Реализм рубежа xix-xx веков 3 страница

Сент-Экзюпери.Соединение черт реализма, романтизма и клас­сицизма в их гармоническом единстве характерно для творчества выдающегося французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери (1900— 1944). Выходец из аристократической семьи, он участвовал в Первой мировой войне, выбрал профессию летчика. Начиная с первого рассказа («Летчик», 1926), работа летчика, рассмотренная в бытовом, лирико-романтическом и философском планах, становится главной темой творчества Сент-Экзюпери (ро­маны «Южный почтовый», 1929; «Ночной полет», 1931; «Планета людей», 1939). В 1935 г. он совершил поездку в СССР. В годы Вто­рой мировой войны сражался с фашистами, во время вынужден­ной эмиграции в США написал повести «Военный летчик» (1942) и «Письмо к заложнику» (1943), ставшие частью литературы фран­цузского движения Сопротивления.

Наиболее известное произведение писателя — философская сказка «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В посвящении Ле­ону Верту изложена концепция сказки, показана связь ее абст­рактно-аллегорических образов с трагическим положением фран­цузского народа в условиях фашистской оккупации. Особенность творчества Сент-Экзюпери в том, что в его произведениях зани-мают равное место близкое к классицизму понимание долга, ро­мантика, поэзия и описание новейших достижений техники.

Творчество Сент-Экзюпери дало новый импульс развитию гу­манистического искусства XX в.

Литература «потерянного поколения»

После публикации в 1926 г. романа Э.Хемингуэя «И восходит солнце» («Фиеста»), где в качестве одного из эпиграфов исполь­зована фраза знаменитой американской писательницы Гертруды Стайн: «Все вы — потерянное поколение», это крылатое выраже­ние стало термином для обозначения своеобразной разновидно­сти реализма XX в., получившей название литература «потерян­ного поколения». Ее отличительные черты — выбор героев, про­шедших огонь Первой мировой войны и не могущих вписаться в мирную жизнь; выражение сомнения в любых высоких словах, обесцененных войной; одиночество героев, их тяга к дружбе и любви, к веселящейся толпе; стоицизм героев, являющийся един­ственным выходом из трагичности их положения; незамыслова­тость повествовательной манеры, сюжета, диалогов; психологизм (особенно в описании внутреннего мира мужчин, прошедших че­рез тяжелые испытания). Первые произведения литературы «поте­рянного поколения» были созданы вскоре после окончания Пер­вой мировой войны: роман «Три солдата» Д.Дос Пассоса (1921), повесть «Желтый Кром» О.Хаксли (1921), роман «Великий Гэтс-би» Ф.С.Фицджеральда (1925), роман «Солдатская награда» У.Фолкнера (1926), роман «И восходит солнце» Э.Хемингуэя (1926) и др. В 1929 г. появилось три романа, составляющих верши­ну литературы «потерянного поколения»: «Прощай, оружие!» Э.Хе­мингуэя, «Смерть героя» английского писателя Р.Олдингтона (1892—1962) и «На западном фронте без перемен» немецкого пи­сателя Э.М.Ремарка (1898—1970), образующий трилогию с по­следующими его романами «Возвращение» (1931) и «Три товари­ща» (1938). После романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940), где возникает тема ответственности, не характерная для этой литературы, тематика «потерянности» сходит на нет. В наши дни читатели сохраняют интерес к произведениям Хемингуэя, Ремарка, Фицджеральда, но в них привлекает не чувство «поте­рянности», а глубокий реалистический психологизм.

Финджеральд.Американский писатель Фрэнсис Скотт Фиц-джеральд (1896—1940) — один из наиболее глубоких и тонких выразителей психологии «потерянного поколения». В Первой ми­ровой войне он участия не принимал, хотя отправился добро­вольцем в армию и даже получил назначение на фронт. Неожи­данно было подписано перемирие, и война кончилась. Но Фицджеральд считает, что молодость его поколения ушла безвозврат­но: «Если мы когда-нибудь и вернемся, что не очень-то меня и заботит, мы постареем в самом худшем смысле этого слова. В кон­це концов, в жизни мало что привлекательно кроме молодости, а в старости, как я полагаю, — любви к молодости других».

