В предлагаемом курсе несколько основных блоков.

В предлагаемом курсе несколько основных блоков.

Это - древ­нерусская литература и древнерусский театр. Проблемы поэтики ли­тературы и театра Древней Руси. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси. Особенности "смехового мира". Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672)

ХVШ век — Век Просвещения, построения русской культуры и однов­ременно "маскарадный" век. На родине первого русского театра осо­бое внимание уделено проблемам создания первого национального об­щедоступного театра Ф.Г.Волковым, его сподвижникам, нап­равлениям в развитии актерского искусства, которые берут свое начало от труппы и театра Ф.Г.Волкова.

В центре "пушкинско-гоголевского" периода - сво­еобразие историко-театральной концепции Пушкина, его теория драмы и театра, особенности жанров драматургии в системе классицизма (трагедия), особенности актерского искусства (Каратыгин-Мочалов-Щепкин), зрительного зала и публики. Поэтика пушкинского периода русской литературы включает в себя знание таких важных поведенческих моделей жизни дворянского общества как люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, дуэль, карточная игра (Ю. Лотман). Проблемы духовных путей художников (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). «Начала и концы» эстетики Гоголя, художественный и поэтический мир Лермонтовав его эволюции от романтизма к глубинам резкой психологической прозы."Петербургский текст русской литературы" (В. Топоров).

В качестве основных направлений в литературе и искусстве рассматриваются классицизм, романтизм, начала реализма. Особен­ности поэтики – Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов.проблемы "циклизации" художественного творчества. В литературных текстах особое внимани6 уделено проблемам мифопоэтики, философской проблематики, психологизму, политическим, религиозным, социально-бытовые аспектам. Методологической основой в лекционном курсе служат труды А.Веселовского, М. Бахтина, Д. Лихачева, В. Проппа, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Ю. Тынянова, А. Гуревича, Г. Кнабе.

М. С. Щепкин –основоположник русской реалистической актерской школы.

В изучении истории отечественного театра наиболее важными источниками остаются исторические документы эпохи, мемуары, записки, отзывы о театре, спектаклях, актерах. В театроведении центральное внимание посвящено трудам Б. В. Алперса, Б. Н. Асеева, П. А. Маркова.

Лекции

1. «Слово о полку Игореве». Летописи и «Слово». Образный мир «Слова о полку Игореве».

2. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси.

a. Народный театр и народная драма.

b. Смеховой мир Древней Руси. Смех как зрелище.

c. Святочный и масленичный смех.

3. Церковь и театр. "Пещное действо". Школьный театр в России в конце XVII века.

4. Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче. 1672 г.

5. XVIII век - век Просвещения и Маскарада.

6. Создание русского национального театра. Ф.Г.Волков - ос­нователь театра в России. Ф.Г.Волков - актер. Воплощение в твор­честве Волкова основных черт русского актерского искусства. Мас­карад Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва".

7. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: проблематика и поэтика.

8. А.С.Пушкин - тео­ретик драмы и театра.

9. Театральные строфы "Евгения Онегина".

10. Актерское искусство Екатерины Семеновой. Пушкин о Семе­новой.

11. Пушкинский "план" "Бориса Годунова". "Сюжет" о русской Смуте и Борисе Годунове в "Истории государства Российского" Ка­рамзина и у Пушкина.

12. "Шекспиризм" пушкинской драматургии. Поэтика "Бориса Го­дунова”.

13. "Евгений Онегин". Поэтика. "Принцип противоречий" (Ю.Лотман).

14. Художественный мир "Маленьких трагедий".

15. Быт и культура пушкинской эпохи в литературе России XIX в. (Люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, карточная игра, дуэль).

16. Актерское искусство П.С.Мочалова. Мочалов - Гамлет. Мо­чалов и Каратыгин.

17. М. С. Щепкин - реформатор русской сцены.

18. Гоголевский период в русской литературе. Гоголь и карна­вальное начало ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

19. "Ревизор". Характер художественного обобщения. "Миражная интрига" как художественный прием Гоголя-драматурга. Гоголь - те­оретик театра и драмы.

20. Н. В. Гоголь. "Фантастическая реальность".("Петербургские по­вести" - "Нос", "Невский проспект", "Шинель", "Портрет","Записки сумасшедшего").

21. Духовный путь и духовная проза Гоголя.

22. Поэтический мир Лермонтова. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; проблема героя времени; проблема «нашего»).

