По.уп.03. композиция станковая

ПО.УП.03. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

Программа учебного предмета

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства «Живопись»

2017

«Рассмотрено» Предметной цикловой комиссией НГХУ «Живопись» ____________________________ (дата рассмотрения) «Утверждаю» Директор НГХУ Ж.А. Латенко ______________ (подпись) ______________________________ (дата утверждения)

Разработчик – Варова Наталья Владимировна, преподаватель ДХШ при НГХУ

Малых Елена Игоревна, преподаватель ДХШ при НГХУ

Селезнева Лидия Юрьевна, преподаватель спецдисциплин НГХУ

Рецензент – Долгова Лариса Петровна, преподаватель спецдисциплин НГХУ

Рецензент – Панов С.В., преподаватель ДХШ при НГХУ

I. Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание разделов и тем. Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

- Дидактические материалы

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

Композиция наряду с рисунком и живописью является одним из важнейших предметов в детской художественной школе. В переводе с латинского термин «композиция» означает сочинение, составление, расположение. Краткий словарь терминов изобразительного искусства так трактует термин композиции: «…структура взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла; делает этот замысел доходчивым и впечатляющим…»

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

Срок реализации учебного предмета – 5 лет (1 – 5 классы).Возраст обучающихся – 10-17 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета «Композиция станковая» учебными планами ДХШ при НГХУ, включает часы обязательной и вариативной частей, следующий:

· максимальная учебная нагрузка – 924 часа;

· самостоятельная работа – 561 час;

· аудиторные занятия – 363 часа.

Сведения о затратах учебного времени и

Описание материально-технических условий

II. Содержание учебного предмета «Композиция станковая»

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
     
1 класс. Раздел № 1
1. Вводная беседа урок
2. Упражнения в работе ограниченными средствами. Линия, штрих урок
3. Понятие точки, пятна, силуэта урок
4. Цвет. Ахроматический цвет урок
5. Хроматический цвет урок
6. Тёплые и холодные цвета. Нюанс урок
7. Насыщенность цвета урок
8. Формат урок
9. Последовательность работы над композицией урок
10. Свет и светотень урок
11. Перспектива урок
2 класс. Раздел № 2
12. Правила организации плоскости урок
13. Сюжетно-композиционный центр урок
14. Статика и динамика урок
3 класс. Раздел № 3 115,5 82,5
15. Ритм урок
16. Контраст. Виды контрастов урок 59,5 42,5
4 класс. Раздел № 4 148,5 82,5
17. Закон цельности и целостности урок
18. Закон типизации и жизненной правдивости урок
19. Закон подчинённости всех средств и закономерностей композиции идейному замыслу урок 76,5 42,5
5 класс. Раздел № 5 247,5 115,5
20. Художественный образ урок
21. Выпускная композиция на свободную тему урок 127,5 59,5