После демобилизации в 1919 г. Фицджеральд обосновывается в Нью-Йорке, работает служащим рекламного агентства и пишет первый роман «По эту сторону рая» (1920), имевший шумный успех. Роман был написан прежде всего для ровесников писателя — «потерянного поколения» во всем изверившихся людей. Это поко­ление, «обреченное рано или поздно по зову любви и честолюбия окунуться в грязную серую сутолку; новое поколение еще боль­ше, чем старое, зараженное страхом перед бедностью, поклоне­нием успеху, обнаружившее, что все боги умерли, все войны от­гремели, всякая вера подорвана».

В сознании читателей сложился образ Фицджеральда как не­обыкновенно удачливого писателя, человека «века джаза» (назва­ние сборника его рассказов 1922 г. — «Истории века джаза»). «Он являл собой воплощение американской мечты: молодости, кра­соты, обеспеченности, раннего успеха, — отмечает в биографии Фицджеральд Эндрю Тернбулл, — и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием».

Однако в своих лучших романах «Великий Гэтсби» (1925) и «Ночь нежна» (1934) писатель разоблачает миф об «американ­ской мечте»: нельзя преуспевать в американском обществе, со­храняя при этом чистоту чувств. Первоначально роману «Великий Гэтсби» автор предполагал дать название «Среди мусорных куч и миллионеров». Это позволяет проникнуть в замысел писателя: он хотел противопоставить материальные богатства и духовную ни­щету тех, кто их добился. Образ главного героя романа Джея Гэт­сби стал воплощением притягательности «американской мечты», но именно через него писатель проводит мысль о неизбежности краха этой мечты. Гэтсби, занимаясь спекуляциями на бирже, ско­лачивает огромное состояние, исходя из, казалось бы, самой бла­городной цели: завоевать право на любимую женщину. Однако день­ги не могут сделать его счастливым. Место романтических чувств все больше занимает голый практицизм. Американский миф о воз­можности для любого американца разбогатеть, добиться успеха, подняться на самый верх общественной лестницы оборачивается трагическим ощущением утраты чего-то куда более важного и дорогого для человека, бессмысленности прожитой жизни.

Фицджеральд одним из первых в американской литературе на­чал создавать роман как форму лирической прозы, разрабатывать технику мощного воздействия на чувства читательской аудитории. Психологизм этого писателя обращается не столько к аналити­ческому восприятию, сколько к эмоциональному миру читате-Л'ей, прежде всего тех, кто по каким-то причинам воспринимает Действительность в духе представителей «потерянного поколения».

Социалистический реализм

Один из важнейших признаков новейшего этапа литературно­го развития — возникновение литературы социалистического ре­ализма. Термин впервые появился в «Литературной газете» 23 мая 1'932 г. в ходе развернувшейся в прессе полемики с РАППом, на­вязывавшим советской литературе философский «диалектико-ма-териалистический метод», в котором исчезала эстетическая сто­рона литературного творчества. Термин закрепился после доклада М. Горького на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934), где подчеркивалось: «Социалистический реализм утверж­дает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непре­рывное развитие ценнейших индивидуальных способностей чело­века ради победы его над силами природы, ради его здоровья и Долголетия, ради великого счастья жить на земле». К предыстории социалистического реализма относили английскую поэзию чар­тизма, немецкую революционную поэзию (Г. Гервег, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт), литературу Парижской коммуны (Э. Потье, Л. Ми-Щель, Ж.Валлес), «Интернационал» Э. Потье, ставший междуна­родным пролетарским революционным гимном. Подлинное рож­дение метода связывали с появлением романа М. Горького «Мать» (1906), оказавшего огромное влияние на писателей и читателей Многих стран мира. В рамках сознательного следования принципам социалистического реализма были созданы такие всемирно при­знанные шедевры советской литературы, как «Жизнь Клима Сам-Шна» М.Горького, «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А.Шоло­хова (Нобелевская премия, 1965), «Хождение по мукам», «Петр Первый» А.Н.Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А.Островско­го, поэзия В.В.Маяковского, А.Т.Твардовского, произведения Л.М.Леонова, А.А.Фадеева, Ч.Айтматова и многих других совет­ских писателей. Следует упомянуть и о получивших высочайшее Мировое признание фильмах С.М.Эйзенштейна, А.П.Довженко, В.И.Пудовкина, С.Ф.Бондарчука, С.А.Герасимова и др.

