Дворец детского (юношеского) творчества
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
Центр художественного образования
Студия декоративно-прикладного творчества
КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ТЕМА: «Традиционный башкирский орнамент в современном трикотаже»
Авторы проекта: Амадо Елена
Шейчук Каролина
Постнова Людмила
Руководитель проекта: Муранова Н.Н.
Москва, 2012 г
Содержание:
1. Введение ………………………………………………………………… 4
1.1 Цель и задачи исследования………………………………………. 5
2. Башкирский орнамент…………………………………………………... 6
2.1 Значения орнаментальных мотивов орнамента у
разных исследователей…………………………………………. 7
2.2 Значение символов башкирского орнамента…………………….. 11
2.3 Композиционное строение и цвет орнамента…………………… 13
3. Выполнение творческой работы. Ход работы…….…………………... 16
3.1. Разработка технических рисунков ….……………………………….. 16
3.2. Разработка и прорисовка эскизов. Модные тенденции 2012 ……… 19
3.3. Последовательность выполнения изделий в материале……………… 20
4. Заключение………………………………………………………………… 25
5. Список литературы…………………………………………………….…… 25
6. Терминологический словарь………………………………………………... 26
1. Введение
Этой зимой мы ездили в город Уфу с целью ознакомления с народным и декоративно-прикладным искусством Башкортостана. Больше всего информации мы почерпнули из Башкирского национального музея. Экскурсия по его этнографическим залам дала полное представление о декоративно-прикладном искусстве башкир, которое воплотилось в ткачестве, вышивке, художественной обработке дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшении жилища.
Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества. Особенно меня поразила коллекция народного башкирского костюма, в которой орнамент играл немаловажную роль. С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. В одежде украшались орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола.
Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом считались отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий.
Заинтересовавшись орнаментом башкирской народной вышивки, мы решили попробовать выполнить ее в трикотажных изделиях. Ведь вкрапление в современный дизайн традиционных народных символов создает удивительно красивую и необычную композицию, подчеркивающую неповторимый стиль. Выполняя коллекцию трикотажных изделий, мы попытались воспроизвести элементы башкирского орнамента при помощи тамбурного шва. Многие народные узоры редки, их образцы хранятся в этнографических музеях. О некоторыхорнаментах и техниках их исполнения многие вовсе и не знают.
Поэтому современный человек, украшающий себя одеждой с этническими элементами, может не только выгодно выделиться из толпы, но и поддержать традиции преемственности и сохранить культуру народа, отраженную в орнаменте, для будущих поколений.
И мы, при изготовлении трикотажной коллекции, задались вопросом: а возможно ли использовать традиционный башкирский орнамент в современном изделии (трикотаже)?
Цель и задачи исследования
Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Недаром говорят, что “по одежке встречают…”. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда надевать.
Современный человек, с одной стороны, ищет максимально простую, удобную одежду высокого качества, а с другой, больше задумывается над смысловой нагрузкой костюма, желая выразить свою индивидуальность. При разработке нашей коллекции мы как раз хотели выразить свою индивидуальность. Но кроме того что человек выделяется из толпы, он ещё и поддерживает традиции преемственности и сохраняет элементы культуры народа, отраженные в орнаменте.
Мы часто удивляемся, откуда у модных дизайнеров столько чудесных новых идей. Правда, в том, что все эти идеи редко бывают абсолютно новыми: дизайнеры творят, преобразовывая окружающий мир. Хотя ничто не устаревает так стремительно, как мода, обращение за идеями к прошлому часто дает прекрасный результат. Поэтому, фольклорный стиль - один из самых красочных, самобытных стилей в современной моде. Кроме того, одежда в таком стиле придает уют и кажется нам теплее за счет разнообразных деталей ручной работы: кружева, вышивки и т. д.
Красоты своего народа».
Круковский М., 1909
Башкирский орнамент
Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, т. к. архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.
Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.
