Сов драм в т 20х гг любовь яровая тренев, дни турб булгаков, мандат эрдмана и др
1925-27гг написаны и поставлены пьесы, посвященные событиям Гражданской войны и революции. :»Дни Турбинных», «Любовь Яровая», «Что?» Билль- Белоцерковский. В этих спектаклях вышли участники Гражданской войны. Характер и динамика не укладывались в традиционные формы драмы. Нужно было вывести не только героя, но и народ, массы, их движение в борьбе. Пьесы стали многолюдными, много мест действия. Разбивали не на акты, а на короткие эпизоды и картины. В декабре 25 г в т им МГСПС поставл пьеса «Шторм» Белль-Белоцерковского, реж Любимов-Ланской. Документ эпохи. Действие происходит во время Гражданской войны в уездном городе рядом с линией фронта. Главн герой – председатель УКОМа , решает множество проблем: борьба с революцией, саботажем.
«Любовь Яровая» Тренев. Декабрь 26 г в Москве в Малом т. Реж Платон Прозоровский. О гражданской войне, страшная вещь. Главн гер- учительница Любовь Яровая- натура пылкая, страстная. Трагическая ситуация: муж Михаил, которого она считала погибшим, уцелел и сражается против большевиков. Любовь к мужу и долгу. Попыталась переубедить мужа. Он обманыеват, продолжает сражаться за белых. Она выдает его красным на расстрел. Любовь Яровая- В. Пашенная, комиссар Кошкин- Пров Садовский, машинистка Попова – Е. Гоголева.
«Дни Турбинных» Булгаков. 5 октября 1926г. МХАТ. Реж – Судаков, руководит –Станиславский. Действие происходит в Киеве, гражданская война. Город переходит из рук в руки. Исторические события показаны через семью Турбинных и их друзей. Чеховская интонация. Штабс-капитан Мышлаевский , Лариосик, поручик Щервинский- симпатия. Все роли 2я студия (кот вошла в состав МХАТа) А Турбин- Хмелев, Мышлаевский- Добронравов, Щервинский – Пруткин, Лариосик- Яншин. Пьесу разрешили играть только МХАТу. Понравилась Сталину. Шла до 41г.
«Мондат» Эрдман. 25г Сатирическая комедия, в которой автор высмеивает людей, которые , спустя несколько дней после революции, не желают признавать ее победу, мечтают вернуться к старому, но пытаются примазаться к новой власти. Эрдман изложил в виде 2х линий сюжета: 1) Павел Гулячкин, желая выдать сестру Вальку замуж, объявил себя коммунистом с мандатом. 2) Кухарку Настю Пупкину приняли за великую княжну Анастасию. Оба сюжета объединены темой мещанского существования. Все неправда. Гулячкин не коммунист, Настя Пупкина не княжна, а прислуга. Поставлена Мейерхольдом в сатирической манере. Эраст Гарин-Гулячкин, Сергей Мартинсон- Валерьян Сметаныч.
Др. постановки Мейерхольда 20х гг: «Лес» Островского24г, «Ревизор» Гоголя 26г, «Горе уму» Грибоедова 28г, «Клоп» Маяковского 29г, «Баня» Маяковского 30г.
Общ и т жизнь 30гг
Реконструкция народного хозяйства. 29г- индустриализация и коллективизация, много репрессий, трудностей. 28-29г –карточная система.
В начале 30х гг исчезает безработица. Повышается к-рый уровень страны. Вводится обязательное начальное образование. Борьба с безграмотностью у взрослого населения, увелич кол-во средних и высших учебных заведений. Театру мешает РАП (общество писателей, выступающих против Шолохова, Булгакова, А Толстого, Маяковского), стремится «навести порядок» в сов т. В 31 г декларация «О задачах РАП на т фронте» критикуют Станиславского и МХАТ, Мейерхольда, Вахтангова. Отвергают достижения советского т, своей продуманной программы нет. Организация распущена. Постановление ЦК ВКПб «О перестройке литературно-худож организации» от 21 апреля 31 г. Взамен предлагают создать единый союз советских писателей. ССП создан в 34г. Первый руководитель-Максим Горький. Широкий тематический диапазон в театре. Первая тема -революции и гражданской войны, вторая- образы современников, герои первых пятилеток, антифашистская и историко-патриотическая классика. Антагонизм между левыми и правыми сходит на нет. 2 тенденции :романтическая и реалистическая. Актеры Остужев (Малый т), Алиса Коонен , реж Мейерхольд, Таиров, Морджанов, Радлов, Охлопков.
Романтическая -приподнятость сценических образов, широкие и емкие сценические обобщения. Реалистическая- психологическая углубленность, социальная и бытовая конкретность.Станиславский, Немирович-Данченко, их ученики и последователи.
МХАТ в 30е гг становится №1 в стране. Спектакли «Страх» Афиногенов, «Платон Кречет» Корнечук, «Мертвые души» Гоголь, «Враги» Горького, «Три сестры» Чехова стали событиями в т жизни, многие т стали подражать, не всегда добровольно. «Амхачивание». Театры теряют свою самобытность.
Малый театр. Дорожит своими традициями. В его творчестве преобладает романтическая направленность, несмотря на частую смену режиссеров. Актеры: Остужев, Пашенная, добавляются Блюменталь-Тамарина, Шатрова, Ильинский, Царев, Жаров и др.Согласия между актерами и реж не было. Нет худож цельности.
Александринский театр (Ленинский драм т им Пушкина). Актеры: Юлий Юрьев, Илларион Певцов, Николай Симонов, Николай Черкассов и др. Нет согласия между реж и акт.
В 30е гг образованы новые т: Центральный т Красной армии, Мос и Ленинградский т им Ленинского комсомола, т им Ермоловой и др.
В январе 36 г образован комитет по делам ис-тва, во главе Керженцев. Комитет проводил репрессии в т. Волею комитета в 36 г закрыт т «МХАТ-2ой» , труппу Охлопкова влили в труппу Таирова. Закрыли студию Рубена Симонова, Ф. Кавелина, Ю. Завадского. Студийное движение в стране прекращено. Долго не возникало новых театров. В 38г закрыли т Мейерхольда, в 39 его арестуют, в 40 расстреляют.
В кон 30х гг первые признаки теории «бесконфиктности». Свет рампы увидели спектакли, где лучшие люди слегка журят других, не лучших, но тоже хороших людей .