Влияние новой эстетической программы на зарубежных писа­телей было огромным. Первым выдающимся образцом социалис­тического реализма в литературе Запада был вполне справедливо признан роман французского писателя А. Барбюса «Огонь». Во Франции социалистический реализм утверждается также в твор­честве Р.Лефевра, П. Вайяна-Кутюрье, в 1930-е годы на позиции этого художественного метода переходит Р. Роллан, порывают с сюрреализмом и сближаются с социалистическим реализмом Л.Арагон и П. Элюар. В Германии на эти позиции переходит одиниз самых значительных драматургов XX в. Б. Брехт, за ним следу­ют И. Р. Бехер, А. Зегерс. Крупнейшие представители соцреализма в США — Д. Рид, в Чехословакии — Ю.Фучик, в Польше — Ю.Ту-вим, в Дании — М. Андерсен-Нексё, в Турции — Н.Хикмет, в Китае — Лу Синь, в Бразилии — Ж.Амаду, в Чили — П. Неруда. Новаторство социалистических реалистов, в чьих произведениях утверждается историческая перспектива, принципиально новый подход к изображению человека, общества, мира, неоценимо для развития мировой литературы.

Вместе с тем перерождение социализма в СССР в тоталитар­ную систему, утверждение культа личности Сталина, аналогич­ные процессы в странах народной демократии — сателлитах СССР приводят к тому, что социалистический реализм из живого и пло­дотворного явления искусства превращается в догматическую си­стему принципов «единственно верного художественного мето­да», превзошедшую по жесткости даже нормативную эстетику классицизма. Собственно, реализм и романтика из этой системы уходят, заменяясь новым подобием классицизма. Однако, если в основе классицизма лежало представление об эстетическом идеа­ле, воплощаемом с помощью объективно прекрасных форм, в вырождавшемся социалистическом реализме восторжествовали принципы партийности и догматически понимаемой народности. На смену эстетическим принципам приходили принципы поли­тические, и отступление от них нередко жестоко каралось (судьба И.Бродского в СССР, С.Мрожека в Польше, В.Гавела в Чехо­словакии и др.). Социалистический реализм оказался, как ника­кое предшествовавшее художественное направление, связанным с политикой. Его функционирование обеспечивалось в странах со­циализма целой системой государственно-партийных мер. Среди них — поддержка союзов писателей, члены которых, проверен­ные на лояльность, имели всевозможные льготы; присуждение Государственных премий (в том числе и за откровенно слабые, но «правильные» произведения); жесткий контроль над связями с иностранцами и выездом за границу; цензура; использование раз­меров тиражей и гонораров, включения в школьные программы, рецензирования, предоставления средств массовой информации для проведения культурной политики, угодной административ­но-командной системе.

В период «оттепели» (в 1963 г.) в СССР была опубликована книга члена Политбюро Французской коммунистической партии Роже Гароди «Реализм без берегов», где автор пытался расширить рамки реализма, отнеся к нему Ф. Кафку, Сен-Жон Перса, П. Пи­кассо. В сущности, это была скорее политическая, чем эстетиче­ская акция: Гароди хотел включить крупных мастеров нереалис­тического искусства в «обойму» разрешенных, приемлемых авто­ров. Началась ожесточенная дискуссия, в результате которой Га-роди был объявлен ревизионистом: теоретики реализма не могли допустить разрушения системы, размывания ее жестких границ и готовы были пожертвовать лучше частью мировой культуры, чем чистотой выведенных ими принципов.

