Учебники, учебные пособия, монографии, статьи

1. Алперс Б.В. Актерское искусство в России (Театр Мочалова и Щепкина). - М., 1945. (Переизд. в 1979).

  1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

2. Ваняшова М. Г. Мельпомены ярославские сыны. Волков. Дмитревский. Лебедев.

Ярославль, 2000.

3. Ваняшова М.Г. Предстояние Федора Волкова. Театральный Круг. Ярославль. - 2013, № 9

4. Ваняшова М.Г. Федор Волков: Theatrum Sacrum. В храме и на подмостках. М.: СТД РФ. Журнал «Театр» - 2014, № 17.

5. Варнеке Б. История русского театра ХУ11-Х1Х вв. М.-Л., 1939 (хрестоматия – документы и материалы) .

6. Марков П.А. Эпоха накануне Малого театра. (Период Мочало­ва-Щепкина) // Марков П.А. О театре. В 4-х тт. Т.1. Из истории русского театра. - М., 1974.

7. Ф.Г.Волков и русский театр его времени. Сб. материалов. М., 1953.

  1. История русского драматического театра от истоков до конца ХХ века. М., 2005.
  2. История русской драматурги: XVII — первая половина XIX века. Л., 1982.
  3. Мордисон Г.З. История театрального дела в России: В 2 т. СПб., 1994.
  4. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII- первой половины XIX вв. СПб., 2005.

Художественные тексты

Слово о полку Игореве. Ипатьевская летопись (1183-1185)

Смеховые тексты Древней Руси. Служба кабаку. Лечебник на иностранцев и др.

Лихачев Д. Смех в Древней Руси - Библиотека Гумер

www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/5_01.php

Пушкин А.С. Лирика. Евгений Онегин. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Выбранные места из пе­реписки с друзьями. Духовное завещание. Размышления о Божественной литургии.

Лермонтов М. Ю.Лирика.Поэмы (Демон. Мцыри).

Герой нашего времени.

Маскарад.

Театр:

1. Русская народная драма. Тексты: Барин. Лодка. Царь Максими­лиан.

2. Сценарий Маскарада Ф.Г.Волкова "Торжествующая Минерва" (Текст. В кн.: "Ф.Г.Волков и русский театр его времени", М., 1953).

3. Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве. Хорев (отрыв­ки). Синав и Трувор.

4. Фонвизин Д.И. Недоросль.

5. Грибоедов А.С. Горе от ума.

6. Пушкин А.С. Борис Годунов. Каменный гость. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери. Пир во время чумы. Русалка. Сцены из "Фауста"

7. Гоголь Н.В. Ревизор. Театральный разъезд после представления новой комедии. Дополнения к «Ревизору». Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”. Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному литератору.

Монографии, исследования

Раздел 1. Литература Древней Руси.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко И.С. Смеховой мир Древней Руси". М., 1978. Переиздания.

Раздел 2. Эпоха Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя

1. Аксаков Сергей ТимофеевичЯков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости; Литературные и театральные воспоминания // Собр. соч.: В 4 т. М., 1955-1956. Т. 2-3.

2. Белинский В.Г. “Горе от ума”… // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М., 1986. – Том 1. – С.120-195.

3. Гончаров И.А. “Мильон терзаний” // И.А.Гончаров-критик. – М., 1981. – С.58-89.

4. Тынянов Ю.Н. Сюжет “Горя от ума” // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.347-379.

5. Жихарев Степан Петрович Воспоминания старого театрала // Жихарев С.П. Записки современника : В 2 т. Т. 2. Л., 1989.

6. Белинский Виссарион ГригорьевичИ мое мнение об игре г. Каратыгина; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета; Павел Степанович Мочалов

7. Гоголь Николай ВасильевичОтрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору: Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»; Развязка «Ревизора».

Гончаров Иван Александрович.«Мильон терзаний». (О «Горе от ума»)

Пушкин Александр Сергеевич.Мои замечания об русском театре (1820); Письмо к Н.Н. Раевскому (1825); Письмо к издателю «Московского вестника»; Заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; Наброски предисловия к «Борису Годунову»; О народной драме и драме «Марфа Посадница» (1830); Планы статьи «О народной драме и драме «Марфа Посадница».

4.

Берковский Н.Я.«Русалка», лирическая трагедия Пушкина // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962. Переиздания и другие издания Н. Я. Берковского.

Манн Ю.В.Поэтика Гоголя. М., 1978.