Содержание разделов и тем. Годовые требования

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Наименование раздела, темы   Содержание Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
      1006,5 412,5
1 класс. Раздел № 1 Основной принцип преподавания композиции в первом классе ДХШ – сочетание «игры» и рационального подхода, основанного на профессиональном знании. Следует вызывать и поддерживать творческую инициативу ребенка, направляя ее на решение композиционных задач.
1. Вводная беседа Организация рабочего места. Материалы и инструменты для занятий Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
2. Упражнения в работе ограниченными средствами. Линия, штрих Задание: Выполнение композиционных заданий, развивающих ассоциативное мышление. Материал: карандаш, тушь, палочка, перо. Размер: альбомный лист. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
3. Понятие точки, пятна, силуэта Задание: Решение композиции на сказочные и литературно-фантастические образы. Точка, пятно – как силуэт, как освещённость при изображении с натуры (животные, цветы, предметы). Упражнения выполняются на свободном поле листа. Композиция на 1/4 листа ватмана. Материал: тушь, перо, акварель, кисть, мел, гуашь, фломастер. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
4. Цвет. Ахроматический цвет Ахроматический цвет как средство выражения в композиции. Задание: Композиция на тему «Ночной город». Предварительно выполняются упражнения на ассоциативное мышление, используя тоновые растяжки от чёрного до белого (составление фразы «Снежная буря», «Небесный бой», «Звёздное небо», «Светлячки») Материал: акварель, гуашь. Размер для упражнений – альбомный лист, для композиции – 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
5. Хроматический цвет Роль хроматических цветов в композиционных поисках. Задание: Композиция « В лесу» (холодно, страшно, скучно, заблудился, смешно, радостно). Характеристика психологического воздействия чистых хроматических цветов. Материал: гуашь (один цвет является основным, любой по – выбору учащихся и в зависимости от эмоциональной характеристики цвета в заданной теме.) Размер: 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
6. Тёплые и холодные цвета. Нюанс Задание: Выполняются композиции, развивающие активность воображения: «Я на планете…» Например: «На солнце», «На марсе», «На железной планете», «На неизвестной планете» и т. д. Композиция выполняется на свободном поле листа 1/4 листа ватмана. Предварительно выполняются упражнения на получения цветовых оттенков, нюансов. Материал: гуашь, акварель - по выбору учащихся. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
7. Насыщенность цвета Задание: Эскизы на тему «Мой дом» выполненные в различных временах суток и погодных условиях. Эскизы выполняются на одном листе 1/4 листа ватмана в сравнении друг с другом. С возможным перемещением или изменением элементов композиции. Предварительно выполняются наброски с натуры. Материал: гуашь, пастель. Самостоятельна работа: Сбор материала по теме.
8. Формат Задание: Композиционные эскизы на разных форатах на тему «Детские игры». Например: «Воздушный змей», «Велогонки», «Эстафета», «Плавание», «Глухой телефон». Материал: по выбору учащихся. Размер: эскизы на альбомных листах, работа на планшете. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
9. Последовательность работы над композицией Задание: Сюжетно–тематическая композиция на тему «Дорога в школу», «Двор, где я живу». Выбор темы. Сбор материала с натуры. Анализ темы, ее содержания. Выбор главного – композиционного центра, определение второстепенного. Поиск формата. Размещение сюжета в формате. Цветовые поиски. Выполнение композиции. Материал: гуашь, акварель. Размер: Эскизы выполняются на альбомных листах, а работы на планшетах. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
10. Свет и светотень Задание: Выполнить упражнение на тему «У окна» (тематический натюрморт). В решении эскиза должна быть выражена тема, целесообразность всех элементов композиции. Предварительные упражнения: композиционные наброски с натуры и по памяти. Решение больших масс. Определение формата в зависимости от замысла. Монохромное решение. Материал: карандаш, однотонная акварель, черная гуашь, белила. Размер:1/4 листа ватмана на планшете. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
11. Перспектива Задание: Композиция городского или сельского пейзажа со стаффажем. Предварительные упражнения: композиционные наброски с натуры и по памяти. Упражнения на распознание видов перспективы. Выбор формата. Материал: акварель. Размер:1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
2 класс. Раздел № 2 Задачей второго года обучения композиции является развитие у ребят потребности в познании мира вокруг себя и необходимости воспроизвести его и своё мироощущение в образных решениях своих композиций. Это реализуется через дальнейшее знакомство учащихся с различными средствами композиции. Первое полугодие работы выполняются сразу на формате без предварительных разработок. Во втором полугодии, познакомившись с особенностями работы над любой станковой картиной и форматом, учащиеся выполняют предварительные эскизы, собирают целевой материал, а выходы выполняют на планшетах и оформляют их в паспарту. К концу второго класса ребята должны приобрести знания особенностей станковой композиции, навыки работы на плоскости, умения использовать в композициях различные средства.
