Сов т в годы велик отеч войны
22 июня- Германия нападает на СССР. С первых дней войны деятели искусства объявили себя мобилизованными. “Все для фронта”. “Все для победы”. Гастрольная пора БДТ- Ашхабад, МХТ- Минск. В это время деятели искусства воевали и погибали на фронте. Возникают фронтовые бригады. 21 июня 1941г группа артистов Малого т(рук-ль Анненков)давала концерт в Ковеле. Бригада стала фронтовой. В годы войны действовали 4 тыс фронтовых бригад, дали 1,5 млн представлений, 42 тыс артистов(Ильинский, Жаров, Тарасов, Москвин). Достоинство бригад- это мобильность. 6-9 представлений в год. Было 4 варианта программ- сборный концерт, тематич концерт, однаактная пьеса, большая однаактная пьеса в концертном исполнении. Многие актеры выступают более 600 раз.
Фронтовые театры располагались при фронтовой полосе. Стационарные театрыс постоянной труппой. К городу подходят фашисты. Театры переходят на фронтовое положение. Было много красноармейских и краснофлотских театров. Театр Балтийского флота(во главе Гагарин), Киевский военный театр(во главе- Корф)
Фротовой театр ВТО
Театр ГИТИС
Многие театры на положении филиалов(МХАТ, ВАХТАНГОВА). Их было 25, играли патриотические пьесы(“Фронт” Корнейчука, “Русские люди” Симонова, “Парень из нашего города”, “Полководей Суворов.” Играли комедии(Островский, Сухово- Кобылин, Лопе де Вега)
Театральная жизнь блокадного Ленинграда
20 июля 1942г в Ленинграде открывается нар-е ополчение. Артисты театра на военном ополчении. 18 окт 1942 года в Ленинграде открывается Городской театр(играют актеры блокадники)Несколько раз менял помещение из-за обстрелов. С начала само начало спектакля было в 6 часов вечера, птом в 4 часа, потом в 2. Многие театры были эвакуированы. Ленинград театр Пушкина(Александринка) уехал в Новосибирск, БДТ в Киров, Театр комедии в Душанбе, МХАт- в Саратов, в Сверловск. Малый в Челябинск, Вахтангова в Омск. Это принесло пользу. Крупные мастера сцены соединились с провинциальными актерами.
Сов т в послевоен годы
Заново отстраиваются театры: Вахтангова, В Сталинграде, В Калинине, В Воронеже.
Радость от одерженной победы в театрах. Многие деятели театра считали, что победители заслужили право на отдых, появляется много развлекательных спектаклей и тяжеловестно парадных. 26 августа 1946г выходит постановление ЦК ВКПб “о реаертуаре драматич т и мерах по его улучшению”- критикет репертуар. Было предложено “отражать в пьесах жизнь советского общества в ее неустанном движении вперед”. Появляется много пьес низкого уровня. В театре утверждается теория бесконфликтности. Призывают всех равняться на МХАТ, но после войны МХАТ в кризисе. Умер Нем-Данченко, Хмелев, Добронравов, Качалов, Москвин, Тарханов, Дмитриев, Вильямс.В 1946г МХТ возглав Кедров. Режиссируют в театре Ливанов, Орлов, Яншин. В Малом театре дела лучше чем во МХАТе Работают хорошие режиссеры: Дикий, Волков, Зубов. Актрисы: Гоголева, Массалитинова, Пашенная, Шатрова, Яблочкина, Жаров, Ильинский. Многие театры теряют индивидуальность из-за произвола властей. В 1946г выгоняют из Камерного театра Таирова, оттуда ушла Коонен. Театр закрылся. В 1949г сняли режиссера театра комедии Акимова. В театре кризис. В 1949г был убит Михоэлс. Театр закрыли. Актерское искусство во власти штабов. Театры в глубоком кризисе. Расцвет в театре Ермоловой, театре Крас Армии, театре Охлопкова.
Сов т в 60-70гг, сов т 50х гг
Умер Сталин 5 марта 1953 года. К власти приходит Маленков, Хрущёв, Берия. Берию арестовывают.
в феврале 1956 года происходит 20ый съезд партии, который развенчивает культ личности Сталина и положил начало демократии в стране. Выступил Хрущёв. Он 1ый начал жилищное строительство.
