И художественный труд» и особенности работы по программе

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой ос­нове изучение всех основных видов пространственных (пластиче­ских) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульпту­ра; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — тра­диционного крестьянского и народных промыслов, а также по­стижение роли художника в синтетических искусствах — экран­ных и театре. Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего это триада художественной дея­тельности как системообразующая основа программы:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм об­щения между людьми; в формировании человеком своего виде­ния мира и своих чувств, своего отношения к окружающей ре­альности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

2. Принцип «от жизни через искусство к жизни».Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из ок­ружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и пе­реживание окружающей реальности, а также способность осозна­ния своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного ма­териала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. фор­мирование у ребенка способности самостоятельного видения ми­ра, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

3. Принцип целостности и неспешности освоения матери­ала каждой темы.Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо пони­мать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.

Однако учитель не ограничен в творческом поиске собствен­ного решения указанной темы и, учитывая условия региона, ха­рактер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

4. Принцип единства восприятия и созидания.Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность уче­ника (выступает в роли художника) и деятельность по восприя­тию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художе­ственной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единст­ве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного худо­жественного мышления детей. На каждом уроке восприятие произведений искусства и прак­тические творческие задания, подчиненные общей задаче, созда­ют условия для глубокого осознания и переживания предложен­ной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художе­ственной культуры и окружающей каждого человека жизни.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения ху­дожественного опыта— условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекват­но передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через соб­ственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие ис­кусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит раз­витие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмо­ционально-ценностных критериев жизни.

6. Развитие художественно-образного мышления,художест­венного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения за­даний по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

- фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюда­тельности строить художественный образ, выражая свое отноше­ние к реальности.

Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе — формирование художественной куль­туры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти цен­ности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапли­ваемые искусством, должны быть средством очеловечения, фор­мирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программный материал может быть реализован в двух вари­антах в зависимости от конкретных условий.

Программа является интегративным курсом, включающим в се­бя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант ее реализации происходит за 2 учебных часа в неделю.

В то же время при отсутствии возможностей программа мо­жет быть реализована за 1 учебный час в неделю. При этом ко­личество и последовательность учебных тем остаются такими без - сокращений, но снижается уровень практических навыков

и навыков художественного восприятия. Однако обучение по про­грамме остается в целом результативным.

Формой проведения занятии по программе является урок.Урок состоит из:

- введения в тему занятия,

- восприятия произведений искусства по соответствующей

теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей

жизни;

- созидательной творческой практической деятельности уче­ника по этой же теме;

- обобщения и обсуждения итогов урока;

- подготовки и уборки рабочего места и художественных ма­териалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Те­мы и задания уроков предполагают создание игровых и сказоч­ных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путе­шествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровиза­ционный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к со­зданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: рабо­та по группам; индивидуально-коллективный метод работы, ког­да каждый выполняет свою часть для общего панно или пост­ройки. Совместная творческая деятельность учит детей договари­ваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а об­щий положительный результат дает стимул для дальнейшего твор­чества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность бо­лее полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставокдает детям возмож­ность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках художественные работы учащихся могут быть использованы как подарки для род­ных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных худо­жественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож­ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и кол­лаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художествен­ных материалов,овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и явля­ется необходимым условием формирования личности ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТОМ

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наши рекомендации