Романтизм в художественной культуре Франции начала XIX века.

Наибольшего своего расцвета в изобразительном искусстве романтизм достигает в большинстве стран Западной Европы в период 1820—1830 годов, а затем начинается длительный период спада и вырождения романтического направления.
В чисто художественном плане главнейшей чертой романтизма было отрицание, в той или иной мере, рационалистической эстетики классицизма и его логически обоснованных норм. Романтики провозгласили полное господство эмоции, чувства как важнейшего средства познания внутреннего смысла явлений и как главнейшей основы художественного творчества.
Положительным в романтизме было обогащение искусства накалом чувств, динамикой действия и яркостью красок.

. Первым крупным мастером французской романтической живописи стал Теодор Жерико (1791—1824).

Сильнейшее внутреннее движение, страсть и драму Жерико передал прежде всего смелым и глубоко продуманным композиционным построением, динамическим ритмом линий и энергичными светотеневыми контрастами. При мощной живописной манере колорит картины темен, тела написаны однообразным тельным цветом, для изображения моря и неба Жерико также не нашел новых цветовых решений.
Его героями были солдаты и офицеры, дети, старики, друзья и даже умалишенные («Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «.Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»). Романтикам вообще был свойствен интерес к людям с обостренной психикой. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Последние месяцы жизни он был прикован к постели и умер на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). Жерико — мастер монументальных композиций, владение которыми служило для него средством отыскать в будничной, приземленной реальности героическое начало. Поводом к творчеству выступает для художника все необычное, экспрессивное. В 1816 году французский фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из 140 человек, высадившихся на плот, через 12 дней удалось спасти лишь 15. Жерико создает гигантское полотно 7x5 м, где изображает горстку уцелевших на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде смотрит вдаль. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин «романтизм».

Эжен Делакруа.

После ранней смерти Жерико главой романтической школы стал Эжен Делакруа (1798—1863), признанный величайшим декоратором своего времени. Вместо традиционного и как бы обязательного для всех французских живописцев путешествия в Италию Делакруа отправился в Англию (1825), в Марокко (1832), а затем во Фландрию и Голландию. Поездка в Марокко повлекла за собой значительное изменение в стиле художника. Марокканские впечатления были столь сильны, что проявились даже в изображениях античных богов и героев. «Еврейская свадьба в Марокко», написанное приблизительно в 1841 г. Таинственная восточная атмосфера создается здесь благодаря точной передаче художником своеобразия национального интерьера. Конец его жизненного пути ознаменовался созданием больших полотен для украшения Бурбонского и Люксембургского дворцов, а также знаменитого Лувра. Шедевр его творчества — картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 году и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Делакруа был не только самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем. Его статьи о других художниках предвосхищают Бодлера; они раскрывают нам его личность, а его «Дневник» и письма являются единственными свидетельствами его эволюции.


Главным антагонистом Делакруа в искусстве того времени, возглавлявшим лагерь классицизма и всего академического искусства в целом, был один из крупнейших художников Франции первой половины 19 века —

Жан Доминик Энгр. В его творчестве нашли свое продолжение профессиональные приемы и некоторые принципы творческого метода его учителя — Давида. Однако то обстоятельство, что художественная деятельность Энгра проходила в иных, изменившихся, общественно-исторических условиях, определило принципиальное отличие классицизма Энгра от революционного классицизма Давида.

Наши рекомендации