Viii. поискиколоритадляраскрашивания
После того как вы нарисовали портрет, его необходимо раскрасить. А самым сложным здесь является поиск опенка для лица. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка — телесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получения подходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько цветов — желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный оттенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.
- Какие детали надо нарисовать на лице? (Глаза, брови, нос, губы.)
- Какие детали будут парными? (Глаза и брови.)
При рисовании парных деталей помните, что они должны получиться как можно больше похожими друг на друга. То есть левая часть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.
- Какая кисточка понадобится для рисования эти деталей? (Тонкая.)
Ваши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.
IX, Актуализацияпонятия
Откройте учебник на с. 122—123. Какой из этих портретов можно назвать парадным, а какой — домашним? Найдите среди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, поясной, полный. На прошлом уроке вы составляли рассказ о понравившейся картине.
- Как называется профессия человека, который в музеях рассказывает посетителям о картинах и других произведениях искусства? (Экскурсовод.)
Выберите понравившийся вам портрет, вообразите себя экскурсоводом и сделайте сообщение об этой картине.
Все портреты, представленные в учебнике, являются знаменитыми. Но, пожалуй, особенным среди них можно назвать «Портрет А.П. Струйской», который принадлежит кисти художника Ф. Рокотова. Это был совершенно удивительный мастер портретных изображений, и для каждого знатного его современника было честью заказать портрет у Ф. Рокотова. Причем сам художник удивлял своих знакомых тем, что он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. Один из его друзей вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые он доводил до совершенства.
- Чем вам нравится портрет Александры Петровны Струйской? (В этом портрете художник уделил много внимания глазам красавицы.Она смотрит вперед, и ее глаза расположены так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться, что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд.)
В XX в. поэт Н. Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет». (Педагог читает отрывок из стихотворения.)
Я помню, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотомснова
Смотрела Струйским на мае.
Ее глаза — как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Обратите внимание на то что поэт подчеркнул важную вещь: в тяжелую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствия духа, может обратиться к выдающемуся произведению искусства, и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свойство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зря стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» заканчивается такими словами:
Когда потемки настигают
Иль надвигается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Когда надвигается трудный час, жизненная усталость, бессилие, надо непременно вспоминать прекрасные произведения искусства, илюбая беда не покажется уже такой страшной, а человек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.
- К какому жанру относится эта картина?
- Чей портрет изобразил художник?
- Какой художник нарисовал эту картину?
Картина «Портрет А.П. Сгруйской» находится в Третьяковской галерее. Поэтому, если вы попадете в этот выставочный зал, го сможете им там полюбоваться.
- Каким важным свойством обладают все произведения искусства, которые называются шедеврами?
X, Рефлексия
- Что такое портрет?
- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?
- Каких людей изображают художники?
- Какими видами работы вы занимались на уроке?
- С чего вы начинили рисовать портрет?
- Какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?
- Какому портрету посвящены стихи, в которых есть слова «ее глаза - как два тумана»?
- В чем заключается сила художественных шедевров?
- Вам понравилось быть экскурсоводом, рассказывая про портреты?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании картины в жанре портрета?
А теперь сочиним синквейн на тему «Портрет».
XI. Уборкарабочегоместа, заданиенаследующийурок
Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Л также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.
Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.
Урок 3 0. Картина-портрет (завершениетемы)
Цели: завершить рисование портрета; создать его фоновое решение; расширить знания о видах портретов; познакомить с жанром «автопортрет».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники закрепят приобретенные знания о жанре портрета; завершат начатые работы; приобретут навыки связных повествований о картинах.
Оборудование: образцы портретов и автопортретов разных видов и эпох, бумага, карандаши, краски.
Ключевые слова и понятия:автопортрет, портретисты, черты лица, Международный день музеев.
Примечание. Для пояснения темы «Автопортрет» можно подготовить компьютерную презентацию.
Ходурока
I. Организационныймомент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторениепройденногоматериала
- Вспомните и назовите известные вам жанры изобразительного искусства.
- Что изображено на картине в жанре пейзажа?
- Что изображено на картине в жанре портрета?
- Сколько человек может быть изображено на портрете?
- Чем отличается портрет индивидуальный от портрета парного?
- В чем отличие портрета группового?
- Как вы отличите портрет парадный от портрета домашнего?
- Как называется человек, который работает в музеях и проводит экскурсии с посетителями музея?
Кто из вас выполнил домашнее задание к этому уроку - нашел картину-портрет и придумал по ней свой рассказ экскурсовода? Кто готов познакомить нас со своим рассказом? Остальные ребята вместе со мной превращаются в посетителей музея, внимательно рассматривают картину и слушают пояснения экскурсовода.