в театр возвращают Булгакова, Маяковского, начинают ставится пьесы современных западных авторов: Филиппо, Миллера и другие. Ставятся пьесы С. Алешина, А Володина, В. Розов, Салынский. Пьесы этих авторов становятся событиями в театральной жизни раскрывают психологию современности. Активно разворачиваются поиски новых идей и форм. Опорой для режиссеров служат идеи Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова. Активно работают: А.Варпаховский, Андрей Гончаров, Б.Равенских, Г. Товстоногов. Дебютируют О. Ефремов, А.Эфрос, б.львов-анохин. Театр ищет и обретает самобытность. Это процесс в разных театрах идет по-разному.
Малый театр-великолепная труппа. Яблочкин, Турчанинова,Рыжова,Гоголева,бабочкин,Ильинский,царев.Традиции не прерывались.
Ленинский академический театр драммы им. Пушкина(александрийской)
главный режиссер А.Вивьен. Потрясающая актерская труппа: А.Борисов,в,меркуров, Симонов,Голубев,Фрейндлих,черкасов.
В репертуаре на ряду с яркими пьесами были пьесы слабые,злободневные. Наиболее яркий спектакль «Оптимистическая комедия» в постановке Товстоногова. Во мхате –Кедрова»Плоды просвещения» . Актерский состав «Ливанов, АНдровская, Тарасова,зуева,пруткин и другие. Но театр не сумел установить контакта с новой драммой с новым руководством. В театре господуствует штамп, кризис. В среде актеров молодежи началось движение за обновление и возрождение лучших мхатовских традиций. В 5 годы была создана студия молодых актеров «Театр-студия современник» Возглавил студия артист Олег ефремов. Труппа: Г. Волчек, Л.Толмачева, И. Кваша, О.Табаков и другие. Современник рождался и рос с драматургией В.Розова. Из спектакля «Вечно живые» открылся театр в 57 году. Происходит процесс обновления московских театров. В 56 году режиссером театр БДТ назначают Товстоногова ему удалось привлечь : Е.Капеляра, Стрежельчик, Макарова,Лавров, Юрский,Доронина и другие.
Товстоногов имел 2 направления: Советская драматургия : А.Арбузов, В.Розов, А.Володин и классика(соединение классики и современности)
Лучшие спектакли : «идиот», «Враги»
обновление в театре моссовета
Режиссер ю.заваденский. труппа:Мордвинов,плятт и другие. Лучшие спектакли маскарад, виндзорские насмешницы.
все благополучно. Были закончены восстановлен период . Благоприятный общественый климат 60-ых гг. помог сформироваться театру. Активны в своих идеях . Он становится более публицичтическим, более откровенным. Он борится со зрителем, уничтожается занавес , открывается театральная кухня. Актер выводится на просцениум. Зрители хотели видеть в актере его грандиозную позицию.
Личность актера, режиссера просвещения сквозь ткань спектакля и роли.
Богаче становится язык сцена, контакт с кино и телевидением. Спектакли выстраиваются монтажно , пьесы напоминают киносценарий. На сцену приходит поэзия. Возникают поэтические спектакли. В спектаклях становится больше музыки, песен, танцев, пантомимы.
Драмматурги, режиссеры, актеры, худ.руководители. активно работают драмматурги : А.Арбузов. Розов. Дебютируют э.Радзинский, м. Шатров,. В театр пришли прозаики и поэты. Время выдвигает режисссеров, авторов спектакля. Происходит смена поколений. Режиссер : м. Кнебель, Заваденский,раВенских, плучек, ефремов, симонов, Любимов,ефремов, Симонов, Любимов, Эфрос, Волчек, Захаров.
в 64 годк заново рождается театральные драммы и комедии на таганке. В театр пришел любиов с учениками. В театре меняется все: режиссер, труппа, зритель, атмосфера внутри и вокруг театра. Стал называться театр на таганке. Коллектив взял все лучшее из современного театра у станиславсеого . взял принцип постановки творческих отношений в искусстве . У вахтангова взял отношение к образу. Больше всего они взяли от мейерхольда. Публицистика , патетика+гротеск. Ритм –внутрення основа спектакля, биомеханика мейерхольда. Это был синтетический театр. В сложной структуре спектакля актеру доставался эпизод или несколько эпиходов, где нужно показывать разных людей. Ведущие актеры : Демидова, Словина, Высоцкий, Губенко, Золотухин, Бортик и другие.