12. Правила организации плоскости Правила организации плоскости. Равновесие. Симметрия, асимметрия Задание: композиция тематического натюрморта на различные виды равновесия. Замкнутое, открытое состояние. Симметрия, асимметрия в равновесии. Неделимость композиции. Значение формата и его связь с композицией. Композиционные схемы. Выполняются два варианта в заданных форматах. Предварительные упражнения: выполняются на основе случайно поставленных предметов, овощей, фруктов, цветов и т.д. с целью закрепления навыков различной организации плоскости. Материал: тушь, акварель. Размер: 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
13. Сюжетно-композиционный центр Задание: Композиция на тему «Подвиг», «Событие» на основе несложного сюжета из 2­­­-3 фигур. Цельность композиции. Определение главного, второстепенного. Соподчинение. Выделение главного тоном, цветом, светом. Материал: карандаш, гуашь, акварель. Размер: 1/4 листа ватмана. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
14. Статика и динамика Задание: Выполнение упражнений по теме «Статика и динамика». На основе наблюдений, зарисовок с натуры и по памяти, выполнить композиционный эскиз на тему «Спорт». Построение общего движения в композиции (по горизонтали, вертикали, в глубину, с применением правил передачи движения.) Пластика движения фигуры человека, пластическая связь групп, характеристика движения в зависимости характера спорта, возраста участников. Развитие движения во времени. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме..
3 класс. Раздел № 3 Задачей 3-го года обучения является усвоение учащимися правил и приёмов композиции. Воспитание у детей обострённого художественного видения. Большое внимание уделяется вопросам организации плоскости и равновесия, умению выделить главное (композиционный центр) и интересное в композиции. Усвоить основные понятия правил композиционного построения, таких как движение, статика, ритм и научиться пользоваться ими при построении сюжета. Для плодотворного усвоения основных закономерностей композиции необходимо придать практическое значение упражнениям, предваряющим решение основного задания.
15. Ритм Наблюдение ритмических ситуаций в жизни. Виды ритмов. Колебание по горизонтали, вертикали, в глубину. Кривые, объединяющие верхние, средние, нижние части. Членения, цезуры, длительные паузы, интервалы, сгущения и разряжения. Цветовые ритмы, акценты. Дополнительные элементы ритма (складки, линии, мазки и т.д.). Задание: Композиция на основе наблюдения ритмических ситуаций в людных местах «В магазине», «На рынке», «На вокзале», «В транспорте». Особенности построения многофигурной композиции. Материал: гуашь, акварель. Размер: 1/2 листа ватмана. Формат удлиненный. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
16. Контраст. Виды контрастов Задание: Роль контраста в повышении эмоциональной напряженности. Сюжетно-тематическая композиция на основе осенних впечатлений. Задание по наблюдению на улицах, жизненных ситуациях. Выполнение набросков и зарисовок с натуры и по памяти. Поиски сюжета, разработка пластического решения. Выражение первого зрительного впечатления от увиденного: освещение, выявление значительного, передача того, что поразило, привлекло. Материал: акварель, гуашь. (По выбору преподавателя.) Размер: 1/ 2 листа ватмана, на планшетах. Самостоятельная работа: Сбор материала по теме.
4 класс. Раздел № 4 Задачей четвертого года обучения является изучение законов композиции, таких как: закон цельности и целостности, закон подчиненности всех средств идейному замыслу, закон контрастов. Объективный всеобщий характер закона.
17. Закон цельности и целостности Закон цельности и целостности. Композиция на заданную тему. 1) Неделимость. 2) Связь и взаимную согласованность всех элементов в композиции. 3) Неповторимость. 4)Многофигурная композиция и особенности ее построения. Задание: Композиция из трех, четырех и более фигур, построенная на несложном сюжете на тему «Зоопарк». Цельность композиции, неделимость. Смысловое соподчинение, всех элементов композиции. Многофигурной композиции. Особенности ее построения. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
18. Закон типизации и жизненной правдивости Упражнения на типичность характеров и типичность обстоятельств. Построение сюжета по законам движения и развитие во времени. Новизна. Интуиция и анализ. Задание: Выполнение композиции на передачу образа одного или нескольких человек объединенных общим делом. (Профессий, хобби, увлечение). Выполнению задания предшествует сбор целевого материала. Материал: акварель, гуашь. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
19. Закон подчинённости всех средств и закономерностей композиции идейному замыслу Композиция из двух фигур, в основе которой лежит диалог. Несложный сюжет в интерьере. Темы: «Встреча», «Ссора», «Расставание», «Молчание», «Вместе», «Мгновения» и т.д. Выполнение эскизов, сбор целевого материала, выход. Материал: акварель, гуашь. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
5 класс. Раздел № 5
20. Художественный образ Задание: Композиция на историческую тему. Особенности построения многофигурной композиции. Главная идея композиции. Пластическое и пространственное решение замысла. Ритмические ассоциации (цветовые, тоновые и т.д.). Выбору сюжета композиции предшествует сбор целевого материала. Материал: акварель, гуашь. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.
21. Выпускная композиция на свободную тему Задание: Композиция на свободную тему. Поиск пластического мотива на современную тематику. Эскиз станковой композиции. Тема эскиза выбирается в зависимости от индивидуальной склонности учащегося. Обязательно к композиции прилагается целевой материал, эскизные разработки. Материал: акварель, гуашь, по выбору учащегося. Размер: 1/2 листа ватмана. Самостоятельная работа: Эскизы и наброски по теме.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы учебного предмета «Композиция станковая» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею следующих теоретических знаний, умений и навыков:

