Театр декор 19 в частная опера мамонтова

Во 2-ой пол 19 века сложный п-од в развитии т живописи. Снизился уровень представления спектаклей. Основное направление в этот п-од характеризуется утверждением принципов критического реализма. В драматургии Островский, Толстой и др , в живописи передвижники воссоздают широкие эпические картины. Ис-тво т живописи теряет былую социальную значимость, низводится в ряд искусств вспомогательных. В 60-е гг 19 в происходит ряд открытий археологов, что приводит к изменению т дек. Теперь художники создают спектакли, опираясь на ученые труды, добиваются исторической достоверности вместо отвлеченных романтических декораций, стремятся к конкретности в изображении действительности и характеров. Начинается тяготение к проявлению национального, т дек оформляются в «русском стиле» Художники : Шишков, Бочаров, Горностаев, Шварц и др.

Стилистика реализма получила глубокое воплощение в станковой живописи, в оформл спект этот принцип оказался плодотворным для узкого круга драматургии –бытовых пьес. Драматич, оперные, балетные спект требуют др подхода. Дек представляют собой пассивный фон, на сцене господствуют штампы , канонические приемы, художника и постановщиков не интересовали индивидуальные особенности спектакля. Существовала схема построения мезансцен, где движение протекало по переднему плану вдоль рампы, оформление –статичный фон, дек-обстановки несуразного вида. Одни и те же дек использовались в разных спектаклях.

Установившиеся каноны поколебала мамонтовская опера. В 70-е гг 19 в Абрамцево было худож центром, вокруг Мамонтова объединились крупные представители ис-тва. (Репин, В. И Л. Васнецовы, Коровин, Поленов, Врубель и др.) В кружке обсуждали проблемы эпохи. Выявилось тяготение художников к законченности форм , совершенству образов. Задача кружка «Приучать глаз народа к красивому везде»(Мамонтов). К т обратились первоклассные художники. Первоначальные опыты – постановка живых картин на литературные сюжеты. Художники оформляют отдельные мезансцены Поленов ставит «Демон и Тамара», «Русалка» и др. Формируется идея худож синтеза в формировании целостного произведения ис-тва. Художники обращаются к архитектуре, скульптуре, ищут новые формы. Худож идут от реализма к поэтической метафоре. Открывается мамонтовская опера 9 января 1895 г «Русалкой» Драгомыжского. Единство всех компонентов – музыка, живопись, актерское мастерство. Под влиянием мамонтовской оперы воспитывается плеяда реж, оперн певцов (Шаляпин). Мамонтов поручал режиссуру художникам (Васнецову, Поленову, Врубелю)

2 периода мамонтовской оперы:

1) Связан с творчеством Васнецова и Поленова. Создали новый тип живописного оформления спектакля. В их сценич картинах ожили поэтические образы русской природы, красота старой архитектуры. Метод ориентирован на живописный принцип. 80-е гг 19 в «Снегурочка» 85г Васнецов, «Орфей и Эвридика» 97г Поленов

2) Коровин, Малютин, Врубель. 90-1900гг Определяются черты нового стиля, характерного для сценич живописи начала 20 в. Поэтическое образное видение спектаклей. Продолжая традиции Васнецова , они обогатили спектакли мотивами изобразительного фольклора. Оформление преображается по всей условности театрального зрелища. «Царская невеста»99г Врубель, «Сказка о царе Салтане» 1900г Врубель.

Художники мир искусства и т

Художники группы «Мир искусства» сплотились вокруг Бенуа. В их театральной концепции главенствует установка на «стиль». Стиль- идеальная мера и пропорция идеально выдержанной условности. С Дягилевым Бенуа развивает активную деятельность, чтобы повлиять на судьбу императорских театров. Они продвигали группу «Мир искусства» в казенные театры, стремясь обновить постановочные принципы и весть облик оформления. В 1900г Бенуа сочиняет балет «Сильвия» и привлекает к написанию декораций и костюмов Серова, Бакста, Лансере. 1903 г Бенуа ставит «Гибель богов» Вагнера, 1904 год Бакст ставит «Эдип в Колонне» Софокла, 1902г «Ипполита» Еврипида, в Александринском театре. Наиболее активная сценическая практика «мир искусства» после 1907-8гг.