Мхат- ситуация прежняя-коллективное руководство (нет общей направленности) Огромная труппа. Мало молодежи. Замечательные актеры старшего поколения- Грибов, Пруткин, ливанов, степанова. В репертуаре одни и те же пьесы: «Дни турбиных», «Бронепоезд !466», «Платон кречет», русская классика без современных пьес.
малый театр-развивается за счет актеров : Гоголева, Жаров, Ильинский, Бабочкин, Царев. Играют классику: чехов. Главные режиссеры с 62-67 Симонов, Жаров, ильинский , бабочкин , варпаховский.
Тетар вахтангова- потрясающая труппа, грищенко, ульянов, яковлев, максаков, Лановой.
с 63 возобновляется «принцесса Тцрандот». Лучшие спектакли-Варшавская мелодия (Л.Зорин)
Театр Моссовета-труппа –С.Бирман: Марецкая, Орлова, Плятт, Шток,розов и другие. Главный режиссер Завадский.
БДТ: один из самых популярных.главный режиссер товстоногов. Пьесы Шолохова, Симонова, володина, радзинского. Играли Грибоедова , Чехова и горького.
Актеры макарова, лавров и другие.
Современник: Класические пьесы Розов, володин « голыйкороль». К труппе добавилась вертинская, ж. Лаврова, Г. Соколова, О.Даль, в.Никулин. Ефремов приобщал волчек и других артистов.
Театральная жизнь 70-ых годов
Во главе –Брежнев, 70е годы дали театру много пьес Арбузова, Розова,Володина,Тельмана, Рощина, Радзинского, Шатрова.
Дебютируют Злотников и Петрушевская,. Драммы Вампилова, появляются пьесы авторов из автономных республик :Думбадзе, Айтматов, Быков и др. работают олег ефремов,Товстоногов,захаров,волчек,плучек и др.
Дебютируют Васильев, Додин , кама гинкас, Морозов, виктюк. 70-е годы возникло движение малых сцен. Создавшие для экспериментов актеров,режиссеров, художников. На малой сцене актеры абсолютно правдивы. Происходит смена главных режиссеров ряда ведущих театров Москвы. Андреев главный режиссер театра ермоловой. Главный переход- ефремов 1927-200 становится главным режиссером МХАТА. Он принес во мхат острое ощущение жизни, без фальши, стремление наполнить искусство мхата живительными чувствами современности. Результаты его работы сказываются к середине 70-ых годов. Устанавливается контакт с новой современностью . результаты его работы сказываются к середине 70-ых гг. устанавливаются с новой современной драматургией . начал ставить свой цикл «Заседание парткома» (Тельман) «мы ниже подписавшиеся», «Утиная охота», и другие. Ефремов поставил замечательный спектакль «Соль для часов с боем» (Заградник)-задействовал стариков, собрал великолепный состав :Степанова, Калягин, Смоктуновский, Попов, Щербаков, Вертинская,Мягков, Лаврова и др. Ефремов принимал участие в спектаклях театра. Главной проблемой было объединение разнородных актеров (450 человек). Проблема так и не решилась. В 87 году мхат разделил на 2 театра.
БДТ-руководил театром товстоногов. Великолепный актерский состав-лебеденов,борисов,стрежельчик, макарова, лавров.
пьесы горького,островского, толстого, шукшина.
малый театр- борис равенских, серия нравственных философских спектаклей. Царь федор иоаныч, толстого. «возвращение на круги своя»
его актерская волевая режиссура вступала в контакт. Работы не отличались цельностью.
турппа ильинский,бабочкин, царев, жаров, соломин.
в репертурае почти нет современных пьес. Постановки классики. Ставят пьесы грибоедова,островского сухово-кобылина,бабочкина ильнского царева.
театр современник главный режиссер волчек. В70-е труппа лия ахиджакова, райкин. Ей удалось сохранить лучшие традиции театра и открыть сцену для опытов. Фокин режиссер. Однажды приглашали товстоногова»баллалайкин и ко» по салтыкову-щедрину.Ставят военную прозу симонвоа, вампилова, рощина и др.