(Рассказы школьников о картинах-портретах.)
- Назовите виды работ, которыми вы занимались на последнем уроке.
Вы приступили к рисованию портрета. Сегодня вам надо завершить эту работу.
III. Беседапотемеурока
Слово «портрет» произошло от французского выражения «черта в черту». То есть главное условие при создании портрета — передача индивидуального сходства этого произведения изобразительного искусства с его оригиналом.
- Кто является оригиналом при создании художником портрета? (Тот, с кого пишется портрет.)
Художники пишут портреты знакомых, близких или просто интересных им людей. Однако портрет отражает не только внешность, но и характер человека, его настроение.
- Если человек на портрете улыбается, то в каком настроении он находится?
- Как изобразить черты лица, чтобы было понятно, что человек озабочен или недоволен? (Он нахмурен, углы его рта опущены вниз, глаза потухли, взгляд унылый.)
Сегодня вы познакомитесь с разновидностью портретов, которая называется словом «автопортрет».
IV. Работавтетради
Запишите в тетрадях определение жанра автопортрета.
Автопортрет - это разновидность портрета, изображение художника, выполненное им самим. Слово «автопортрет» произошло от греческого «авто», что означает «сам».
Чаще всего автопортреты рисуют с помощью зеркала или даже нескольких зеркал, поставленных так, чтобы художнику было удобно видеть себя в нужном ракурсе. Обычно художник хочет передать автопортретом какие-то мысли, желания, продемонстрировать свое окружение, свою роль и мире искусства.
— Какая разновидность портрета называется «автопортрет»? (Изображение художника, выполненное им самим.)
V. Знакомствособразцамиавтопортретов
Посмотрите на репродукции автопортретов, на которых художники изображали самих себя.
(Демонстрация автопортретов А. ван Дейка, К. Брюллова, Рафаэля, В. Тропинина, Рембрандта.)
— Чем эти работы отличаются друг от друга? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Все эти портреты изображают людей в разные периоды их жизни - в успешное время и во время нищеты; в разные возрасты - в юности и в старости. У каждого из людей, изображенных на автопортрете, разные позы, разные предметы одежды, по которым можно судить, в какой стране они жили. Предметы, которые их окружают, также могут рассказать о каждом портрете что-то свое, особенное, присущее только ему. По портрету можно судить, в каком состоянии находился художник во время написания произведения - хорошо ли ему жилось или его преследовали неудачи. Например, голландский художник Рембрандт неоднократно рисовал свои портреты и в годы успеха, и в глубокой старости, когда умерли все его близкие и он остался в одиночестве. В юности он изображал себя молодым, пышущим здоровьем, в окружении прекрасных драгоценных вещей, с бокалом вина в руке.
— Как вы думаете, когда нарисован этот автопортрет Рембрандта? (В конце жизни, когда он обнищал и состарился.)
Верно, этот автопортрет — последний из тех, что рисовал Рембрандт. Возможно, вы помните, что одними из самых значительных мастеров портрета были художники из Голландии, в их числе и Рембрандт.
А в конце XVII в. одним из самых знаменитых портретистов этой страны был А. ван Дейк. Посмотрите на его автопортрет. А ван Дейк жил не только в Голландии, но также в Италии, в Англии, и везде богатые люди стремились в его мастерскую, чтобы он изобразил их своей виртуозной кистью. Маркизы и сенаторы, многие знаменитости того времени считали за честь, если их портрет напишет этот художник, который рисовал и членов королевских семей.
— Рассмотрите автопортрет А. ван Дейка, опишите его — что вы видите, какие детали говорят об образе жизни художника, его характере?
(Педагог обобщает ответы школьников.)
Перед нами молодой, красивый человек с вьющимися волосами пепельного цвета, в шелковом итальянском костюме, действительно, художник проживал в это время в Италии. Но его вьющиеся волосы слишком светлые, чтобы мы решили, будто он — итальянец. Так внешность на портрете подсказывает нам, где родился этот человек — на севере Европы, в Голландии. Его непринужденная, смелая поза говорит о характере А. ван Дейка. И, правда, художник не стеснялся смело разговаривать с высокопоставленными вельможами, ведь ему приходилось общаться даже с самими королями, которые были в восторге от его картин.
— Какие руки у художника на автопортрете? (У него длинные, узкие кисти с тонкими пальцами.)
Это выдает профессию того, кто нарисован: мы сразу верим, что этот человек — художник, мастер своего дела в творчестве, в изобразительном искусстве. И потому что он молод, но талантлив и уже известен, мы уверены - он еще не раз покорит зрителей своим мастерством. А. ван Дейк нарисовал сотни портретов, но одной из лучших его работ является вот этот автопортрет, где он так точно передал многие черты своего характера.