С началом «перестройки» (после 1985 г.) публикуется большое количество работ, где социалистический реализм был объявлен мифом, не существовавшим явлением, его достижения были обес­ценены и отброшены, эстетика сведена к схоластическим теори­ям, которые сами себя разоблачают и вызывают отторжение сво­им догматизмом. После разгрома социалистического реализма на­чалась атака на реализм вообще, а затем и на само понятие худо­жественного метода. В итоге в настоящее время литературоведы стараются не пользоваться этими скомпрометированными терми­нами, прибегая к фигуре умолчания. Между тем критика социа­листического реализма была проведена опять-таки не столько с эстетических, сколько с политических позиций и поэтому пред­ставляется крайностью. Достижения этого направления в реалис­тической литературе XX в. сохраняют свое эстетическое, нрав­ственное значение, и со временем отношение к ним будет пере­смотрено, они снова будут восприниматься как актуальные. На сегодняшний же день они имеют ценность для полноты описания истории литературы XX в.

Барбюс. Французский писатель Анри Барбюс (1873— 1935) стал основоположником социалистического реализма в литературе Запада.

Барбюс вступил в литературу как поэт. В первом сборнике сти­хов «Плакальщицы» (1895), который носит печать символизма, преобладают мотивы разлада с действительностью, пессимизма. В романах «Просящие» (1903), «Ад» (1908), сборнике новелл «Мы» (1914) Барбюс становится на реалистический путь, хотя замет­ное влияние на него оказывает натурализм. Главный мотив этих произведений — человеческие страдания.

Первая мировая война, в которой Барбюс принял участие, уйдя добровольцем на фронт, обнажила социальную сущность этих страданий. В письмах с фронта к жене обнаруживается переход Барбюса на революционные позиции. На фронте и рождается за­мысел романа «Огонь», написанного в 1915—1916 гг.

Судьба интеллигента Симона Полена, осознавшего необходи­мость революционного переустройства мира, изображена в рома­не Барбюса «Ясность» (1919).

Барбюс приветствовал социалистическую революцию в Рос­сии. В 1919 г. он создал группу «Кларте» («Ясность»), выступив­шую с поддержкой Советской России. В группу «Кларте» вошли А.Франс, Р.Лефевр, П.Вайян-Кутюрье, Ж.Дюамель, Ж.Ромен, Г.Брандес, Б.Ибаньес, Т.Гарди, Г.Уэллс, Э.Синклер, С.Цвейг, в ее деятельности приняли участие Б. Шоу, Р.Тагор, Г. Манн. Бабюс был автором манифеста группы — книги «Свет из бездны» (1919). С поддержкой работы группы выступили М. Горький, Р. Рол-лан.

В 1923 г. Барбюс вступает во Французскую коммунистическую партию. Из произведений писателя 1920-х годов особое значение имеет сборник новелл и очерков «Происшествия» (1928). В рус­ском издании 1929 г. эта книга названа «Правдивые повести» — заглавие русскому переводу дал сам Барбюс. Книга возникла в результате поездки писателя на Балканы (1925) в составе Между­народной комиссии по расследованию фактов белого террора в период, когда мир оказался на грани войны. Обращаясь к урокам Парижской коммуны, революционных выступлений во француз­ской армии в 1917 г. (этому эпизоду посвящен рассказ «Как мстят солдаты»), действий на фронтах Первой мировой войны, к фак­там «белого террора» и «колониального гнета» (названия второго и третьего разделов сборника, следующих за разделом «Война»), Барбюс раскрывает классовую природу войны, царящей в мире капитала, жестокости и несправедливости.

Эстетические воззрения писателя изложены в книге «Золя» (1932). Барбюс неоднократно бывал в СССР, посвятил нашей стра­не книгу «Россия» (1930) и другие работы. Он умер в Москве во время очередного визита в СССР.

