ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ (5—10 ч)
Изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. В любом изображении, постройке или украшении всегда присутствуют все эти три вида художественной деятельности.
Тема. Совместная работа трех Братьев-Мастеров
Обобщением здесь является один урок. Его цель — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, свое назначение.
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное, чтобы учащиеся поняли, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог им научиться.
В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за I—III четверти — своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел на выставке хотя бы одну работу. Дети учатся рассказывать о своих работах и рисунках своих товарищей.
В конце урока демонстрируются слайды произведений искусства и дети должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.
Задание: выставка работ, сделанных за предыдущие четверти. Дети учатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуру и т. д., выделяя в них работу каждого из Мастеров. Игра в художников и зрителей.
Зрительный ряд: произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.
Тема. «Сказочная страна». Создание панно
Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. Учитель выбирает любую известную сказку или сочиняет ее вместе с детьми.
Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.
Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации к детским книгам.
Музыкальный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по сказке.
Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.
Тема. «Праздник весны». Конструирование из бумаги
Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их.
Развитие наблюдательности — изучение природных форм. Овладение навыками бумагопластики.
Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.
Зрительный ряд: демонстрация учителем приемов работы с бумагой.
Тема. Урок любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».
Рекомендуется экскурсия в природу.
Тема. «Здравствуй, лето!»
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Развитие зрительских навыков.
Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения российских художников на тему лета.
II класс (34—68 ч)
ТЫ И ИСКУССТВО
I четверть. Чем и как работают художники
Три основные краски, строящие многоцветие мира
Пять красок — все богатство цвета и тона
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
Выразительные возможности аппликации
Выразительные возможности графических материалов
Выразительность материалов для работы в объеме
Выразительные возможности бумаги
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
II четверть. Реальность и фантазия
Изображение и реальность Изображение и фантазия Украшение и реальность Украшение и фантазия Постройка и реальность Постройка и фантазия
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
III четверть. О чем говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных Выражение характера человека в изображении; мужской образ Выражение характера человека в изображении; женский образ Образ человека и его характер, выраженный в объеме Изображение природы в разных состояниях Выражение характера человека через украшение Выражение намерений через украшение
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру
IV четверть. Как говорит искусство
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий Линия как средство выражения: характер линий Ритм пятен как средство выражения Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
Обобщающий урок года
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.