Марков П.А. Малый театр тридцатых и сороковых годов Х1Х века (период: Мочалов — Щепкин) // Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974.

Тынянов Ю.Н. «Архаисты» и Пушкин; Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.

Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996. (Серия Б-ка Павличенкова)

Раздел 3. О Пушкине

1. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

2. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995.

3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., 1983

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994.

5. Лотман Ю.М. Из размышлений над творческой эволюцией Пуш­кина (1830) // Лотман Ю.М. Пушкин.СПб.: Искусство-СПб, изд.1995, 2-е изд.2003.

В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные жизни и творчеству

А.С. Пушкина.

6. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1995.

7. Гроссман Л. Записки д'Аршиака. Пушкин в театральных крес­лах. М., 2014.

8. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи о Пушкине. - М., 1983.

9. Манн Ю. Динамика русского романтизма. - М.. 1996.

10.Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.

Раздел 4. О Гоголе.

  1. Белый А. Мастерство Гоголя. - М., 1996.
  2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100.
  3. Бочаров С.Г. Загадка "Носа" и тайна лица. // Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М., 1985.
  4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. - М., 1978.
  5. Набоков В. Николай Гоголь. // В кн.: Владимир Набоков. Лекции по русской литературе. - М., 1996, 2012.
  6. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
  7. Мережковский Д.С. Гоголь и черт. (Исследование) // В кн.:Д.С.Мережковский. В тихом омуте. - М., 1991.
  8. Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.
  9. Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

О Лермонтове

  1. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.
  2. Белинский В.Г. “Герой нашего времени” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., 1986. – С.375-534.
  3. Эйхенбаум Б.М. “Герой нашего времени” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.
  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234
  1. Ваняшова М.Г. Между романтизмом и постмодернизмом. «Маскарад» на современной сцене.

Материалы научной конференции «Лермонтов и театр» Lermontov and the theatre : сборник статей / Ком. по культуре Правительства Санкт-Петербурга, - Санкт-Петербург : Лики России, 2012. – c. 3- 32

Раздел 5. Театр

1. Белинский В.Г. "Гам­лет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Павел Степанович Мочалов. И мое мнение об игре г.Каратыгина.

2. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность? Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора". Петербургские записки 1836 г. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односто­ронности. Письма к Щепкину.

3. Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. Наброски предисловия к "Борису Годунову". О народной драме и драме "Марфа Посадница".

4. Щепкин М.С. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине.(Любое издание).

Практическое занятие. А.С.ПУШКИН. ТРАГЕДИЯ “БОРИС ГОДУНОВ”

Вопросы:

1. Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.

2. “Борис Годунов”: драматургическое новаторство Пушкина.

3. Вопросы историзма в творчестве Пушкина. Проблема “личность и народ” в трагедии “Борис Годунов”.

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985 (любое издание)

2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.

3. Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С. 268-356.

4. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.145-153.

5. Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

6. Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.261-295.

7. Винокур Г.О. Язык “Бориса Годунова” // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – С.94-225.

Аксаков Сергей ТимофеевичЯков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости; Литературные и театральные воспоминания // Собр. соч.: В 4 т. М., 1955-1956. Т. 2-3.

Жихарев Степан Петрович Воспоминания старого театрала // Жихарев С.П. Записки современника : В 2 т. Т. 2. Л., 1989.

3.

Белинский Виссарион ГригорьевичИ мое мнение об игре г. Каратыгина; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета; Павел Степанович Мочалов.

Гоголь Николай ВасильевичОтрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору: Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»; Развязка «Ревизора».

Гончаров Иван Александрович«Мильон терзаний».

Пушкин Александр СергеевичМои замечания об русском театре; Письмо к Н.Н. Раевскому (1825); Письмо к издателю «Московского вестника»; Заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; Наброски предисловия к «Борису Годунову»; О народной драме и драме «Марфа Посадница»; Планы статьи «О народной драме и драме «Марфа Посадница».

4.

Берковский Н.Я.«Русалка», лирическая трагедия Пушкина // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., 1962.

Манн Ю.В.Поэтика Гоголя. М., 1978.

Марков П.А.Малый театр тридцатых и сороковых годов Х1Х века (период: Мочалов — Щепкин) // Марков П.А. О театре: В 4 т. Т. 1. М., 1974.

Тынянов Ю.Н.«Архаисты» и Пушкин; Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб., 2001.

Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996.

Наши рекомендации