«Огонь». Воздействие творчества Барбюса на прогрессивных писателей мира связано прежде всего с романом «Огонь». Первые главы созданы в госпитале в декабре 1915 г. В 1916 г. роман печа­тался в газете «Творчество» с большими цензурными купюрами и искажениями, а 15 декабря того же года вышел отдельным изда­нием в издательстве «Фламмарион» с указанием о присуждении роману Гонкуровской премии.

Основная мысль романа — неизбежность прихода народных масс, вовлеченных империалистами в войну, к революционным идеям. Форма «дневника одного взвода» позволяет автору достиг­нуть предельной достоверности в описании войны. Вместе с тем Барбюс стремится придать «дневнику» романную масштабность и многоплановость. Следуя за героями произведения, читатель ока­зывается то недалеко от передовой, то в глубоком тылу, то в огне атаки.

Первая глава придает роману поэтический характер: возникает сопоставление с «Божественной комедией» Данте. Барбюс, дале­кий от какой-либо религиозности, строит произведение как нис­хождение из «рая» к последнему кругу «ада», показывая, что им­периалистическая война страшнее любой поэтической выдумки об ужасах потустороннего мира.

Впервые мотив прозрения появляется в главе «Видение», от­крывающей книгу. Живущие в единственном доступном для лю­дей этого времени «раю» — в горах Швейцарии, где нет войны, «бледные провидцы», как их называет автор, представители раз­ных народов, уже пришли к тем выводам, к которым предстоит прийти солдатам взвода после нечеловеческих испытаний на вой­не. В главе «Заря», завершающей книгу, достоверно и ярко пока­зано пробуждение сознания солдатской массы, его революциони-зация.

Сразу после публикации книга оказывается в центре всеоб­щего внимания, вызывает ожесточенные споры. Анетт Видаль при­водит в своей работе о Барбюсе выдержки из различных доку­ментов'. Солдаты пишут с фронта: «Вы во всеуслышанье произ­несли слово правды... Спасибо за то, что вы отомстили за нас, разоблачили войну...» Те, кто не воевал, обращаются к автору: «Мы увидели войну, мы почувствовали страдания солдат». Жур­налистка Северин восклицает: «Это торжество совести, реванш правды». Прямо противоположное мнение высказывала нацио­налистическая пресса: «Отвратительная книга... Головешка, ко­торую забрасывает в лавку с товаром, разгулявшись, идиот, чтобы всех поразить... "Огонь" не только плохое произведение, но и низкий поступок... Ни единого красивого чувства, ничего, что бы служило интересам Франции... Барбюс никогда не понимал французской души. Книжонки Барбюса означают, что он агент врага, только и всего». Сопоставление этих высказываний и оценки романа, данной крупнейшими писателями XX в., позволяет сде­лать вывод о том, что первая крупная дискуссия вокруг произве­дения социалистического реализма на Западе была дискуссией о правде и ее отражении в искусстве. Правдивость книги Барбюса отмечали Р. Роллан, Р.Лефевр и др. М.Горький писал о романе Барбюса: «Мрачная книга его страшна своей беспощадной прав­дой, но всюду во мраке изображаемого им сверкают огоньки но­вого сознания...». Барбюс понимал, что степень правдивости ро­мана будет главным предметом споров — отсюда поиски доку­ментальной формы («роман-дневник»), стремление в точности со­хранить речь солдат (об этом шли бесконечные дискуссии между автором и боявшемся «неприличий» газетным издателем Поста­вом Тери) и т.д. Обвинения Барбюса в натурализме не имеют оснований, т.к. не учитывают тех задач, которые стояли перед автором.

