь, перо

Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего, для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое - живую и выразительную линию.

При работе на листе большого формата надо следить за тем, чтобы линия и штрих были разнообразны. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, желтым, зеленоватым и т.п.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Пастель

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки – хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Лучше сохранять красочный слой пастели от осыпания с помощью тонкого листа бумаги, прикрепив его клапаном на оборотной стороне рисунка. Тогда пастель сохраняет свой цвет, что дает большие технические возможности художнику. Можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют.

Наши рекомендации