— В каких тонах нарисован этот автопортрет? (В светлых, радостных, передающих оттенки дневного света.)
Эта картина находится в Эрмитаже.
А теперь посмотрите на автопортрет русского художника К. Брюллова. Художник нарисовал его после того, как много месяцев болел, а когда начал поправляться, то потребовал, чтобы ему дали кисти, краски и поставили перед ним мольберт и зеркало. Всего два часа потребовалось этому живописцу, чтобы нарисовать автопортрет.
— О чем нам говорит этот автопортрет К. Брюллова? (О том, что этот человек действительно был болен, у него утомленный вид, страдальчески сдвинутые брови, мрачный взгляд.)
— В каких тонах нарисован автопортрет К. Брюллова? (В темных — черных, коричневых.)
Действительно, и спинка кресла, на которую он облокотился, и блуза художника изображены в мрачных, затемненных тонах. Даже черты лица предстают перед нами в полумраке. Верхнюю часть автопортрета художник обвел гибкой линией, создав впечатление, как будто он смотрит н зеркало и видит там свое отражение.
— Какая деталь выделяется светлым пятном на картине? (Рука художника.)
— Есть сходство изображений руки Брюллова и руки А. ван Дейка? (Да, рука Брюллова также узкая, с удлиненными пальцами, что подтверждает — перед нами художник.)
Но обратите внимание на такие детали: рука русского художника натруженная, на ней проступают тяжелые вены, жилы. К. Брюллов был великим тружеником, он создал картины, которые относят к классическим шедеврам. Его картины - большие по своим размерам, поэтому, чтобы нарисовать их, приходилось работать подолгу, не считаясь со здоровьем.
- Как Аван Дейк и К. Брюллов подчеркнули в автопортретах свою профессию? (Нарисовали свои руки.)
Этот автопортрет Брюллова находится в Русском музее Санкт-Петербурга. И там же находится его самая знаменитая картина — «Последний день Помпеи».
(Демонстрация репродукции картины.)
На картине изображено извержение вулкана. Это страшное событие произошло на самом деле в Италии несколько веков назад, но рассказал о нем в своей картине русский живописец К.. Брюллов. На картине видно, как рушатся статуи, как паникой охвачены люди. Этой картиной восхищались многие современники художника, в том числе и А. Пушкин, который описал эту картину в своих восторженных стихах.
Картина «Последний день Помпеи» многофигурная, но для нас важным моментом является то, что на своей самой знаменитой картине ее создатель нашел место для автопортрета. Посмотрите на левую часть картины: на втором плане, у входа в здание изображен художник, который пытается спасти от стихии самое дорогое, что у него есть, - свои краски и кисти. Ящик с этими принадлежностями он поставил на голову, чтобы его было удобнее нести. Для облика этого юного художника-итальянца К. Брюллов использовал свой автопортрет: так он выглядел, когда был молодым.
Видите, как иногда бывает: на огромной картине, которая населена большим числом людей, художник находит местечко для автопортрета. И случай с картиной «Последний день Помпеи» К. Брюллова — не единственный тому пример.
- Какую картину художника Брюллова вы видели на прошлом уроке? («Всадница».)
Посмотрите на автопортрет величайшего художника Италии Рафаэля.
- Опишите автопортрет. (На нем изображен молодой художник в бархатном берете, голова его обращена к зрителям в полуповороте.)
Теперь посмотрите на картину Рафаэля «Афинская школа», где он изобразил многих великих ученых античности: Платона, Аристотеля, Пифагора. — Рассмотрите ее внимательно, может быть, вам удастся отыскать на ней автопортрет самого художника. (Да, он изображен также в образе художника, рисующего картину.)
— Какой вывод можно сделать, рассматривая картины «Последний день Помпеи» и «Афинская школа»? (Художники нередко вставляли автопортреты в свои картины.)
С оставшимся последним автопортретом вы подробно познакомитесь в конце урока.
VI. Продолжениесамостоятельнойработы
Сегодня вам надо завершить работу над портретом, который вы начали на прошлом уроке.
— Какую работу вы провели на прошлом уроке? (Выбрали, чей портрет вы будете рисовать, в какой позе будет находиться этот человек, каким получится портрет — поясным, погрудным и т. д.)
Вы занимались поисками телесного оттенка для раскрашивания кожи на изображении человека.
— Какие краски вы смешивали с этой целью? (Ответы школьников.)
Сегодня вам необходимо завершить работу над портретом — прорисовать черты лица, дополнить ряд изображений на втором плане.
Прежде чем приступить к рисованию мелких деталей лица, надо воображаемыми линиями разделить его на три части. Детали лица лучше рисовать, начиная сверху.