Стремятся возродить формы большого спектакля, вернуть ему силу зрелищности, аромат старой сцены. Мастера «М.И.» принесли в т изысканное графическое мастерство, тонкое проникновение в дух времени, умение передать дыхание минувших столетий.

Каждый из художников умел показать любимые эпохи в индивидуальном зрелищном аспекте, тонком рафинированном колорите, изысканной точности обстановки и костюмов.

При подготовке спектакля вникали в мельчайшие детали постановки. Создавали эскизы, подбирали музыку, учавствовали в режиссуре спектаклей.

Осуществляли свои замыслы в МХТ , в дягилевской антрепризе.

Сближение с МХТ произошло в тот момент, когда репертуарная линия т начинала ориентироваться на классику. В реализме МХТ им было дорого глубокое и точное постижение драматургического замысла, широкое освещение исторического фона, поиски художественно пережитой правды.

В конце 1908 г руководство МХТ решает принимать решительные шаги, чтобы сблизиться с «м.и.», в которых Станиславский видит «Лучших и наиболее нужных для нас художников». Переговоры ведутся через Добужинского. С начала 1910г Бенуа, Рерих, Добужинский и Кустодиев переходят в МХТ. Оказались идеальными интерпретаторами узкого круга сюжетов, к которым у них были пристрастия. В своих декорациях они давали детальный и тонкий художественный облик эпохи. Стиль, который не противоречил эпическому повествовательному характеру постановок театра. Особенно работой с МХТ увлекся Бенуа.

БЕНУА. Главную задачу современной сцены видит в синтетичности, строгой соподчиненности всех элементов спектакля. Он отверг самоценную живописность оформления. Мечтал показать на сцене МХТ худож ретроспективные картины ушедших эпох, воплощая их в статично-замкнутой композиции, в колорите, где звучат забытые и оживленные им оттенки. Бенуа радуется каждому художественному раритету. (ночному колпаку эпохи Людовика 14 в пьесе «Мнимый больной»). 13г «Брак поневоле», «Мнимый больной»,14г «Хозяйка гостиницы»Гольдони, 15г «Маленькие трагедии» Пушкина.

ДОБУЖИНСКИЙ. Ближе всех подошел к методу психологического реализма МХТ. Он стилизует старинный дворянский быт, передает лирическую красоту русского усадебного ампира. Сияние ровного рассеянного света, звучание чистых тонов, гармоничные членения пропорций, очерченной, спокойной, твердой и чуть холодноватой линией. Графический стиль Добужинского ясен и отточен. Выделяет кульминационные моменты сюжета, обнажает остроту конфликтов глубины человеческих переживаний. В декорацию вводит нервную угловатость, резкую выразительность современной графики. Любимый автор-Тургенев.

«Месяц в деревне» 10г, «Нахлебник» 12г, «Где тонко, там и рвется» «Провинциалка» 13г.

РЕРИХ. «Пер Гюнт» 12г КУСТОДИЕВ. 14 г «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина.

Дягилевские сезоны в париже

1909г в Париже в театре Шателит открылись дягилеские сезоны. Спектакли русского балета вызвали восторг в Париже, Лондоне,Берлине и Вене, Будапеште и Мадриде. Постановки русской труппы привлекали слиянием музыки, живописи и танцев. Главенствующие- живопись и танец. В рус балетах раскрылось своеобразие творчества мастеров Бенуа, Бакста, Головина, Рериха и художников более молодого поколения (Судейкина, Ларионова, Гончаровой).

