Станковая живопись, скульптура и графика.

Отклик художников на революционные события: «Долой орла!» (1917) И.А.Владимирова, «Вся власть Советам!» (1917) В.В.Мешкова, «3аседание Комбеда» (1920) А.В.Моравова.

Зарождение советской графической Ленинианы. Наброски с нату­ры И.К.Пархоменко, Л.О.Пастернака, В.А.Андреева. Работы символико-аллегорического плана: «Большевик» Б.М.Кустодиева, «Но­вая планета» (1921) К.Ф.Юона, «В голубом просторе» (1918) А.А.Рылова, «Солнце труда» Г.И.Нарбута (1919). Реалистический портрет, созда­ние галереи образов новой эпохи в живописи С.В.Малютина, П.Г.Волокидина, в скульптуре В.Н.Домогацкого и М.Г.Манизера, графике П.А.Шиллинговского.

Поиски нового в книжной графике. Массовая книга для народа. Серия «Народная библиотека». Иллюстра­ции к произведениям русской и мировой классики Д.Н.Кардовско­го, А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Добужинского. Станковая гравюра на дереве и линолеуме А.П.Остроумовой-Лебедевой, Д.И.Митрохина, И.Н.Павлова, В.Д.Фалилеева, А.И.Кравченко, В.А.Фаворского.

ТЕМА 3. МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИЛ СТРАНЫ И БОРЬБА ТЕЧЕНИЙ В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ 1918 – 1932 ГОДОВ.

Выставки творческих группировок «Общество име­ни А.И.Куинджи», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Маковец», «НОЖ», «Об­щество имени И.Е.Репина», «Общество русских скульпторов». 47-ая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок» (1922). Возникновение «Ассоциации художников Революционной России» (АХРР) (1922, с 1928 г. – «Ассоциация художников Революции»). Активная борьба АХРР за сюжетную станковую картину против «антиреалистических» тенденций. Вступление в АХРР художни­ков старшего поколения: Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова, И.И.Бродского, В.Н.Бакшеева, В.Д.Поленова. ОСТ – «Общество станковистов» (1925): А.А.Дейнека, Ю.И.Пименов, Г.Г.Нисский. ОМХ («Общество московских художников») (1927): П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, И.И.Машков, А.В.Лентулов, А.А.Осмеркин, Р.Р.Фальк. «Четыре искусства» (1924): М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, А.П.Остроумова-Лебеде­ва, В.И.Мухина, А.В.Щусев, В.А.Щуко, А.И.Таманян. «ОРС» («Общество русских скульпторов») (1925): Н.А.Андреев, В.И.Мухина, В.А.Ватагин, В.Н.Домогацкий, С.Д.Лебедева, И.Г.Фрих-Хар.

Выставки «10 лет РККА» (1928) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932). Различия и борьба идейно-профессиональных установок внутри отдельных объединений. Острая по­лемика по вопросам новой формы в советском искусстве, проблема отношения к художественным традициям. Расхождение с принципами социалистического реализма: ИНХУК (Институт художественнойкультуры), «производственники», ЛЕФ. Экспери­менты в супрематизме. Отрицание реалистического искусства, ультратехнизм, мистицизм и религия в теоретических высказываниях К.С.Малевича. Апология «сделанности» в «аналитическом искусстве» П. Н. Филонова и МАИ.

Тема 4. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1921-1932).

Окончание иностранной интервенции и гражданской вой­ны. Переход к мирному строительству. Новая экономическая политика. Первый пятилетний план развития народного хозяйства. Культурная революция. Образование СССР (1922). Выставка «Искусство народов СССР» (1927) - демонстрация традиций и успехов художественного творчества. Резолюции XI, ХII, ХIII съездов ВКП(б) по вопросам печати, пропаганды и агита­ции, их значение для искусства. Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (18 ию­ня 1925 г.).