Присуждение роману Гонкуровской премии в период разгула шовинизма и травли писателя реакционными кругами показыва­ет, что литераторы сразу оценили выдающиеся художественные достоинства произведения. Роман получил признание народа: к июлю 1918 г. было выпущено 200 тысяч экземпляров, немедленно разошедшихся по стране (для военной Франции это невиданный тираж).Антифашистская литература

Вторая мировая война вызвала к жизни литературу Сопротив­ления (Л.Арагон, Э.Триоле, Веркор, П.Элюар, А.де Сент-Эк­зюпери, А.Камю, Э.Хемингуэй, Ю.Фучик, М.Залка, Б.Брехт, А. Зегерс и многие другие). В литературе Сопротивления усилива­ется реализм, она демократична по содержанию и по форме, ори­ентируется на самого широкого читателя.

Фучик. Юлиус Фучик (1903— 1943) — национальный чешский герой-антифашист, писатель и журналист. Книга очерков «В стра­не, где наше завтра является уже вчерашним днем» (1932) он рассказал о своих впечатлениях от поездки в СССР. В годы фашист­ской оккупации Чехословакии был членом подпольного ЦК КПЧ, руководил нелегальной печатью. В 1942 г. арестован гестапо и пос­ле пыток казнен в Берлине. Ю. Фучик был посмертно награжден Международной премией Мира (1950).

Огромной силой воздействия обладает книга Фучика «Репор­таж с петлей на шее» (опубл. 1945), написанная в тюрьме. В ней документально точно воспроизведенные события сочетаются с художественной реалистической образностью.

Призыв Ю. Фучика, обращенный к читателю в конце книги: «Люди... Будьте бдительны!» — стал лозунгом в борьбе за мир и гуманизм, против фашизма.

Неореализм

Одно из самых показательных для характеристики реализма XX в. явлений — итальянский неореализм, отразившийся не только в литературе, но и в кино. Он сложился под влиянием движения Сопротивления, охватившего Италию в 1943— 1945 гг. Истоки этого течения — в веризме, заметное воздействие на него оказало со­ветское и французское киноискусство. Его теоретик — Д. Дзавати-ни, программные произведения — фильм Р.Росселини «Рим — открытый город», роман В. Пратолини «Повесть о бедных влюб­ленных». Неореалисты выдвинули в центр произведения образы людей из народа, героев Сопротивления, тему человеческого до­стоинства перед лицом жестокого мира, отбросили усложненные формы во имя ясности и правдивости. Они использовали в лите­ратуре принципы и приемы реалистического кино. Достижения неореализма связаны с деятельностью Э. Де Филиппо, П. П. Па­золини, Д.Родари, А.Моравиа. В 1960-е годы начинается отход ведущих итальянских писателей от неореализма (В. Пратолини, С.Квазимодо, А.Моравиа, И.Кальвино), что объясняется стрем­лением преодолеть эмпиризм неореалистического искусства, рас­ширить аналитические возможности литературы. Из явлений это-

Вулф.Вирджиния Вулф (1882— 1941) — английская писатель­ница, одна из крупнейших представительниц модернизма, тех­ники «потока сознания». Среди ее произведений — романы «Вы­езд» (1904), «Ночь и день» (1919), «Комната Джейкоба» (1922), «К маяку» (1927), «Волны» (1931), «Орландо» (1931) и др. Осо­бенно известен роман «Миссис Дэллоуэй» (1925). Главная герои­ня, «прелестная женщина, похожая на птичку, на сойку, сине-зеленую, легонькую, живую, хоть ей уже за пятьдесят», обладает замечательным свойством чувствовать внутреннюю жизнь людей. Рядом с ней все очевидное и зримое кажется ей более зыбким. Писательница показывает множественность точек зрения, их смену для создания этого эффекта зыбкости видимого, на которое на­кладывает отпечаток психология любого человека. Лоуренс. Дэвид Герберт Лоуренс (1885— 1930) — английский писатель, автор романов «Белый павлин» (1911), «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915) и др. Наиболее знаменит ро­ман «Любовник леди Чаттерли» (1928), запрещенный в Англии до I960 г. из-за предельно откровенно описанных сексуальных сцен. Между тем этот роман интересен прежде всего глубоким пости­жением психологии молодой женщины Констанции, ставшей леди Чаттерли.