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- навыки работы по композиции.

Итоговая аттестация

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. Экзамен в 5 (выпускном) классе проводится в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое директором НГХУ рас­писание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Итоговая аттестация выпускников ДХШ при НГХУ включает в себя:

1. Защиту выпускной творческой работы по композиции станковой с предоставлением подготовительного рабочего материала на одну из предложенных ведущим преподавателем тем. Учащемуся предоставляется право выбора темы выпускной творческой работы с обоснованием целесообразности ее разработки.

Выпускная творческая работа, призвана способствовать систематизации и закреплению знаний выпускников при решении конкретных задач, а также выявить уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе.

Выпускная творческая работа соответствует «Положению о выпускной работе учащихся ДХШ при НГХУ».

При подготовке выпускной творческой работы руководителем является ведущий преподаватель, который оказывает консультационную поддержку учащимся.

2. Экзаменационный просмотр работ учащихся по композиции за 2 полугодие по программе 5 класса. При неудовлетворительной оценке, полученной учащимся на экзаменационном просмотре, не может быть выставлена положительная итоговая оценка по соответствующему предмету.

При оценивании комиссией работ учащегося учитывается оценка промежуточной аттестации по предмету, полученная учащимся в течение последнего года обучения.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.

Этапы работы:

• поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;

• поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;

• сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;

• выставка и обсуждение итоговых работ.

Тема выпускной творческой работы по композиции станковой разрабатывается преподавателем учебного предмета «Композиция станковая», обсуждается на просмотрах хода работы над выпускной творческой композицией на заседании цикловой комиссии, утверждается заместителем директора по ДХШ не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения экзамена по «Композиции станковой».

Экзамен принимается комиссией преподавателей не менее трех человек, в том числе и преподавателем, который вел «Композицию станковую», кандидатуры которых были согласованы с предметной цикловой комиссией «Живопись» и утверждены директором НГХУ.

Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (от­лично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), 1 (слабо).

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по «Композиции станковой», если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

По «Композиции станковой» для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам по усмотрению ДХШ при НГХУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме времени 8 часов в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м классах, установленном ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

· знание профессиональной терминологии;

· знаниезакономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

· умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;

· навыки последовательного осуществления работы по композиции;

· наличие кругозора в области изобразительного искусства.

Рекомендации по использованию методов организации и реализации

образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Рекомендуется использовать различные типы уроков: комбинированный урок, урок изложения нового материала, урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, интегрированный урок и т. д.

Беседа – метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у учащихся умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Методический просмотр – предполагает показ учебных и самостоятельных работ учащихся за определенный период (поурочный, по теме, окончании четверти). Просмотры проводятся в присутствии учащихся, с последующим обязательным методическим обсуждением, носящим рекомен­дательный аналитический характер.

Самостоятельная работа учащихся представляет собой обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (выражаемую в часах), выполняемую учащимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться учащимся в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами, ресурсы сети Интернет.

Консультация проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Консультации проводятся по подготовке учебных материалов к зачетам, контрольным урокам.

Методические рекомендации к программе

Задачей данной программы является построение методической преемственности начального и среднего звеньев художественного образования. Членение учебной программы соответствует уровню среднего учебного заведения и соответственно возрастание сложности заданий.

Внесение изменений, перестановка или выдергивание отдельных заданий ведёт к нарушению стройной системы знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения этой программе.

Практические задания выполняются на альбомных листах, на четверти и половине листа ватмана на планшетах, в зависимости от поставленной задачи и объёма задания, различными материалами: карандашом, пером, гуашью, акварелью, мягкими материалами и т.д.