23. Лермонтов-драматург. Драма «Маскарад».

Художественные тексты

Монографии, исследования

Раздел 1. Литература Древней Руси.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко И.С. Смеховой мир Древней Руси". М., 1978. Переиздания.

Раздел 3. О Пушкине

1. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

2. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995.

3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., 1983

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994.

5. Лотман Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией Пуш­кина (1830) // Лотман Ю.М. Пушкин.СПб.: Искусство-СПб, изд.1995, 2-е изд.2003.

В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные жизни и творчеству

А.С. Пушкина.

6. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1995.

7. Гроссман Л. Записки д'Аршиака. Пушкин в театральных крес­лах. М., 2014.

8. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи о Пушкине. - М., 1983.

9. Манн Ю. Динамика русского романтизма. - М.. 1996.

10.Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.

Раздел 4. О Гоголе.

  1. Белый А. Мастерство Гоголя. - М., 1996.
  2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100.
  3. Бочаров С.Г. Загадка "Носа" и тайна лица. // Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М., 1985.
  4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. - М., 1978.
  5. Набоков В. Николай Гоголь. // В кн.: Владимир Набоков. Лекции по русской литературе. - М., 1996, 2012.
  6. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
  7. Мережковский Д.С. Гоголь и черт. (Исследование) // В кн.:Д.С.Мережковский. В тихом омуте. - М., 1991.
  8. Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.
  9. Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

О Лермонтове

  1. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.
  2. Белинский В.Г. “Герой нашего времени” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., 1986. – С.375-534.
  3. Эйхенбаум Б.М. “Герой нашего времени” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.
  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234
  1. Ваняшова М.Г. Между романтизмом и постмодернизмом. «Маскарад» на современной сцене.

Материалы научной конференции «Лермонтов и театр» Lermontov and the theatre : сборник статей / Ком. по культуре Правительства Санкт-Петербурга, - Санкт-Петербург : Лики России, 2012. – c. 3- 32

Раздел 5. Театр

1. Белинский В.Г. "Гам­лет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Павел Степанович Мочалов. И мое мнение об игре г.Каратыгина.

2. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность? Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора". Петербургские записки 1836 г. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односто­ронности. Письма к Щепкину.

3. Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. Наброски предисловия к "Борису Годунову". О народной драме и драме "Марфа Посадница".

4. Щепкин М.С. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине.(Любое издание).

Практическое занятие. А.С.ПУШКИН. ТРАГЕДИЯ “БОРИС ГОДУНОВ”

Вопросы:

1. Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.

2. “Борис Годунов”: драматургическое новаторство Пушкина.

3. Вопросы историзма в творчестве Пушкина. Проблема “личность и народ” в трагедии “Борис Годунов”.

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985 (любое издание)

2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.

3. Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С. 268-356.

4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.145-153.

5. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

6. Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.261-295.

7. Винокур Г.О. Язык “Бориса Годунова” // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – С.94-225.

Аксаков Сергей ТимофеевичЯков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости; Литературные и театральные воспоминания // Собр. соч.: В 4 т. М., 1955-1956. Т. 2-3.

Жихарев Степан Петрович Воспоминания старого театрала // Жихарев С.П. Записки современника : В 2 т. Т. 2. Л., 1989.

3.

Белинский Виссарион ГригорьевичИ мое мнение об игре г. Каратыгина; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета; Павел Степанович Мочалов.

Гоголь Николай ВасильевичОтрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору: Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»; Развязка «Ревизора».

Гончаров Иван Александрович«Мильон терзаний».

Пушкин Александр СергеевичМои замечания об русском театре; Письмо к Н.Н. Раевскому (1825); Письмо к издателю «Московского вестника»; Заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; Наброски предисловия к «Борису Годунову»; О народной драме и драме «Марфа Посадница»; Планы статьи «О народной драме и драме «Марфа Посадница».

4.

Берковский Н.Я.«Русалка», лирическая трагедия Пушкина // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962.

Манн Ю.В.Поэтика Гоголя. М., 1978.

Марков П.А.Малый театр тридцатых и сороковых годов Х1Х века (период: Мочалов — Щепкин) // Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974.

Тынянов Ю.Н.«Архаисты» и Пушкин; Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.

Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996.

В предлагаемом курсе несколько основных блоков.