Первый этап. 1909-12гг связан с деятельностью мастеров «Мира искусства» . В балете миру ис-тва виделось обаяние утраченной высокой театральности столь дорогой в старинном спектакле, который они стремились вновь возродить на сцене. Бенуа мечтал о коренной реформе всего постановойного дела, о преобразовании костюма, обновлении старой сценической техники, новом типе театра. У мира ис-тва появилась идея показать рус балет за границей, воплотил идею С.П.Дягилев.

В спектаклях дягилевских сезонов живо-пластическое начало стало ведущим. Художники-декораторы вовлечены в сферу балетной режиссуры. Хореографические открытия Фокина и Нижинского рождались под влиянием Бакста, Бенуа, Рериха. Бакст отрабатывал каждый жест Фавна Нижинского («Послеполуденный отдых Фавна»). Добужинский пишет либретто балета «Бабочки». Рерих принимает участие в создании «Весны Священной» Стравинского.

Дягилевские сезоны открыл балет «Павильон Армиды» Фокина и Бенуа . Бенуа в этой постановке хотел возродить блистательное великолепие Франции 18 века, выразить восхищение п-одами барокко и рококо. Пышность придворных празднеств с церемониальной размеренностью старинных танцев сочетается с импровизационными трюками , каскадом увлекательных игровых шуток . В оформлении мотивы Франции 17-18 в, старинная шпалера. 1-я картина: павильон с барочной лепниной, под балдахином старый гобелен , на кот изображены влюбленный Ренальдо и Армида. Наступает полночь- оживают герои, сады Армиды, деревья переднего плана смыкают кроны, сквозь зеленые арки открывается перспектива парка с ротондой в глубине. Сочный тон деревьев постепенно затухает, становясь сизо-синей. В рисовке костюмов Бенуа придерживается форм франц придворного костюма 18 столетия.

1911г «Петрушка» Стравинского. Бенуа окунулся в мир народных гуляний. Бенуа сочиняет либретто , вместе с Фокиным разрабатывает характерные мизансцены , красочность народн гуляний воскресает в первой картине: Петербургские балаганы. Художник обрамляет сцену декоративн порталом, расцвеченным наивными аляповатыми узорами. В глубину сцены тянутся лавки торговцев, из ближн балагана выходит волшебник Бородач, зазывает народ , согласно кивают головами деревянная коза и долговязый журавль. Вертится нарядная карусель , веселится народ. Характерные танцы кормилиц, кучеров, ряженных врываются четкие механические па Балерины, надламывающиеся и как бы срывающиеся ритмы Петрушки. Жанровость русской графики40х гг, нарядная красочность ампирной игрушки и простая декоративная рус лубка. «Петрушка»-самое совершенное творение Бенуа. В нем с наибольшей ясностью раскрылся сценический метод Бенуа. Сочет на сцене сюжетную повествовательность с чисто живописными эффектами, найденными тонко и умно. Бенуа с одинаковым совершенством работает над различными темами, легко переходит от лубочных дек «Петрушки» к стилизации старо-китайской живописности «Соловья», к призрачности иллюзорной «Жизели» или «Сельфид».

Бенуа стремился передать аромат произведения в законченной сценической форме, умел произвести к единству документально -исторические и образно-художественные элементы спектакля. Всесторонняя театральная образованность-главная сила Бенуа.

Бакст навсегда связал свою судьбу с дягилевскими сезонами, где был декоратором до 20хгг.Стиль-броская резкость, контрастные сочетания цвета, стилизованная орнаментика. Дягилев делал главную ставку на Бакста. «Нужно, чтобы вещь вызывала у зрителя невольное ох» (Бакст). Он не был музейно-точным. Влюблен в критскую к-ру и Древню Грецию, персидский Восток, русский поздний ампир. Он не погружался в эти эпохи безраздельно, смотрел на них взором современного декоратора. Бакст стилизует смело, изысканно и вольно. «Шехерезада» 1910г. Возрождал культ тела, облаченный в свободный костюм. Балетные персонажи изображены в движении. Ощущал тенденции современного театра, ищущего эмоций, чувств и выразительности. Из каждого сюжета извлекая декоративный сюжет. Находил простые, легко обозримые композиции и подавал с самых выигрышных ракурсов. Красочная пышность не мешала лаконизму. Отбрасывая детали, он добивался широты впечатлений, использовал крупные цветовые пятна, броские колористические сочетания. «Синий бог» 1912г навеян индийскими легендами. Дек и костюмы Бакста придавали спектаклю загадочную лаконичность. Тема Античной Греции в балетах «Нарцисс» 11г, «Дафнис и Хлоя» 12г .

