III. Основная часть. Изложение нового материала.

У.А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.

Учитель предлагает спеть песню Г.Струве « Музыка» в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию).

В первой строке песни стоит проблема - Я хочу увидеть музыку!

- С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку?

Ответ вы найдёте, прочитав эпиграф к новой теме автора Г.Гессе.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

(Дети произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке.)

Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

Тема нашего урока: «Музыка и изобразительное искусство».

Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.

У.Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении?

Д.Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

У. Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?

Д. «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

У. Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки?

( Дети формулируют свои предположения, предлагают собрать всю информацию об этих искусствах.)

Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема «как упорядочить эту информацию?» Предлагается собрать всю информацию в таблицу соответствия, ориентируясь на предыдущую тему «музыка и литература».

Элементы Музыка Живопись
Произведения искусства А.Бородин «Богатырская симфония» Р.-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»- «Три чуда» Русская народная песня «Вечерний звон» А.Васнецов «Богатыри»   М.Врубель «Лебедь»     И.Левитан «Вечерний звон».
Темы и образы Лирические, эпические, драматические Образы богатырей, портреты. Сказочный образ Царевны-лебедя. Образы природы, образы духовной культуры (колокольные звоны).
Средства воплощения Мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр (окраска звука), лад. Линия, ритм, колорит, перспектива, цвет (цветовая гамма), краска.

Учащиеся вспоминают произведения и их авторов:

А.Васнецов « Богатыри»;

М.Врубель « Лебедь»;

И. Левитан «Вечерний звон».

У.Ребята, а какая музыка возникает в вашем сознании, когда вы рассматриваете эти картины? (звучат фрагменты из музыкальных произведений):

А. Бородин « Богатырская симфония»;

Р.- Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане »- «Три чуда»;

Песня «Вечерний звон», звон колоколов.

Вывод: Итак, мы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь. И этому есть вполне объяснимые причины. Каковы они?

Д. Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть - композиторы, художники, писатели.

У. Однако, среди названий музыкальных произведений встречаются не только произведения, навеянные литературными образами – такие, как, «Шахерезада» Н.Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э.Грига. В музыке давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстампы. Не редко живописность присутствует уже в названиях музыкальных произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», а так же «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок»...

Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания?

«Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», - писал немецкий поэт Людвиг Тик. Он имел в виду, что каждое искусство выражает своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка - звук. Но если между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.

-Ребята, давайте, сопоставим настроение стихов К. Бальмонта и Ф. Тютчева с картинами художников: В.Борисова – Мусатова «Водоём» и А.Рылова «Буйный ветер» (дети читают стихи).

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Всё дремлет, засыпает. К. Бальмонт

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!» Ф. Тютчев

-Если бы вы были композиторами, то какие бы средства выразительности использовали для передачи образа?

- Попробуем сочинить мелодии на эти стихи (дети импровизируют).

-А сейчас - Загадка. Мы прослушаем музыкальный фрагмент и каждый из вас мысленно нарисует себе образ (используем метод «пластического интонирования»)- звучит «Вариация Феи Зимы» из балета С.Прокофьева «Золушка», в конце звучания которого дети замирают в разных позах.

- А теперь свои образные фантазии запишите в форме « Синквейна» (повторное прослушивание фрагмента). Дети зачитывают свои работы.

Вывод: Какие снежинки порой можно « увидеть» в музыке! Мы почти видим, как волшебница зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением - лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.

У. Существуют так же жанры искусств, в которых встречаются музыка, литература, живопись (ребята называют эти жанры.)

- На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые виды искусств - этоанимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии, мультипликатор, клипмейкер. Дружба звука и цвета дала новые плоды.

- Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. (Видеоматериал).

-Дети находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения.

Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.

Но союз музыки и изобразительного искусства, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф.Шопен, Ф.Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства.

IV.Сегодня на уроке мы начнём разучивать песню К.Трубачёва «Журавли» (слушание).

-О чём поётся в песне? (дети читают слова)

-Каков её характер?

-Какие чувства вызывает она?

-Какая картина возникает в вашем сознании?

-Что роднит между собой песню с репродукциями картин? (рассматриваем картины природы), видеоклипом?

-Можно ли провести точную грань между искусствами?

Итак: « искусства переходят одно в другое», «один род искусства находит своё продолжение в другом».

Вывод: Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту.

(Разучивание 1 куплета).

V. Итог урока.

У. Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства?

Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

-А теперь выделим особенности « жизни» живописи и музыки.

Я выделила особенности жизни живописи, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.

Музыка Живопись
Слышимое; живёт во времени; устремлено к отображению внутреннего мира. Зримое; неподвижно, статично; обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний.

-Не зря, композитор и критик, А.Н. Серов называл музыку «языком души», Л.Толстой - «стенографией чувств», а В.Шекспир - «Это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души».

Свой 8-й сонет В.Шекспир посвятил музыке.

Ты - музыка, но звукам музыкальным

Ты внемлешь с непонятною тоской.

Зачем же любишь то, что так печально,

Встречаешь муку с радостью такой?

Где тайная причина этой муки?

Не потому ли грустью ты объят,

Что стройно согласованные звуки

Упрёком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают,-

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,

Что одинокий путь подобен смерти.

( перевод С.Маршака).

Друзья или соперники музыка и живопись?

- Так смогли ли мы увидеть музыку? Услышать живопись?

VI. Оценивание учащихся.

VII. Д/з: а)нарисовать рисунок к песне «Журавли»;

б)составить кроссворд на тему: «Музыка и изобразительное искусство»;

VIII.Наш урок подходит к завершению.

Список используемой литературы:

1. Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М. Просвещение, 2006.

2. Рабочая тетрадь «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г.

3.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М., Просвещение, 2001г.

4.Фонохрестоматия для 5 класса М., Просвещение, 2009 г.

5. «Уроки музыки 5-6 классы», методическое пособие для учителя.

Авторы - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М. Просвещение, 2007г.

6.Дмитриева Л.Г., 3.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.: .Академ А, 1998.

7.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок ( современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.

8.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 96 с.

9. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.

10.Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Наши рекомендации