Становление социалистического реализма искусстве. Успех советского павильона на международной художествен­но-промышленной выставке (1925), на международной выставке «Пресса» (1928, Кельн).

Живопись.

Значение станковой живописи. Первые картины, посвященные ленинской теме: «В деревне в день похорон В.И.Ленина» (1926) Г.Н.Горелова, «В.И.Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года» (1932) М.Г.Соколова, «В.И.Ленин на трибуне» (1930) А.М.Герасимова. Отражение в искусстве советского быта, новых людей, гражданской войны. Выставки: «Жизнь и быт рабочих» (1922). «За­седание сельской ячейки» Е.М.Чепцова (1924), серия «Беспризорники» Ф.С.Богород­ского (1925), «Рабфак идет» (1928) Б.В.Иогансона.

Образ современника. «Пионерка Косырева» (1924) Н.М.Чернышева, портреты С.М.Буденного и В.Р.Менжинского (1927) В.Н.Мешкова, «Спартаковка» (1928) А.Н.Самохвалова, «Калязинские кружевницы» (1927) Е.А.Кацмана, «Портрет Д.А.Фурманова» (1922)С.В.Малютина. Создание образов-типов совет­ских женщин: «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928) Г.Г.Ряжского.

Картины на тему гражданской войны. А.А.Дейнека «Оборона Петрограда» (1928). П.П.Кончаловский «Купание Красной конницы» (1928). М.Б.Греков «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной армии» (1934). Инициатива созда­ния советских панорам и диорам. Студия военных художников им. М.Б.Грекова (1935).

Рождение индустриального пейзажа. В.Н.Яковлев «Транспорт налаживается» (1923). Индустриальный пейзаж в произведениях А.В.Куприна – «Баку. Нефтяные вышки» (1931), К.Ф.Богаевского, А.А.Шовкуненко.

Скульптура.

Развитие ле­нинской идеи монументальное пропаганды. Установка памятников: Н.А.Некрасову - В.В.Лишева; В.В.Володарскому (1925, Ленинград) - М.Г.Манизера, Артему (Ф.А.Сергееву, 1923-1925, Донбасс) - А.П.Кавалеридзе. Монументы вождю в Ленинграде. Памят­ник Ленину у Финляндского вокзала (1926) - С.А.Евсеев, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх; у здания Смольного - В.В.Козлова, на ЗАГЭСе - И.Д.Шадра (1927). Ленинская тема в творчестве С.Д.Меркурова: «В.И.Ленин» (1924), «Похороны вождя» (1927, Горки Ленинские); а также участие в конкур­се на памятники А.Н.Островскому (1923-1929), Степану Разину (1926), Тарасу Шевченко (1927-1929). Традиции реализма в станковой скульптуре В.И.Мухиной, С.Д.Лебедевой, А.С.Голубкиной, А.Т.Матвеева.

Графика.

Расширение издательского дела. Первые циклы иллю­страций классической литературы: «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лес­кова (1923) - Б.М.Кустодиева; «Портрет» (1923) Н.В.Гоголя - А.И.Кравченко; «Русские женщины» (1922) Н.А.Некрасова - Д.Н.Кардовского. Дет­ская книга. Творчество В.М.Конашевича, В.В.Лебедева, А.Ф.Пахомова, Н.А.Тырсы, П.В. Митурича, Л.А.Бруни. Иллюстра­ции к советской литературе: «Соть» (1931) Л.М.Леонова - Д.Н.Кардовского. Роль Д.Н.Кардовского и его студии в Москве в отечественной графике. Развитие ксилографии. Сатирические журналы «Безбожник у станка», «Крокодил». Журнальная графика и плакаты А.А.Дейнеки. Острота сатирических образов в станковой серии В.В.Лебедева «НЭП» (1926-1927): виртуозное мастерство в передаче мимики, жеста, дви­жения, фактуры предмета.