«Послеполуденный отдых Фавна» 12г. Архаич Греция представлена со сцены в резких очертаниях скал. Лимонный, оранжевый, синий – цветовые пятна. Образ Эллады застывший и отвлеченный.

Баксту принадлежит огромная заслуга в создании нового типа балетного костюма. Покрой, цвет, орнаментика подчинены рисунку танца.

Бакст навсегда остался во Франции.

Рерих «Половецкие пляски» Бородина («Князь Игорь») , «Весна Священная» 12г.

В 12 г Бенуа оставляет Дягилева из-за разногласий. В 12, 13 гг покидают Нижинский и Фокин. Дягилев привлекает Судейкина и Анисфельда.

Рев и т

25 октября 17 года произошла революция, к власти пришли большевики. Практически сразу началась гражданская война 18-20гг. В стране голод, разруха, страна замерзает, свирепствуют болезни. Выясняется, что театр нужен, театр востребован. Луначарский, в то время нарком просвещения(министр просвещения) сказал: "революция сказала театру: "театр ты мне нужен, ты мне нужен как помощник, как прожектор, как советник". В этот период резко меняется театральная аудитория, в театр приходят люди, кот раньше никогда не ходили (рабочие, солдаты, крестьяне и т д), эти люди на 80% не грамотны и театр им заменяет и школу и газету. Спектакли в этот период приобретают черты митингов. В бурной палитре театральной жизни того времени выделяют 5ть направлений:

1. Традиционный театр - это были крупные столичные и губернские театры, кот ориентировались на опытных мастеров сцены и пытались сохранить свои реалистические и романтические традиции. (мхат, малый, алекскндрийский и др).

2. Студийное движжение - студии примыкали к традиционным театрам, однако искали пути обновления их искусства. У мхата было в это время 4 студии.

3. Левые театры - эти театры выступали с новаторскими идеями преобразования сцены, призывали полностью порвать с наследием прошлого, пример такого театра РСФСР-1.

4. Агитационные театры - как правило это красноармейские краснофлотские театры.

5. Массовое действо (массовые празднества) - особая форма агитационного театра.

Между направлениями было ожесточенная борьба, с одной стороны традиционные, с другой стороны левые. Театральный фронт. Театры подчинялись наркомпросу. В июне 18г там был организовал театральный отдел (ТЕО). Тео осуществлял цензуру, репертуар. Ряд театров наиболее значимых после революции в 19г получил звание академический. Таких театров тогда было всего 6(мхат, малый, большой, александринский, мариинский, камерный театр режиссера таирава). Эти театры подчинялись на прямую луначарскому. 26авг19г совнарком опубликовал декрет "об объединении театрального дела", согласно этому декрету все театральные здания были национализированы. Гос-во принимало на себя обязательство материально поддерживать театры признаваемые "полезными и художественными". Декрет подтвердил право наркомпроса на цензуру.

Агит т и деят пролеткульта

Революция вызвала всплеск интереса к театру у широкого населения. Возникают театральные кружки, студии («Угрюмая река»). Много коллективов в армии и флоте. Давали представления под открытым небом, на вокзалах. К кон 20х г к кон гражданской войны- ок 2000 коллективов.

