Классические барельефы построены на этом, связанном с особенностями нашего восприятия, принципе.
Данный принцип сохраняется и при проектировании утилитарных предметов, где много частей или деталей. При игнорировании этого принципа ощущение целостности, органичности может быть утрачено, и мы будем воспринимать пульт, прибор или машину как механический набор элементов. Так часто бывает, когда в проектировании той или иной вещи, прибора, машины не участвует дизайнер.
Объединение деталей или их группировка достигается разным путем: группа кнопок или лампочек на приборной доске, например, объединяется окаймлением, цветным контуром или рельефом. Если эти основные группы велики, то внутри них можно наметить более мелкие группы.
В землеройной машине дизайнер зрительно объединяет кабину со всеми ее деталями, группу двигателя, ковш с зубьями так, чтобы, окидывая взглядом всю машину целиком, мы как бы складывали ее основные «куски». На следующем этапе, при приближении к машине, мы уже может рассматривать отдельные ее составные части — детали ковша или детали кабины и прочее. Знакомство со сложным предметом может проходить и в другой последовательности, когда вначале рассматривается какая-то его отдельная, чем-либо примечательная часть, в то время как взгляд еще не охватил целое.
Важнейшим качеством органичной композиции является соподчиненность ее частей. Это качество, разумеется, присуще только сравнительно сложным композициям. Представим себе каждую из составных частей целого как бы «законченной в себе», автономной. В этом случае она уже не будет как-либо связана с другой, соседней частью и выпадет из целого: изделие будет состоять из отдельных самостоятельных элементов, и его целостность будет чисто механической.
Классическим примером органической связи частей является позвоночник. Каждый позвонок—как бы нечто законченное, его форма—сама завершенность. И вместе с тем так и хочется приставить один позвонок к другому—это предопределено их строением.
Почему землеройная машина отличается своей целостностью? Потому что каждая из ее частей зрительно нуждается в примыкании к смежной, между ними глубокая внутренняя связь. Попробуем рассмотреть, например, шасси. Оно как бы просит, чтобы его загрузили, поставили сверху некоторый объем. Шасси для этого предназначено, и мы это ощущаем. Также немыслим ковш без несущей его конструкции: сам по себе он не воспринимается как завершенная форма, как часть целого. Снимите мысленно кабину, попытайтесь ее рассматривать отдельно — у вас появится потребность поставить ее на шасси. Она внутренне связана и с рабочим органом, как бы нацелена на него. И остекление обычно устроено так, что ориентирует кабину именно в направлении этого рабочего органа. Здесь соподчинению частей машины помогает как бы их внутренний диалог.
Соподчинение частей композиции связано с симметрией. Ось симметрии (или плоскость симметрии) всегда композиционно объединяет составляющие элементы. Поэтому, если группа деталей абсолютно симметрична, она становится автономной по отношению к целому. Предмет, состоящий из отдельных симметричных групп, зрительно распадается.
Подчинение одной какой-либо оси нагляднее всего прослеживается в естественном мире. Взглянув, например, на человеческую фигуру, мы отмечаем, что ни один из членов (рука, нога) не имеет своей оси симметрии, туловище со всеми его частями подчинено только одной плоскости симметрии.
Соподчиненность может быть поддержана или усилена применением цвета, тона и фактуры: пульт управления, например, окрашен в другой цвет, нежели остальные части машины, а корпус кинокамеры отделен от механизма. Так целое разделяется на объединенные какой-либо общей связью части при помощи цвета или фактуры.
8. Пропорциональность и ритм.
Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование,т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.
Пропорциями называются размерные отношения двух элементов (частей) формы. Применяемые в практике закономерные отношения делятся на две группы: простых отношений, строящихся на простых рациональных числах, и иррациональных - производных от геометрических построений.
В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например, высоту светильника к высоте стены.