Тема 5. ВЫДАЮЩИЕСЯ ИМЕНА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАСТЕРОВ В СТАНОВЛЕНИИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА.

М.В.Нестеров (1862-1942). Традиции русского классического искусства в пейзаже и портрете. Основополагающие работы дореволюционного периода: «Великий постриг» (1898), «Сергий Радонежский», «Святая Русь», «На Руси. Душа народа». новый период после 1917 года. Портрет «Девушка у пруда» (1923). Портретная галерея, созданная мастером. Отраже­ние творческого начала в образной характеристике представителей советской науки и искусства. Значение жеста в решении композиции, выразительный силуэт, звучная живописная гамма в портретах И.Д.Шадра (1934), И.П.Павлова (1935), В.И.Мухиной (1940). Особая ценность воспоми­наний мастера.

И.И.Бродский (1884-1939). Первая попытка запечатлеть образ вождя в тесной связи с народом: картина «В.И.Ленин и манифестация» (1919). Развитие этой темы в полотне «Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929). Картина «В.И.Ленин в Смольном» (1930). Заначеиие набросков с натуры для работы над портретом вождя. Педагогическая деятельность.

К.С.Петров-Водкин (1873-1939). Роль традиций дрернерусского искусства и итальянского Возрождения в творчестве: «Утро» (1917), «Автопортрет» (1918), «Работница» (1925), «Девушка у окна» (1928). Динамичная трактовка пространства в картине, теоретическая основа пространственных построений в сферической перспективе, роль основных цветов спектра в колористическом строе произведений. Историко-революционные полотна: «Смерть комиссара» (1928) и «Тревога. 1919 год» (1935), «После боя» (1926). Пространственные построения в натюрмортах: «Утренний натюрморт», «Натюрморт с зеркалом», «Натюрморт с чернильницой и пресс-папье».

И.Д.Шадр (1887-1941). Романтический пафос про­изведений. Памятник В.И.Ленину (1927, ЗАГЭС). Синтез скульптуры и архитектуры. Типические образы в цикле для ГОЗНАКа (1922): «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» и «Сеятель». Скульптурная композиция «Булыжник - оружие пролетариата» (1927). Варианты эскизов памятника А.М.Горькому. Портреты, мемориальная скульптура.

А.Т.Матвеев (1878-1960). Участие в монументальной пропа­ганде. Интерес к образу нового героя современности. Работа над портретом и над скульптурой малых форм. Группа «Октябрь» (1927). Поиски обобщенного символического образа ре­волюции. А.И.Матвеев - педагог.

В.А.Фаворский (1886-1964). Роль художника в ис­тории советской графики. Работа над целостным оформлением книги. Иллюстрации к зарубежной и отечественной классике: к произведе­ниям А.Франса (1918), А.С.Пушкина и Л.Н. Толстого (1929), П.Мериме (1927-1933), казахскому эпосу «Джангар» (1940). Произведения монументальной живописи: фрески в Музее охраны мате­ринства и младенчества (1933), роспись в Петровском зале Истори­ческого музея (1938) в Москве. Работы по теории композиции. В.А.Фа­ворский - педагог.

А.И.Кравченко (1889-1940). Работа над панно, плакатами для фронта, оформлением праздников, педагогическая деятельность. Гравюра и книжная иллюстрация. Циклы к повести Н.В.Гоголя «Портрет» (1923), Т.Гофмана «Повелитель блох», к произведениям А.С.Пушкина, А.М.Горького, Ш. де Костера, С.Цвейга, В.Гюго. Гравюры, раскрывающие темы современности: «В дни скорби» (1924), «Сожжение паранджи» из серии «Жизнь женщины в прошлом и настоящем» (1928). Тема социалисти­ческого строительства в цикле «Днепрострой» (1931-1933).