Перед театрами стояли 2 задачи : агитационная и просветительская. Коллективы играли классику или пьесы-агитки. Форма агит т- массовые действа, празднества. Поход на городск площадь в дни праздников. 100-1000 исполнителей, кот одновременно и участники, и зрители. Примеры: в перв годовщину Октября в Москве массов действо «Пантомима великой революции», в Воронеже в этот день «Восхваление революции» и т.д. Сам масштабное- в Петрограде 7 ноября 20 г «Взятие Зимнего дворца» реж Петров , Евриинов.

В 20 гна южном фронте театрализованный судебный процесс «Суд над Врангелем», принимали участие 10000 красноармейцев. Худож особенность массовых действ определяется их массовой и агитационной направленностью. Закон для этих зрелищ- прямая противоположность «белых» и «красных», «господ и рабов». Господа изображаются шаржировано, рабы – красивые.

В 20 г на Васильевском о-ве в Петрограде у здания Биржи состоялось массовое действие «К мировой коммуне» реж Марджанов, Петров, Радлов. Действие состоит из ряда эпизодов, которые демонстрируют ход мировой истории. От парижской коммуны до революции в России и дальше- в светлое будущее. 2 группы перс, господа восседали наверху, рабы внизу. Господ защищали шеренги солдат. Волны массовки накатывали, рабы пытались свергнуть господ, солдаты стреляли. В итоге рабы побеждали. Звучал выстрел из Петропавловской крепости, на фронтоне Биржи поднимали флаг РСФСР. Рабы поднимали над головами корзины с фруктами.

Организация Пролеткульт (пролетарская лит-худож и культурно-просветительная организация). Возникла между февралем и октябрем 1917г. Во главе- философ Богданов, т деятель Керженцев. В организации 40000 членов. Многие участвуют в т кружках и студиях Пролеткульта. В области т они отвергали постоянные т коллективы и профессиональных актеров. Считали, что актеры должны быть рабочими. Актерам-профессионалам поручали воспитывать актеров-любителей. Хотели разорвать все связи со старой к-рой. 1 дек 1920 г Ленин раскритиковал деятельность Пролеткульта в письме ЦК, но они существовали дальше.

«Театральный октябрь» Лозунг, под которым объединились левые т. , кот заявили о готовности построить ис-тво. К деятельности старых мастеров относились враждебно. Подлинное- революция. Новое-хорошо, старое-плохо. Программв «Т октября» в том, что за революцией политической идет революция театральная. Сцена- трибуна , прославляющая победу пролетариата. Лидеры- Маяковский, Мейерхольд.

Агитационные т и спектакли, созвучные революции

Термин того времени- пьеса , агитирующая за новую власть.

Главных театра 3:

1) Малый театр. Первое время после революции мастера Мал т делают вид, что ничего не произошло. Мал. Т делает поворот в сторону власти. Главная ценность – старые постановки классики. Прин участие главные мастера т : Ермолова, Южин-Сумбатов (после Ленского встал во главе т, князь Сумбатошвили), Пров Садовский. В репертуаре классика возрастает. Сезон 17/18г доля классики 68%, 18/19г -98%. Играли Островского (современен), комедии Тургенева, Мольер, Лопе де Вега, Бомарше и др. Возобновляли старые спектакли, ставя новые акценты, созвучные времени. Пытались обновить репертуар. 7 ноября 18 г состаялась премьера пьесы Ал Толстого «Посадник» реж Ал Санин. В пьесе рассказывается об обороне Новгорода в 13 в от иноземного нашествия. Пасадник- Южин-Сумбатов, воевода Чаревых- Пров Садовский, барыня- Ермолова.

7 ноября 21 г состоялась премьера «Оливера Кромвеля» Луначарского. В пьесе рассказывается об английской революции 17 в. Она славила народ, как ведущую силу. Кромвель- Южин-Сумбатов, Карл- Пров Садовский.

