Основные направления ресурсосбережения при обработке почвы. Эффективность различных систем обработки почвы. Энергосберегающие приемы обработки почвы.

Наибольшие потери энергии происходят при обработке почвы и уборке урожая. Эта тенденция в той или иной сте­пени относится и к другим культурам, поэтому сокращение потерь при проведении данных технологических процессов является важнейшей задачей энергосбережения.

Обработка почвы — наиболее важная и энергоемкая часть технологического процесса получения продукции ра­стениеводства. В структуре совокупных энергетических затрат технологии возделывания, уборки и первичной обра­ботки (доработки) продукции зернового и кормового сево­оборотов топливо составляет 21—45 %, и примерно половина его расходуется на обработку почвы. В процессе нее реша­ются следующие основные задачи: рыхление пласта и фор­мирование равномерной структуры почвы, уничтожение горняков, заделка растительных остатков и удобрений, создание условий для образования питательных веществ и формирования гумуса.

Спецификой процесса обработки почвы является то, что его энергия не используется непосредственно растениями, а овеществляется в них по каталитическому механизму, когда работа машин и орудий обеспечивает высвобождение и доступность для растений энергии почвы, солнца, воды и воздуха. Выбор системы обработки почвы должен быть та­ким, чтобы затраты на обработку пласта были минимальными. Наибольший эффект дает переход на нетрадиционные почвозащитные (бесплужные, сокращенные, минимальные и нулевые) системы.

Вспашка — наиболее энергоемкая операция по обработке почвы, на которую приходится свыше 50 % общего расхода топлива. Уменьшение глубины вспашки с 20...22 см до 16.:. 18 см зачастую не снижает урожайность озимых культур и позволяет сэкономить до 12 % топлива. Чередование направлений вспашки, а также проведение культивации и боронования в диагонально-перекрестном направлении от­носительно пахоты позволяет снизить затраты топлива на выравнивание поверхности поля после вспашки в свал и развал на 4,5...5 кг/га.

Значительная экономия топлива мо­жет быть получена от применения оборотных плугов. Дви­жение пахотного агрегата челночным способом сокращает расход топлива на холостой ход во время поворотов и переездов, который при традиционном способе, вспашки в свал и развал составляет более 10 % общего расхода. Применение оборотных плугов исключает необходимость проведе­ния операций разбивки поля на загоны и регулировки плуга для прохода первой борозды.

Замена вспашки полей, чистых от многолетних сорняков, на дискование, плоскорезную обработку, чизелевание по­зволяет значительна (до 5 кг га) снизить затраты топлива на основную обработку. При безотвальной обработке не тра­тится энергия на подъем и. оборот пласта. Замена вспашки чизелеванием под отдельные культуры севооборота обеспечивает эконо­мию 3,7...3,8 кг/га топлива, а дискованием на 5,3 кг/га. Представляет интерес, использование почвообрабатывающих. машин с активными рабочими органами. Современная промышленность выпускает большое количество моделей го­ризонтальных, вертикальных и возвратно- поступательных фрез. Несмотря на высокую энергоемкость, они обеспечивают качественную обработку почвы за один проход, в результате чего может быть достигнута экономия за счет сокращения операций. Однако применение фрез в Беларуси затруднено высокой каменистостью почв. Наиболее эффективны они при улучшении и перезалужении лугов и пастбищ, когда замена тради­ционных способов обработки почвы фрезерованием обеспечи­вает экономию топлива до 10 кг/га.

При возделывании зерновых и других сельскохозяй­ственных культур по обычной технологии с применением однооперационных специализированных машин (сельско­хозяйственных и тракторов). Их движителями и колесами уплотняется свыше 60 % площади поля. Отдельные участки подвергаются 3-х и 9-кратному воздействию, что снижает урожайность сельскохозяйственных культур, в том числе зер­новых колосовых на 10 %, сахарной свеклы на 15 % картофеля на 50 %. Выполнение операций одним комбинированным агрегатом при подготовке почвы к посеву вместо применения набора однооперационных машин является перспективным направлением, позволяющим уменьшить затраты энергии, топлива, труда и сохранить плодородие почвы.

Современные комбинированные агрегаты ведущих мировых производителей снабжены системами автоматического контроля и пространственной ориентации, которые работая совместно с бортовым компьютером трактора, позволяют проводить дифференцированную обработку почвы по электронной карте. Автоматическое изменение глу­бины обработки безотвальными орудиями позволяет сэкономить до 50 % топлива. Высокие требования должны предъявляться к комплектованию машинотракторного парка.

Основные направления ресурсосбережения при обработке почвы. Ограниченные воз­можности приобретения почвообрабатывающих орудий, с различной производительностью и шириной захвата затрудняют правильное комплектование машинно-тракторного агрегата. Неправильный выбор машин приводит к тому, что тракторы оказываются либо перегруженными, либо недогруженными. В результате повышается расход топлива и уменьшается ресурс двигателей. Механизатор вынужден изменять скорость движения, что приводит к нарушению агротехнических требований проведения работ и дополнительным энергозатратам. Применение современных плугов, в конструкции которых предусматривается возможность плавного изменения ширины захвата, обеспечивает максимально эффективное использование тяговых характеристик трактора в различных условиях работы;

Важным аспектом энергосбережения при обработке, почвы является снижение влияния пространственных факторов на энергетическую эффективность процессов. Правильная организация работ, выбор способа движения, разбивка поля на загоны должны свести до минимума затраты топлива на поворотах и переездах почвообрабатывающих агрегатов, которые иногда превышают 20 % от общего расхода.

Наши рекомендации