Трад театры и спектакли созвуч рев. Студии мхата, вахтангов

Термин того времени- пьеса , агитирующая за новую власть.

Главных театра 3:

1) Малый театр. Первое время после революции мастера Мал т делают вид, что ничего не произошло. Мал. Т делает поворот в сторону власти. Главная ценность – старые постановки классики. Прин участие главные мастера т : Ермолова, Южин-Сумбатов (после Ленского встал во главе т, князь Сумбатошвили), Пров Садовский. В репертуаре классика возрастает. Сезон 17/18г доля классики 68%, 18/19г -98%. Играли Островского (современен), комедии Тургенева, Мольер, Лопе де Вега, Бомарше и др. Возобновляли старые спектакли, ставя новые акценты, созвучные времени. Пытались обновить репертуар. 7 ноября 18 г состаялась премьера пьесы Ал Толстого «Посадник» реж Ал Санин. В пьесе рассказывается об обороне Новгорода в 13 в от иноземного нашествия. Пасадник- Южин-Сумбатов, воевода Чаревых- Пров Садовский, барыня- Ермолова.

7 ноября 21 г состоялась премьера «Оливера Кромвеля» Луначарского. В пьесе рассказывается об английской революции 17 в. Она славила народ, как ведущую силу. Кромвель- Южин-Сумбатов, Карл- Пров Садовский.

2) Александринский театр. Первое время после революции, мастера т заявили, что пока большевики у власти, играть не будут. Не играли неделю, дальше начали играть классику. Сухово-Кобылина, Островского, Тургенева, Л. Толстого, Мольера, Шекспира, Бомарше. В 19 г поставили «На дне» Горького, неудачно. Акцент на жизни быта ночлежки, бунтарские мотивы Горького не прозвучали. Успехом у публики пользовались спект «Вильгельм Телль» Шиллера и «Женитьба Фигаро» Бомарше. С 17г т называется Гос театр драмы (позже- им. А.С. Пушкина).

3) МХТ. 1й спект после революции – «Три сестры» Чехова. Играют классику: Грибоедова, Островского, Тургенева, Чехова, Горького, Достоевского. В попытке обновления репертуара берут 3 пьесы «Прометей» Эсхила, «Каин» Байрона, «Роза и крест» Блока. До премьеры довели только «Каина» (апр 20г). Каин- Леонидов. Игр 8 раз, сняли с репертуара. Не в стилистике МХТ. Летом 19г большая группа артистов МХТ во главе с Качаловым и Книппер-Чеховой на гастролях в Харькове (красный Харьков становится белым Х). Сын Качалова- офицер белой армии. Труппа отрезана от МХТ. Когда белые стали отступать, труппа отступает вместе с ними. Выступают под вывеской МХТ. Для театра большой удар (не хватает актеров).

Воссоединились с МХТ в 22г, не все. Объединение провел Немирович-Данченко (поручился, что репрессий не будет), им вручили звания, ордена, награды. Сын Качалова –завпост МХТ.

В 21 г Станиславский ставит «Ревизора» Гоголя. Гл роль- артист 1й студии Михаил Чехов. Его исполнение Хлестакова поражало импровизацией, легкостью, каждая реплика встречалась смехом, проделки складывались в путанную линию поведения пустейшего человека, охваченного идеями.

Театр спасут студии, кот дают своих актеров для спектаклей МХТ. Играют свои студийные спектакли на сцене МХТ. 4 студии.

1913г- первая студия. Во главе Станиславский и Сулержицкий.

1915г- вторая студия. Во главе реж Ччеделов.

1920г- третья студия. Во главе Вахтангов.

1921г- четвертая студия. Лужский, Раевская и Буртжалов.

Самый яркий среди режиссеров Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922).

Род на Владикавказе в семье фабриканта. Как актер начал выступать в провинции, потом переезжает в Москву. 1909 г поступает в школу драмы Аркадина. Знаком с системой Станиславского. Принят в МХТ актером вспомогательного состава (массовка). М. Чехов и Вахтангов в спект «Царь Федор Иоаннович» в массовке устраивают драку за копеечку, перебивают монолог Москвина. В 13 г поступает в 1ую студию актером и реж. В своих работах утверждает идеалы добра и человечности, близок к толстовскому мировоззрению. После революции обостряется интерес к гротеску трагическому и комическому. В этот п-од , не порывая с системой Станиславского, ищет яркие т формы, что сближает его с Мейерхольдом.

Постановки после революции:

«Росмерсхольм» Ибсена 1я студия

«Свадьба» Чехова 20 г 3я студия

«Чудо Св Антония» Метерлинк 3я студия 20г

«Диббук» Ан-ский «студия Гобима» 21г

« Принцесса Турандот» Гоцци 28 февраля 22г . Довел до генеральной репетиции, на премьере присутствовать не мог. Студийцы ему докладывали. Принцип постановки предопределен. Актеры играли не только сказку Гоцци, они показывают, как ее играют. Актер входит в образ , выходит из него , ведет сложную игру с образом , показывает свое отношение к образу. Актер выходит в цивильных костюмах, на глазах начинает переодеваться в костюм. Общение со зрителем, импровизация (Лановой, Максакова, Яковлев- возобновление). Ирония, которая возникала, оттеняла правду переживаний, придавая сказке первозданную свежесть.

Турандот- Мансурова, Калаф- Ю. Завадский, Тарталья- Щукин, Труффальдино- Симонов. Художник- Нивинский. Праздничная театральность.

Наши рекомендации