Это - древ­нерусская литература и древнерусский театр. Проблемы поэтики ли­тературы и театра Древней Руси. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси. Особенности "смехового мира". Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672)

ХVШ век — Век Просвещения, построения русской культуры и однов­ременно "маскарадный" век. На родине первого русского театра осо­бое внимание уделено проблемам создания первого национального об­щедоступного театра Ф.Г.Волковым, его сподвижникам, нап­равлениям в развитии актерского искусства, которые берут свое начало от труппы и театра Ф.Г.Волкова.

В центре "пушкинско-гоголевского" периода - сво­еобразие историко-театральной концепции Пушкина, его теория драмы и театра, особенности жанров драматургии в системе классицизма (трагедия), особенности актерского искусства (Каратыгин-Мочалов-Щепкин), зрительного зала и публики. Поэтика пушкинского периода русской литературы включает в себя знание таких важных поведенческих моделей жизни дворянского общества как люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, дуэль, карточная игра (Ю. Лотман). Проблемы духовных путей художников (Пушкин, Гоголь, Лермонтов). «Начала и концы» эстетики Гоголя, художественный и поэтический мир Лермонтовав его эволюции от романтизма к глубинам резкой психологической прозы."Петербургский текст русской литературы" (В. Топоров).

В качестве основных направлений в литературе и искусстве рассматриваются классицизм, романтизм, начала реализма. Особен­ности поэтики – Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов.проблемы "циклизации" художественного творчества. В литературных текстах особое внимани6 уделено проблемам мифопоэтики, философской проблематики, психологизму, политическим, религиозным, социально-бытовые аспектам. Методологической основой в лекционном курсе служат труды А.Веселовского, М. Бахтина, Д. Лихачева, В. Проппа, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Ю. Тынянова, А. Гуревича, Г. Кнабе.

М. С. Щепкин –основоположник русской реалистической актерской школы.

В изучении истории отечественного театра наиболее важными источниками остаются исторические документы эпохи, мемуары, записки, отзывы о театре, спектаклях, актерах. В театроведении центральное внимание посвящено трудам Б. В. Алперса, Б. Н. Асеева, П. А. Маркова.

Лекции

1. «Слово о полку Игореве». Летописи и «Слово». Образный мир «Слова о полку Игореве».

2. Истоки русского театра. Элементы театральности в культуре Древней Руси.

a. Народный театр и народная драма.

b. Смеховой мир Древней Руси. Смех как зрелище.

c. Святочный и масленичный смех.

3. Церковь и театр. "Пещное действо". Школьный театр в России в конце XVII века.

4. Организация первого государственного придворного театра при царе Алексее Михайловиче. 1672 г.

5. XVIII век - век Просвещения и Маскарада.

6. Создание русского национального театра. Ф.Г.Волков - ос­нователь театра в России. Ф.Г.Волков - актер. Воплощение в твор­честве Волкова основных черт русского актерского искусства. Мас­карад Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва".

7. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: проблематика и поэтика.

8. А.С.Пушкин - тео­ретик драмы и театра.

9. Театральные строфы "Евгения Онегина".

10. Актерское искусство Екатерины Семеновой. Пушкин о Семе­новой.

11. Пушкинский "план" "Бориса Годунова". "Сюжет" о русской Смуте и Борисе Годунове в "Истории государства Российского" Ка­рамзина и у Пушкина.

12. "Шекспиризм" пушкинской драматургии. Поэтика "Бориса Го­дунова”.

13. "Евгений Онегин". Поэтика. "Принцип противоречий" (Ю.Лотман).

14. Художественный мир "Маленьких трагедий".

15. Быт и культура пушкинской эпохи в литературе России XIX в. (Люди и чины, поэтика бала, русский дендизм, карточная игра, дуэль).

16. Актерское искусство П.С.Мочалова. Мочалов - Гамлет. Мо­чалов и Каратыгин.

17. М. С. Щепкин - реформатор русской сцены.

18. Гоголевский период в русской литературе. Гоголь и карна­вальное начало ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

19. "Ревизор". Характер художественного обобщения. "Миражная интрига" как художественный прием Гоголя-драматурга. Гоголь - те­оретик театра и драмы.

20. Н. В. Гоголь. "Фантастическая реальность".("Петербургские по­вести" - "Нос", "Невский проспект", "Шинель", "Портрет","Записки сумасшедшего").

21. Духовный путь и духовная проза Гоголя.

22. Поэтический мир Лермонтова. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; проблема героя времени; проблема «нашего»).

23. Лермонтов-драматург. Драма «Маскарад».

Наши рекомендации