2.1. Значения орнаментальных мотивов у разных исследователей
Как известно, народный орнамент отражает историю своего народа. Постепенно меняясь под влиянием различных факторов, таких как исторические условия, религия, особенности хозяйства, орнамент в процессе этнических и культурных взаимосвязей обогащается новыми элементами и формами. Таким образом, он представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и нового.
Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.
«Специального описания, а тем более исследования орнамента башкир, в источниках XVIII-XIX вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов башкирского орнамента этого времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия, темы, факты. Например, многими авторами отмечается вышивание одежды по краям рукавов, вороту и подолу красными нитями. Некоторое, очень общее представление, можно получить о характере орнамента. Так, В.М. Черемшанский записал, что красными нитями вышивались «разные фигуры» - очевидно, речь идет о геометрическом орнаменте, что подтверждается свидетельством П. Назарова, отметившего близость вышивки нагрудной части башкирских женских рубах и харауысов (продолговатые лоскутки холста с вышивкой, служившие налобными повязками), которые украшались исключительно геометрическим орнаментом.
В 1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были определены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах (таблицы аннотированы). СИ. Руденко отметил, что все мотивы (как редко, так и довольно часто встречающиеся) распространены достаточно равномерно по всей области». [1]
На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографыКузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В.В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.
«В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки. Такие мотивы представлены в вышивке на суконных голенищах обуви и чепраках, распространенных в восточной Башкирии.
Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. Отдельными фрагментами или в виде более сложных мотивов узоры II-го орнаментального комплекса встречались в вышивке косой сеткой и тамбуром, в счетных вышивках.
В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома.
Орнамент III-го комплекса использовался также в вышивке бисером, жемчугом, металлической нитью на женских головных уборах и мужских тюбетейках. Этот орнаментальный комплекс распространен на всей территории расселения башкир.
IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. Эти узоры связаны с различными видами ручного ткачества. Территорией распространения IV комплекса являются западная Башкирия и частично северные районы республики.
V-й орнаментальный комплекссоставляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. Данные мотивы встречаются в хараусах, вышитых «косым стежком»,и тастарах, выполненных счетной гладью и росписью.
V-й комплекс узоров распространен в юго-восточной Башкирии и Зауралье.
VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. Объединенные в бордюры и сеточный узор эти мотивы распространены в браном ткачестве западной и северной Башкирии, а также в счетной и строчевой вышивке Зауралья.»[2]
Орнаментальная основа декоративно-прикладного искусства сформировалась в глубокой древности. На содержание и формы орнамента оказало влияние язычество, связанное с верой в магию и сверхъестественные силы природы. Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, вышитые на одежде, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом: одни из них охраняли от злых духов, колдунов и плохих людей, другие помогали в производственной деятельности и хозяйстве.
Наряду с верховными божествами башкиры почитали и духов – хозяев природных объектов: гор, воды, лесов, домов и др. Древние башкиры верили в переселение души человека в птиц, животных и деревья.
В связи с этим каждое башкирское племя или род имели свое священное дерево или птицу, поклонялись животным. Если в эпоху язычества в народном творчестве башкир господствовали изображения птиц, оленей, солярные мотивы в виде концентрических кругов, многолучевых и вихревых розеток, знаков амулетов, то с распространением мусульманской религии, запрещавшей изображение одушевленных существ, преимущество перешло к растительному и абстрактно-геометрическому орнаменту, благопожелательным надписям, выполненным в арабской графике.
Именно влиянием ислама можно объяснить широкое распространение в башкирском орнаментальном искусстве геометрических и цветочно-растительных узорах, представляющих собой завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные фигуры, а также стилизованно-геометрическое изображение животных, птиц и даже людей.
Отдельные же ссылки на альбомы по башкирскому орнаменту не поддаются счислению. Это очень обогащает знание о башкирском орнаменте и способствует его дальнейшему сравнительно-историческому изучению. Образовался банк идей и наблюдений относительно источников выявленных параллелей.
Башкирский орнамент долгое время был объектом сугубо этнографического изучения. И лишь во второй половине XX в. его стали исследовать с позиций естествоведения: в 1960-e гг. А.Г. Янбухтина, а в последующем - Т.А. Масленникова, Н.Х. Хисматуллина.
К проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э. Кроме этого он предполагает присутствие традиций искусства кара-абызской культуры и сармато-аланских племен в башкирском орнаменте.
Археологами Р.Б. Ахмеровым, Н. А. Мажитовым вопросы происхождения башкирского орнамента решались методом сопоставления его элементов с орнаментом предметов из археологических памятников. Результаты были представлены в графических таблицах. Если этнографы в решении вопросов генезиса опирались преимущественно на сравнительно-исторический анализ, то в работах археологов преобладала тенденция прямых сопоставлений этнографических и археологических материалов.
Р.Б. Ахмеров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир, а также предполагает генетическую связь между орнаментом керамики кушнаренковской и башкирской культуры.
Разные исследователи выделяют свои орнаментальные комплексы, но мне больше всего понравилась классификация Н.В Бикбулатова и Р.Г. Кузеева, так как она, на мой взгляд, наиболее полная и структурированная. Именно её мы взяли за основу наших изделий. При создании орнамента мы привнесли немного своего творчества, комбинируя фигуры преимущественно из I – го и VI –го комплексов и, создавая из них собственные композиции.
На основе данных исследований мы составили таблицу, в которой отобразили схожие мотивы орнамента у разных народов. Сравнив некоторые мотивы орнамента башкир, чувашей, марийцев и мордвы, мы пришли к выводу, что они тесно переплетаются между собой. Падения Казани в 1552 г., явилось основным фактором, положившим начало массовым переселениям марийцев на восток, в частности, в Башкирию. Они уходили, боясь возмездия за сражение в составе ханских войск против русских, страшась насильственной христианизации, бежали от произвола и побора царских воевод, надеясь сохранить религию предков, свободу, традиции и обычаи. Поэтому, схожесть орнамента объясняется этнической взаимосвязью народов, торговым и культурным обменом между ними. Например, cолярные мотивы (многолучевые, вихревые розетки, свастики), знаки-обереги присущи как тюркским, так и финно – угорским народам. Элементом чисто башкирского орнамента является кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав, который применялся для оформления предметов кочевнического быта: чепраки, декоративные ленты, обувь с суконными голенищами.
Башкир, марийцев, мордвы
Башкиры | Чуваши | Марийцы | Мордва |
2.2. Значение символов башкирского орнамента
Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.
Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.
Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.
Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.
Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.
Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.
«Близка к описанной серия узоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.
Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.
Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.
Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.
В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги».[3]
Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.
2.3. Композиционное строение и цвет орнамента
Композиционное строение орнамента в башкирском узоротворчестве определяется обычно назначением, формой и размерами орнаментируемых предметов убранства дома и бытового обихода. Узоры располагались в виде полосы (бордюром), отдельными кругами (розетками) или сплошной сеткой. Иногда все эти приемы применялись на одном изделии.
Как геометрический, так и криволинейно-растительный традиционный орнамент у башкир почти всегда симметричен, т.е. расположен пропорционально по обе стороны от середины центра.
Цветочно-растительным и более сложным орнаментом украшали широкий круг предметов, характерных для кочевнического мира, в том числе украшения жилища и одежду. Композиционное построение узора на изделиях округлой формы совершенно одинаково: центр изделия украшается круглой розеткой, непрерывная полоса орнамента идет либо по краям вещей, либо по углам и краям разбросаны отдельные ветки и бутоны.
Новые элементы и явления органично вливались в сложившуюся орнаментальную традицию. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценнейшим источником для дальнейшего изучения народа, его декоративно-прикладного творчества.
Технические приемы орнаментации изделий, цветовая гамма, терминология узоров отражают чрезвычайно сложную этническую историю народа: его происхождение, этнические процессы, культурно-историческое взаимодействие с соседними народами.
Созданные, прежде всего, в целях защиты человека от опасных проявлений природных стихий и неблагоприятной обстановки они в то же предназначались и для исполнения религиозных обрядов и ритуалов жизненного цикла, связанных с производственной деятельностью и ведением хозяйства.
