Методы и приемы обучения в изо деятельности.
Метод обучения –это система действий педагога по организации познавательной и практической деят-ти детей, направленная на усвоение детьми программного мат-ла.
Приемы – это составная часть, элемент метода. Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Между методами и приемами существует связь.Отдельные методы и приемы совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии. Факторы, определ. использ. методов и приемов:а) от цели и задачи (новый мат-л объясняется и показ-ся дольше); б) от возраста детей; в) от изобразительного опыта детей; г) от вида изо деят-ти. Классификацияметодов и приемов обучения: I.традиционная - наглядные, словесные, практические, игровые, обучение. II.И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин предложили: 1.информационно – рецептивный ( получ. информ. с помощью разных органов чувств); 2.репродуктивный (передача в готовом виде знаний, накопленных человечеством, усвоение навыков и приемов) или метод упражнения; 3.исследовательский (организация поисков творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач); 4.эвристический (поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач); 5.проблемного изложения (разрешение какой-либо проблемы путем постановки задач). III.Ю.К. Бабанский (в зависимости от характера деятельности в целом): 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти: наглядные, словесные, практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемнопоисковые; самостоятельные работы детей; 2) стимулирования и мотивации обучения: стимулирование и мотивация интереса к обучению; стимулирование и мотивация долга и ответственности. 3) контроля и самоконтроля в обучении: письменного контроля и самоконтроля; устного контроля и самоконтроля; лабораторно – практического контроля и самоконтроля. При обучении детей дошк. возр. больше подходят: наглядные, словесные, практические методы и частично репродуктивный – упражнения, направленные на приобретение навыков и умений.Наглядные методы и приемы обучения.Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окруж. жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. К наглядным методам и приемам обучения относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и др. наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. 1.Использование натуры. Под натурой понимаются предмет или явление, к-е изображаются при непосредственном наблюдении. В кач-ве натуры могут использоваться : игрушки, муляжи, листья, ветки, цветы, плоды, транспорт. Живые птицы и животные не используются,т.к. их движения, звуки будут отвлекать детей от рисования, не дадут возможности сосредоточить внимание на восприятии предмета в нужном положении. Рекомендации: натура м.б. использована без дополнительных пояснений педагога; предметы, к-е мы отбираем в качестве натуры, д. иметь четкие конкретные характеристики; для бол. кол-ва детей д.б. не менее 2-3 экземпляров натуры, расположенных с характерной стороны; на сходство изображаемого предмета обращать внимание при анализе.2.Рассматривание предметов в начале занятия. В мл. и ср. гр. часто в начале занятия проводят показ отдельных предметов с целью привлечения внимания детей к заданию и оживления их представлений. В ст. тоже – выделения особенностей формы и пропорции отдельных частей. 3.Использование образца. Применение образца чаще используется в качестве приема обученияОн м.б. целостным и частичным. Нельзязаменять целостное изображение предмета его схематическим изображением, т.к. у детей формируются стереотипы и шаблоны. Образец педагога д.б. вариативным, т.е. 2-3 способа прорисовки одного и того же предмета. 4.Использование картин. Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина ярко, эмоционально передает образ. Обеспечивает повторность восприятия. 5.Показ воспитателем приемов работы. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, к-й учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Характер показа зависит от тех задач, к-е ставит воспитатель на данном занятии. Показ м.б.: целостный, частичный, общий, индивидуальный, показ жестом (расположение предмета на картине, прорисовка в воздухе, на листе сухой кистью), показ способа изображения. Всегда использовать целостный показ нежелательно. 6.Анализ детских работ. Развитие аналитического мышления, в рез-те к-го появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. В мл. гр. цель показа лучших работ – привлечь внимание детей к результатам их деятельности. В ср. и ст. гр. показ и анализ детских работ в кач-ве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. В ст. гр. к анализу следует привлекать всех детей. Словесные методы и приемы обучения. Относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного худ-го образа. 1.Беседа . Цель- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Это искусствоведческая беседа при знакомстве с произведениями искусства. Исп. в начале занятия, д.б. краткой, содержательной, эмоциональной, 3-5 мин. Д. включать вопросы проблемно-поискового хар-ра, не должна превращаться в монолог.2.Использование образов худ-й лит-ры. Худ. образ, воплощенный в слове (стих., рассказ, загадка), обладает своеобразной наглядностью. Должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, к-е связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). 3.Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия. Указания обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Указания могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям. В начале занятия – объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Д.Б. краткими, четкими, ясными. Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Указания должны заставить думать ребенка, мыслить. Д. делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к работе. Индивид. указания не должны привлекать внимание всех детей.Игровые приемы обучения.Использование моментов игры в процессе изо деят-ти относится к наглядно-действеным приемам обучения. Они способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. В мл. возрасте используются6 сюрпризный момент, обыгрывание изображения, введение игровых персонажей, создание игровых ситуаций. Их цель- сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм, развить движения руки. В ср. возрасте активно используются дидактические игры. В ст. – игры с худ-м содержанием, вводятся игровые роли. Практические методы и приемы.Они необходимы для выработки умений и навыков. Одним из основных практ. методов явл. упражнения в освоении технических, а иногда изобразительных умений. Работа на черновиках в ст. группе, проведение формообразующих движений, обводить по точкам, прием повтора. Эвристический метод.Способствует развитию находчивости, активности. Надо поставить ребенка в такие условия, чтобы он сам мог найти пути выполнения замысла.
44. Методика проведения занятий по собственному замыслу.
Цель этих занятий — развитие сам-ти, инициативы и творческих способностей детей, к-е будут проявляться при выборе темы и приемов изображения. При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке, лепке, аппликации и т. д. Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.
Иногда воспитатель до некоторой степени облегчает задачу — сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят определяет (решает), кого он будет лепить. Удачным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», позволяющее каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его. Выбор такой темы способствует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в выборе своей темы может привести к однообразию в творчестве. Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, другой — дома, третий — узоры и т. д. Узость тематики может свидетельствовать об увлеченности ребенка данной темой. Об этом говорит усложнение в работе: добавление новых деталей, развитие сюжета и т. д. Такой интерес надо поощрять, развивать. В то же время однообразие содержания может создаваться пассивным отношением ребенка к занятию, неумением разобраться в своих впечатлениях, что и ведет к выбору наиболее освоенной темы. Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, воспитатель может показать новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисовать ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Т.о., руководство детской работой на занятиях этого типа носит индив. хар-р, указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.