Блестящий, обаятельный и аристократичный муж Констанции Клиф­форд вернулся с Первой мировой войны инвалидом. Констанция полна к нему нежности и сострадания, но постепенно замечает, что ни в нем, ни в его окружении, несмотря на внешний лоск, нет подлинной жизни. Она находит настоящее счастье, сойдясь с егерем Оливером Меллорсом. Узнавший об этой связи муж оскорблен не изменой жены, а тем, что она избрала предметом любви человека не его круга. Констанция на­сильно разлучена с Меллорсом, но она носит под сердцем его ребенка.

Голсуорси. Джон Голсуорси (1867—1933) — английский писа­тель-реалист, автор 20 романов, 27 пьес, 3 сборников стихов, 173 новелл, 5 сборников эссе. Широкое признание к нему пришло после выпуска в одном томе «Саги о Форсайтах» (1922) — гран­диозной эпопеи-хроники о судьбах многочисленных представите­лей семьи крупных буржуа Форсайтов. В этот цикл вошли три ро­мана и две новеллы-интерлюдии. Первый роман — «Собствен­ник» (1906), написанный в традициях Диккенса и Теккерея, со­держит критику буржуазного жизненного уклада. На примере Со-мса, одного из Форсайтов, особенно ярко показано разрушаю­щее личность чувство собственности. Новелла «Последнее лето Форсайта» (1917, опубл. 1918), где автор снова вернулся к героям «Собственника», в общей композиции цикла о Форсайтах заняла место интерлюдии, за которой следуют роман «В петле» (1920), новелла-интерлюдия «Пробуждение» (1920), роман «Сдается в наем» (1921). В 1929 г. вышло однотомное издание второй трилогии о Форсайтах — «Современная комедия», включавшей роман «Бе­лая обезьяна» (1924), интерлюдию «Идиллии» (1927), роман «Се­ребряная ложка» (1926), интерлюдию «Встречи» (1927), роман «Лебединая песня» (1928). В двух трилогиях дана картина жизни Англии с 1886 по 1926 г. Наряду с сатирической широко пред­ставлена лирическая линия, в которой Голсуорси развивает тра­диции романов И. С. Тургенева. Голсуорси — необычайно глубо­кий и тонкий психолог. Его эпическое, психологическое мастер­ство было отмечено Нобелевской премией (1932).'

Мартен дю Гар. Роже Мартен дю Гар (1881 — 1958) — француз­ский писатель-реалист. В наиболее значительных произведениях до Первой мировой войны (романы «Становление», 1909; «Жан Баруа», 1913) Мартен дю Гар рассматривает проблемы становле­ния человеческой личности. В центре романа «Жан Баруа» — по-литическая борьба вокруг дела Дрейфуса, имеющего, с точки зре­ния писателя, решающее значение для понимания своего времени.

В августе 1914 г. Р.Мартен дю Гар был призван в армию, в которой находился в течение всей Первой мировой войны.

Крупнейшее произведение Р. Мартен дю Гара — роман «Семья Тибо» (1920—1940). Первоначально повествование не выходило за рамки жанра семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Ис­правительная колония», 1922). Однако в последних частях («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940) пласт семейного времени вы­тесняется пластом исторического времени, семейная хроника пе­рерастает в эпопею, подобно тому, как это произошло в «Очаро­ванной душе» Р. Роллана. Роман вошел в золотой фонд мировой литературы XX в. (Нобелевская премия, 1937). Историю создания романа «Семья Тибо» писатель рассказал в «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (опубл. 1955). Здесь же Р.Мартен дю Гар изложил свои реалистические воззрения, отметил огром­ное влияние творчества Л. Н. Толстого на его литературную дея­тельность, охарактеризовав Толстого как лучшего учителя для будущего романиста.