2) Александринский театр. Первое время после революции, мастера т заявили, что пока большевики у власти, играть не будут. Не играли неделю, дальше начали играть классику. Сухово-Кобылина, Островского, Тургенева, Л. Толстого, Мольера, Шекспира, Бомарше. В 19 г поставили «На дне» Горького, неудачно. Акцент на жизни быта ночлежки, бунтарские мотивы Горького не прозвучали. Успехом у публики пользовались спект «Вильгельм Телль» Шиллера и «Женитьба Фигаро» Бомарше. С 17г т называется Гос театр драмы (позже- им. А.С. Пушкина).

3) МХТ. 1й спект после революции – «Три сестры» Чехова. Играют классику: Грибоедова, Островского, Тургенева, Чехова, Горького, Достоевского. В попытке обновления репертуара берут 3 пьесы «Прометей» Эсхила, «Каин» Байрона, «Роза и крест» Блока. До премьеры довели только «Каина» (апр 20г). Каин- Леонидов. Игр 8 раз, сняли с репертуара. Не в стилистике МХТ. Летом 19г большая группа артистов МХТ во главе с Качаловым и Книппер-Чеховой на гастролях в Харькове (красный Харьков становится белым Х). Сын Качалова- офицер белой армии. Труппа отрезана от МХТ. Когда белые стали отступать, труппа отступает вместе с ними. Выступают под вывеской МХТ. Для театра большой удар (не хватает актеров).

Воссоединились с МХТ в 22г, не все. Объединение провел Немирович-Данченко (поручился, что репрессий не будет), им вручили звания, ордена, награды. Сын Качалова –завпост МХТ.

В 21 г Станиславский ставит «Ревизора» Гоголя. Гл роль- артист 1й студии Михаил Чехов. Его исполнение Хлестакова поражало импровизацией, легкостью, каждая реплика встречалась смехом, проделки складывались в путанную линию поведения пустейшего человека, охваченного идеями.

Театр спасут студии, кот дают своих актеров для спектаклей МХТ. Играют свои студийные спектакли на сцене МХТ. 4 студии.

1913г- первая студия. Во главе Станиславский и Сулержицкий.

1915г- вторая студия. Во главе реж Ччеделов.

1920г- третья студия. Во главе Вахтангов.

1921г- четвертая студия. Лужский, Раевская и Буртжалов.

Самый яркий среди режиссеров Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922).

Род на Владикавказе в семье фабриканта. Как актер начал выступать в провинции, потом переезжает в Москву. 1909 г поступает в школу драмы Аркадина. Знаком с системой Станиславского. Принят в МХТ актером вспомогательного состава (массовка). М. Чехов и Вахтангов в спект «Царь Федор Иоаннович» в массовке устраивают драку за копеечку, перебивают монолог Москвина. В 13 г поступает в 1ую студию актером и реж. В своих работах утверждает идеалы добра и человечности, близок к толстовскому мировоззрению. После революции обостряется интерес к гротеску трагическому и комическому. В этот п-од , не порывая с системой Станиславского, ищет яркие т формы, что сближает его с Мейерхольдом.

Постановки после революции:

«Росмерсхольм» Ибсена 1я студия

«Свадьба» Чехова 20 г 3я студия

«Чудо Св Антония» Метерлинк 3я студия 20г

«Диббук» Ан-ский «студия Гобима» 21г

« Принцесса Турандот» Гоцци 28 февраля 22г . Довел до генеральной репетиции, на премьере присутствовать не мог. Студийцы ему докладывали. Принцип постановки предопределен. Актеры играли не только сказку Гоцци, они показывают, как ее играют. Актер входит в образ , выходит из него , ведет сложную игру с образом , показывает свое отношение к образу. Актер выходит в цивильных костюмах, на глазах начинает переодеваться в костюм. Общение со зрителем, импровизация (Лановой, Максакова, Яковлев- возобновление). Ирония, которая возникала, оттеняла правду переживаний, придавая сказке первозданную свежесть.

Турандот- Мансурова, Калаф- Ю. Завадский, Тарталья- Щукин, Труффальдино- Симонов. Художник- Нивинский. Праздничная театральность.

Наши рекомендации