Алгоритм творческих заданий по лепке в 1 и 2 мл. группах.

Как подсказывает опыт, занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из глины предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчетливым. Во вре­мя лепки для ребенка 2—3 лет наиболее значительными являют­ся свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), а не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, наз-ся доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее.

Малышей увлекает свойство материала, они отрывают от об­щего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на дру­гой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску.

Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Продоль­ными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бес­форменный ком глины. 2—3-летние, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них еще некоординированны и слабый зрительный контроль, что влияет на изображение формы предмета. В результате ребенок передает лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей. Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным за­дачам:содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала; учить правильно пользоваться глиной;помочь овладеть техническими приемами: от общего куска от­рывать небольшие куски, раскатывать, соединять;научить создавать простейшие формы (цилиндры-палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины рас­плющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Малышей увлекает возмож­ность отрывать от глины куски, соединять их. Ребенок видит из­менение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление. Интерес детей к действию с глиной и ее свойствам нужно ис­пользовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения пред­метов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусоч­ки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины, учатся брать ком глины влевую руку, а правой отщипывать от него небольшие кусочки, раскатывать между ладонями прямыми и вращательными движе­ниями. Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму: стол­бик, палочки (глина раскатывается между ладонями продольны­ми движениями, которые напоминают движения во время рисования прямых вертикальных линий). Следующий этап —научить детей изображать шаровидныеформы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться чет­кости формообразующего движения рук. Ребенок производит бо­лее сложные действия, требующие слаженности движений обеих рук.



 

Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье). Форма получается от расплющивания шара между ладонями. Малыш знакомится с новым движением и воз­можностью видоизменять одну форму для получения другой. Программа данной группы включает и лепку предметов, сос­тоящих, из форм, получению которых уже обучились дети (само­леты—из нескольких столбиков, баранка — из согнутого столби­ка, пирамидка — из нескольких колец или дисков, гриб — из ци­линдра и диска, погремушка — из столбика и шарика). Т.о., дети первой младшей группы под руководст­вом воспитателя в какой-то степени овладевают умением изобра­жать основные формы, а с их помощью и создавать несложные предметы, имеющие в строении не более двух частей. Программа для детей 3-4 лет повторяет программу 1 мл. гр., но предлагает более сложный материал и предусматривает более самостоятельную работу детей. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспита­теля этой группы — пробудить у дошкольников инициативу в ра­боте, воспитывать эстетические чувства. В программе дается ряд упражнений, которые помогут педаго­гу в обучении детей лепке. Цель их — научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладо­ней на ком глины. Следующий этап — это овладение умением видоизменять зна­комую формудля получения какого-то другого, предмета, напри­мер свернуть палочку или столбик в колечко, баранку и т. д. Это упражнение предусматривает закрепление приобретенных навыков. Воспита­тель помогает малышам освоить соединение концов цилиндричес­кой формы и скреплять их. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Во время занятий педагог обращает внимание детей на то, как лучше пользоваться глиной, чтобы не пачкать стол, одежду (лепить надо на дощечке, перед лепкой засучивать рукава). Здесь же он учит различать и правильно называть величины: большая, боль­ше, меньше, длинная, короткая, мало, много, один, два, три. Затем дети учатся раскатывать ком глины круговыми движениями между ладонями. Упражняясь в движениях по кругу, они лепят шарик, мяч, вишню, яблоко. Усвоение детьми лепки шара, цилиндра дает воспитателю воз­можность уже в начале года предложить малышам вылепить предметы из нескольких частей, что повышает интерес к данному виду деятельности, делает ее более содержательной. Далее малыши учатся расплющивать шар между ладонями, чтобы сделать диск. После этого лепят несложные предметы: грибок, зонтик для ку­кол, самолет — из трех удлиненных кусков глины. Нужно научить малышей плотно прижимать одну часть к дру­гой, не нарушая формы частей. Постепенно в процесс лепки вклю­чаются пальцы. Малышей учат защипывать края формы кончиками пальцев. К переходу в среднюю группу дети должны вполне свободно вла­деть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.



Наши рекомендации