О'Нил. Юджин О'Нил (1888—1953) — американский драма­тург. Уже в семи одноактных пьесах (сб. «Жажда и другие одноакт­ные пьесы», 1914) он бросил вызов коммерческому театральному искусству Бродвея: их действие происходило не в буржуазных са­лонах, а в портах, матросских кубриках, действующими лицами были простые рабочие, моряки, их диалоги сохраняли черты ре­альной разговорной речи. Образцом для себя драматург считал пьесы А. Стриндберга. В пьесах О'Нила, в частности в первой пол­нометражной драме «За горизонтом» (Пулитцеровская премия, 1920), реализм сочетается с натурализмом и экспрессионизмом. Это придает психологизму обостренный, обнаженный характер. Крупнейшим достижением О'Нила стала драма «Любовь под вя­зами» (1924), разрабатывающая такие темы, как супружеская не­верность, кровосмешение, детоубийство. Запретность тем, кото­рые раскрыты драматургом в подчеркнуто жестких тонах, сделала премьеру драмы скандальной. Вместе с тем было отмечено, что ОЧтйлу удалось возродить и обновить исчезающий в XX в. жанр трагедии (что было признано при вручении ему Нобелевской пре­мии в 1936 г.).

Кафка

Жизненный и творческий путь.Франц Кафка (1883—1924) — австрийский писатель, один из «отцов» модернизма — родился в Праге, входившей в состав Австро-Венгерской империи, в еврей­ской семье. Отец решил, что мальчик должен быть воспитан в традициях немецкой культуры. Получив юридическое образова­ние, Кафка большую часть жизни проработал агентом по страхо­ванию и на других чиновничьих должностях. Тонкая, впечатли­тельная натура, он не нашел счастья в отношениях с женщинами. Кафка был болен туберкулезом, который рано свел его в могилу. За два года до смерти он в завещании требовал сжечь все его неопубликованные рукописи. Но душеприказчик Кафки писатель Макс Брод осмелился нарушить завещание и опубликовал руко­писи. Если при жизни Кафка был малоизвестным писателем, ав­тором нескольких сборников новелл и притч, то в течение трех лет после смерти он получил признание как крупный мастер, автор трех романов — «Пропавший без вести» (в американскомиздании — «Америка»), «Процесс», «Замок». Брод опубликовал также законченные и незаконченные новеллы, притчи, дневник, письма Кафки. К середине века он стал восприниматься как один из крупнейших писателей мира.

«Процесс».Черновая редакция романа была завершена в янва­ре 1915 г. Он был опубликован М. Бродом через год после смерти Кафки, в 1925 г.

Главной, определяющей единство всех эпизодов текста, в «Про­цессе» становится тема вины.

Герой произведения, Иозеф К. почти не индивидуализирован, что обозначено автором в сокращении его фамилии до одной бук­вы. Столь же абстрактна и его вина: суть обвинений в адрес Йозе-фа К. намеренно скрыта.

Разбуженный в собственной спальне некими представителями зако­на, Иозеф К. узнает о том, что ему предъявлено некое обвинение. Не чувствуя за собой никакой вины, Йозеф К. тщетно пытается доказать свою невиновность, бродя по фантасмагорическим лабиринтам судеб­ных инстанций. Но постепенно его уверенность исчезает, и он уже не сопротивляется, когда двое исполнителей наказания отводят его на ка­кой-то пустырь и перерезают ему горло.

Выдающийся немецкий писатель Г. Гессе дал религиозную трак­товку романа: «...Речь здесь не о том или ином отдельном пре­грешении, из-за которого обвиняемый оказался перед судом, а об извечной греховности всякой жизни, что искупить невозмож­но. Большинство обвиняемых осуждены в этом бесконечном про­цессе, немногих счастливчиков полностью оправдывают, осталь­ных же осуждают "условно", то есть в любой момент против них может быть возбуждено новое дело, может последовать новый арест. Короче, этот "процесс" — не что иное, как греховность самой жизни, а "осужденные" — в отличие от невиновных — те подавленные, полные предчувствия люди, у которых от одного взгляда на эту греховную жизнь щемит сердце. Но они могут обре­сти спасение, идя стезей покорности, кротко принося себя в жертву неизбежному»1.

Наши рекомендации