Iii четверть ты строишь. знакомство с мастером постройки

(11—22 ч)

В этой четверти начинается знакомство с архитектурой и ди­зайном на основе детских игровых форм. Все пространственно-визуальные искусства имеют в своей основе общие начала: это работа с пятном, линией, цветом в пространстве и на плоскости. Однако в разных видах искусства эти элементы языка использу­ются по-разному, так как разные искусства выполняют разные за­дачи в жизни людей.

III четверть посвящена знакомству с конструктивной художе­ственной деятельностью.

Мастер Постройки — это олицетворение конструктивной худо­жественной деятельности; это Мастер создания образа нашего предметного мира. В то же время Мастер Постройки — это Мас­тер структурного построения любого пространственного произве­дения, формы и взаимоотношения ее частей, Мастер композиции. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать, а если посмотреть шире, эти умения влияют на универсальные способности мышления человека.

Материал четверти включает задания очень разные по харак­теру и художественному материалу. Основное место среди зада­ний занимает постройка города. Игровой характер заданий не от­влекает, а, наоборот, позволяет активно усвоить новые знания.

Тема. Постройки в нашей жизни

Какие постройки нас окружают? Знакомство с Мастером По­стройки. Он помогает придумать, каким быть дому. Многообра­зие архитектурных построек; развитие воображения ребенка и формирование его представлений о существовании самых раз­ных типов построек. Из каких основных частей состоят дома?

Строят не только дома, но и каждую вещь, придумывают ей форму, чтобы она была удобная и красивая.

Беседа об окружающих нас постройках.

Задание: придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Вариант задания: придумать и построить на бумаге дом с по­мощью печаток — овладение новой техникой изображения.

Материалы: разведенная на блюдце краска гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки — в качестве печатки, шероховатая бумага.

Зрительный ряд: фотографии самых разных архитектурных построек, иллюстрации из детских книг с изображением разных жилищ, предметы современного дизайна.

Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.

Тема. Домики, которые построила природа

Наблюдение природных явлений с точки зрения Мастера По­стройки. Природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т. п.

Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фрук­тов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге. (К концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город.)

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь.

Зрительный ряд: фотографии природных домиков; иллюстрации к сказкам, где в виде домиков предстают неожидан­ные предметы, например домики из сказок Л. Милна «Винни-Пух», Н. Носова «Незнайка в Цветочном городе», Дж. Родари «Чиполлино», А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др.

Музыкальный ряд: музыка к мультфильму или балету «Чипол­лино».

Тема. Дом снаружи и внутри

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятия «вну­три» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида пост­ройки. Беседа о внутреннем устройстве дома.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита — нарисо­вать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими буквен­ными человечками. Как бы они смогли там жить? Что будет крышей, где будет вход? Нарисовать двери, окна, лестницы, балконы...

Вариант задания: представить в виде сказочного домика са­мые разные предметы. (Как бы там могли жить сказочные чело­вечки?)

Материалы: мелки, цветные карандаши или фломастер (луч­ше по акварельному фону), бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации к детским книгам.

Литературный ряд: описания сказочного города из литератур­ного произведения.

Тема. Строим город

Приобретение навыков конструктивной работы с бумагой. Раз­витие конструктивной фантазии и наблюдательности — уметь рас­сматривать реальные здания разных форм. Игра в архитекторов.

Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бу­мажного цилиндра, его двукратного сгибания, чтобы было четыре грани, и добавления необходимых частей; постройка городка из бумажных домиков.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.

Вариант задания: построить домики из разных упаковочных коробочек, приклеивая крыши, окна и двери; создать городок из готовых домиков, склеивая их друг с другом.

Тема. Все имеет свое строение

Формирование первичных умений видеть конструкцию — по­строение предмета. Любое изображение сводится к взаимодейст­вию нескольких простых геометрических форм.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треуголь­ников) изображения разных зверей в технике аппликации.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды и фотографии животных или художе­ственные изображения животных.

Тема. Постройка предметов (упаковок)

Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для наших бытовых вещей.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Задание: конструирование из бумаги упаковок или сумок, ук­рашение их.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: упаковки, пакеты и другие произведения бы­тового дизайна.

Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.

Тема. Город, в котором мы живем

Итоговая тема четверти. Прогулка по родному городу, посел­ку или селу с целью наблюдения реальных построек: рассматри­ваем улицу с позиции Мастера Постройки.

Задание: панно «Город, в котором мы живем» — коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлению после экс­курсии.

Материалы: склеенный большой лист бумаги (бумага тониро­ванная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике апплика­ции), гуашь (для изображения жителей и машин). Готовые апп­ликации (постройки) и изображения жителей, машин выразитель­но располагаются (компонуются) на большом листе бумаги — фо­не панно.

Для индивидуальных работ: гуашь, кисти или мелки (по вы­бору учителя), бумага.

Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильм об ар­хитектуре родного города (села).

Рекомендуется прогулка-экскурсия по улицам своего города или села.

Литературный ряд: стихи о своем городе (селе).

Музыкальный ряд: песни о своем городе (селе).

IV ЧЕТВЕРТЬ

Наши рекомендации