Для развития творческих способностей на уроках необходимо давать основы грамоты композиции и практическое задание по данной теме. Наряду с этим должны даваться домашние задания по наблюдению с натуры.

В преподавании изобразительного искусства в детской художественной школе композиция имеет первостепенное значение как дисциплина, которая развивает творческие способности и формирует мировоззрение. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача – развить у учащихся острую наблюдательность, научить видеть в окружающих жизненных явлениях главное, типическое, отбросив случайное, развить способность выбирать необходимые художественно-технические средства для выражения замысла.

Процесс художественного воспитания ребят в художественной школе включает в себя две тесно связанные между собой задачи. Одна заключается в обучении профессиональному мастерству, другая состоит в том, чтобы научить учащихся творчески мыслить.

Проблема заключается в том, что ребята не всегда со знанием построения композиции подходят к решению тем, а чаще всего интуитивно. Учитывая это, в основу освоения материала положено изучение в качестве темы либо средство, правило и прием, либо закон композиции на примерах произведений художников. Полученные знания учащиеся закрепляют в работе над упражнениями или заданиями. Таким образом, объединяются творческие и практические задачи. Для того чтобы добиться положительных результатов, необходима последовательная система обучения композиции, основанная на принципе «от простого к сложному». Здесь особенно важен методически продуманный процесс обучения. Он начинается с изучения средств композиции (чем пользуется художник при работе над картиной).

Все первое полугодие задания и упражнения выполняются на свободном поле листа, только после знакомства со значением формата и его роли в выражении замысла и с последовательностью работы над композицией, работы выполняются через определенный объем подготовительной работы (эскизы, наброски, этюды) на планшетах в заданных форматах.

Начиная со второго класса, ребята изучают правила и приемы композиции. Перед ними встает очень сложная задача – научиться правильно организовывать плоскость, устанавливать равновесие, выделять композиционный центр, задавать статику или динамику, ритм.

В последующих классах учащиеся изучают законы композиции. С каждым годом увеличивается количество отведенных часов на отдельное задание. Это связано с необходимостью все более осознанного подхода к выполняемой работе.

Процесс обучения завершается выпускной композицией на свободную тему. Все эти знания необходимы при возможном поступлении ребят в средние или высшие профильные учебные заведения.

Наибольшую трудность на школьном этапе обучения вызывает поиск замысла, это возникает оттого, что у ребят невелик запас жизненных наблюдений, плохо развита зрительная память, они не умеют работать «от себя». Поэтому с самого начала необходимо развивать у них наблюдательность, то есть способность подмечать в окружающей жизни характерные явления, анализировать и обобщать свои наблюдения. Первоначально – это должны быть ваши «глаза», педагог должен научить детей художественному видению. С этой целью можно проводить совместные экскурсии, совместное наблюдение, совместное рисование (на природе, в городе, в магазинах, спортзалах, и т, д.), совместный анализ и т. п.

Для занятий по композиции необходимо завести тетрадь, в которой будут фиксироваться все новые темы, новые понятия, эскизы, выполненные по заданию, целевой материал (лучше использовать тетрадь с мультифорами). Все упражнения выполняются на альбомных листах.

Педагог, разрабатывая поурочные планы, должен очень хорошо изучить тему, собрать необходимый теоретический материал, продумать последовательность изложения, подобрать методы, обеспечивающие усвояемость материала, выбрать необходимый зрительный, литературный, музыкальный ряд, продумать систему упражнений, предшествующих основному заданию, осознать и продумать основное задание, распределить время. Подведение итога, закрепление темы может быть осуществлено через итоговую выставку, конкурсную выставку, через итоговый урок, передвижную тематическую выставку и т. д.

Для более полного раскрытия нового материала необходимо иметь в школе достаточное количество наглядных пособий по всем темам. Они должны быть выполнены на листах ватмана и должны четко раскрывать основные понятия композиции.

Создание фонда из лучших работ учащихся (по итогам просмотров) дает возможность демонстрировать успехи ребят на протяжении всего срока существования школы.

Хорошие результаты дает выставочная деятельность учащихся на различных уровнях (

Наши рекомендации