— Вспомните, какую часть лица занимает лоб. (Почти одну треть).
Иногда при рисовании портрета про это забывают. Давайте сделаем оформление лица мысленно, в уме проведя нужную работу.
Сначала работаем над верхней частью лица, где главными ориентирами у вас должны стать следующие:
• брови рисуют на лбу;
• глаза расположены ниже бровей.
Но обычно рисование черт лица начинают не с бровей, а с глаз. Не зря про глаза существует пословица: «Глаза — зеркало души», поэтому художники всегда много времени уделяют тщательной прорисовке и оформлению глаз. Кроме того, рисовать глаза сложнее, чем брови.
— В какой картине глаза на портрете нарисованы так выразительно, что поэт даже посвятил им строчки своего стихотворения? («Портрет А.П. Стружкой».)
Поднимите руку, которой вы рисуете, и в воздухе вместе со мной начните рисовать нужные детали лица.
(Школьники рисуют в воздухе воображаемой кистью.)
Очертания глаз, их контуры рисуют дугообразными линиями Конечно, цвет глаз у каждого свой, он зависит от расцветки радужной оболочки. Но эту деталь лучше подрисовать позднее, когда высохнут сами контуры глаз.
После изображения глаз к ним подрисовывают брови — в верхней части лица, на лбу.
Начало носа, расположенное ниже точки соединения бровей, называется словом «переносица». Повторите это слово все вместе хором. От этого места надо нарисовать нос портрета. Можно нарисовать нос плавной дугообразной линией, очертив его полностью пни только с одной стороны.
Ниже носа рисуют верхнюю губу, состоящую из двух дугообразных линий, выгнутых вверх. Внизу — нижняя губа, которая состоит из одной дугообразной линии и выгнута вниз. Примерно и таком порядке вам предстоит нарисовать мелкие детали лица на портрете.
- Какая кисточка вам для этого понадобится? (Тонкая.) После оформления лица подумайте о том, какой будет прическа и цвет волос. Может быть, вы нарисуете головной убор или украшение — заколку, цветок, ленточку.
— Какие еще декоративные детали могут быть на портрете? (Воротничок, бусы, верх одежды.)
(Школьники приступают к самостоятельной работе по рисованию черт лица.)
VII. Физкультминутка
Проведем физкультминутку под названием «Вертушка». (Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.Автор текста — М. Давыдова).
Солнце, я 6eгy по парку,
(Легкий бег на носках.)
Мне и весело, и жарко,
(Машут ладонями рук на себя.)
Ветер закрутил вертушку,
(Активно дуют сложенными в трубочку губами.)
Самодельную игрушку.
(Делают круговые движения руками от плеч.)
Веет, веет ветерок,
Навевает холодок. (Поднимают руки вверх, делают наклоны в стороны.)
Мы вертушку соберем,
В путь-дорогу с ней пойдем.
(Выполняют перекручивания кистями рук вверху.)
VIII. Завершениесамостоятельнойработы
Если вы оформили лицо портрета мелкими деталями, то можно подумать о дополнениях к нему. Если образ того, кого вы показывается на портрете, поясной или поколенный, полный, то понадобится нарисовать и раскрасить одежду. Но ведь обычно портрет не занимает весь альбомный лист, на нем остается еще достаточно места, чтобы обогатить сам портрет дополнительными деталями.
Подумайте, как можно дорисовать задний план рисунка, что там может быть изображено. Для этого надо вспомнить, где и в какой обстановке вам привычнее всего видеть изображаемого человека. Например, вы рисуете портрет мамы.
— Где может находиться ваша мама в момент, когда художник запечатлевает ее образ в рисунке? (На кухне, у окна, на даче, в саду, на работе.)
Все ваши ответы верные, и они дают подсказку — что же тогда уместно нарисовать на втором плане картины.
— Допустим, мама хозяйничает на кухне. Тогда какие предметы могут служить фоном картины? (Полки, плита, овощи, развешенные на стенах, окно, нарядная занавеска.)
Подумайте, какие предметы можно изобразить, если портрет вашей мамы вы поместили в комнату.
— Что там делает мама?
— Какие предметы с ней соседствуют?
— Какие из них можно изобразить на втором плане?
Вы можете сделать эскизные изображения предметов на заднем фоне, а завершить свой рисунок полностью дома.
— Как надо потом дома оформить ваши готовые портреты? (Ответы школьников.)
Конечно, в первую очередь, ваши работы надо завершить, а потом их можно вставить в рамочку и повесить на стену или поставить на полочку.
А если вы нарисовали портрет друга или того, у кого вскоре будет день рождения, то такой портрет, выполненный вашими руками, будет приятным и неожиданным подарком.