Фоном чаще всего служит красный цвет, а так же желтый, оранжево-золотистый, черный и белый. Сама вышивка выполнялась контрастными цветами нитей: зелеными, черными, синими, голубыми, оранжевыми, лиловыми, алыми и другими цветами. Излюбленное сочетание цветов у башкир — красный, желтый и зеленый. Вместе с тем, превалируют один или два цвета, например, на красном фоне узор выполнялся нитями желтого и зеленого цвета, а на черном — красного и желтого.
Значение цвета в орнаменте:
красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».
Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.
Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.
Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».
Белый цвет был цветом праздника, недаром, праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
Реже применялся синий цвет – цвет неба, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность».[4]
Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами.
Там образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого.
3. Выполнение творческой работы. Ход работы.
Модные тенденции 2012г
Перед тем, как начать разрабатывать эскизы изделий, нам стало интересно узнать, а какие основные модные тенденции будут иметь место в новом 2012 году?
Модными материалами этого года являются мех, кружево, кожа, трикотаж, бархат, шифон, шелк. Но надо отметить, что трикотаж - самый востребованный материал современности: в 2012 году из него будут изготавливаться практически все элементы одежды.
В цветовой гамме применяются следующие сочетания: неброская гамма, символизирующая воздержанность и опрятность или же смелая, вибрирующая, оптимистичная, жизнерадостная палитра или же современная живописная палитра, полная контрастов.Основные цвета- бежевый, оливковый цвет, оттенки коричневого, синего и изумрудно-зеленого. Черный, белый и красный - это классика, поэтому эти цвета обязательны.
«Основной девиз на 2012 год - «все новое - хорошо забытое старое». Классика смешивается с фольклорными образами и стилем casual. Модно сочетать рисунки в одном изделии, навеянные различными, часто противоположными темами и источниками. Смешение классических, фантазийных и природных мотивов».
В соответствии с направлением в моде, мы постарались разработать свою коллекцию. За основу мы взяли изготовление башкирского орнамента при помощи тамбурного шва.
Одним из элементов в башкирском костюме являются кисеты. Его мы взяли за основу в нашей коллекции. Также мы разработали эскизы сумки и сумки для ноутбука, носки.
3.3. Последовательность выполнение изделий в материале.
● Зная значения цвета, мы выбрали цвета наиболее популярные в башкирском орнаменте: красный, желтый, зеленый и синий.
● Отвязали первоначальные образцы для петельной пробы на ручной двухфантурной машине «Сильвер» и «Тойота» 5 класса. Контур орнамента мы выполнили при помощи ажурного переплетения. Это переплетение служит основой для будущей вышивки тамбурным швом (ажурное перелетение - способ изготовления ажурных переплетений заключается в том, что с определенных игл петли переносятся на соседние иглы в соответствии с заданным раппортом рисунка. В местах, где петли снимаются с игл, в переплетении образуются отверстия, являющиеся характерной особенностью ажурных переплетений).
Способы образования ажурных переплетений (ажурная перевеска петли влево с наложением косички при помощи деккера)
Терминологический словарь
Тастар – полотенцеобразный платок. Им обматывали голову,
оставляя открытым только лицо, один вышитый конец оставляли на груди, а другой перебрасывали на спину. Носили их пожилые женщины.
Харауыс- продолговатые лоскутки холста с вышивкой. Они служили налобными
повязками.
Kашмау - головной убор замужних женщин на юге Башкирии - кашмау. Он состоял из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверстием на макушке. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые
доходили до бровей и закрывали часть лица женщины. На спину халата от
кашмау спускалась неширокая, но длинная лопасть, вышитая цветными
бусинками, бисером. Лопасть должна была закрывать волосы женщины.
Тамбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой, и напоминает цепочку. Если старинные тамбурные вышивки выполнялись иглой, то в начале XX в. стали применять специальный крючок и пяльцы.
Шаршау - декоративные полотенца, составляющие основное убранство жилища
[1] См. Руденко С.И. Башкиры
[2] См. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979
[3] См. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир.
[4] Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
Центр художественного образования