А.П.Остроумова-Лебедева (1871-1955).Выдающийся мастер цветной станковой гравюры на дереве, воспевший красоту Петербур­га - Ленинграда. Станковые циклы: «Петербург» (1908 – 1910), «Павловск» (1922 – 1923). Гравюры для книги Н.П.Анциферова «Душа Петербурга» (1920). Гравюра «Смольный» (1924). Значительность контраста роман­тически приподнятого пейзажа и строгих очертаний архитектуры. Акварели Остроумовой-Лебедевой. Живописные портреты: артиста И.В.Ершова (1923), поэта Андрея Белого (1924), художницы Е.С.Кругликовой (1925). Мемуары «Автобиографические записки».

К.С.Малевич (1878 – 1935).Новатор, экспериментатор, один из основоположников отечественного дизайна, родоночальник тенденций в мировом художественном конструировании предметов быта. Не получил систематического образования. Тяготение к постимпрессионизму – «Автопортрет» (1908), интерес к иконописи – «Плащаница» (1911). Член объединения «Бубновый валет». Развитие принципов примитивизма, кубизма, изобретение супрематизма. «Черный квадрат» (1915).Работа в книжной графике в 1913 – 1914 годах. Оформление оперы «Победа над Солнцем» (А.Е.Крученых, М.В.Матюшин). Активное участие в работе Наркомпроса. Учреждение «УНОВИС». Геометризм и абстракция в работе «Девушки в поле» (1928). Работа на фарфоровом заводе в Петрограде, в экспериментальной лаборатории Русского музея. Возвращение к реалистической изобразительности в 1932 – 1933 годах. Литературная деятельность.

Тема 6. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРЕДВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1932-1940).

Новый исторический этап в развитии Советского государства в период первых пятилеток. Укрепление социалистического реализма как единого творческого метода советского искусства и литературы. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года. Ликвидация РАППа, РАПХа, создание единого творческого Союза советских художников. Юбилейные выставки: «Художники РСФСР за ХV лет» (1933, Москва), «ХV лет РККА»(1933). Оформление Московского метрополитена, канала Москва - Волга, павильонов СССР на международных выстав­ках. Синтез скульптуры, живописи и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Художественная критика как система идеологического надзора. Создание журналов «Искусство» и «Творчество». Перестройка художественного образования на основе реалистического творческого метода.

Создание Всероссийской Академии художеств (1934). Перестройка учебного процесса на основе принципов социалистического реализма в художественных институтах СССР. Введение обязательных курсов анатомии, пер­спективы, летней практики. Привлечение к педагогической работе крупнейших мастеров. Пер­сональные и творческие мастерские И.И.Бродского, Б.В.Иогансона, А.И.Савинова, А.Т.Матвеева, М.Г.Манизера (Ленинград), С.В.Герасимова, Н.М.Чернышева, А.А.Дейнеки, В.Н.Домогацкого (Москва). Органи­зация в Академии художеств факультета теории и истории искусств в 1937 году (Ленинград).

Живопись.

Развитие станковой живописи в тесной связи с изучением советской действительности и со­ветского человека. Отражение идеалистического представления о жизни: «Колхозный праздник» (1937) - А.А.Пластова; «Новая Москва» (1937) Ю.И.Пименова; «Колхозный праздник» (1937) С.В.Герасимова; «На обед к матерям» (1935) Т.Г.Гапоненко; «Портрет Алексея Стаханова» (1937) Г.Г.Ряжского. Творческое исследование живописцами-монументали­стами традиций отечественной и зарубежной классики. Использование различных техник. Росписи Е.Е.Лансере в фойе те­атра и Дворце рабочих в Харькове (1932), Казанского вокзала в Москве (1933), серии мозаик А.А.Дейнеки «День страны Советов» (1938, станция метро «Маяковская»), оформление В.А.Фаворским жесткого занавеса в Центральном театре Красной Армии (1940). Монументальные панно советских павильонов на международных выставках в Па­риже (1937), Нью-Йорке (1939) и на ВДНХ в Москве (1939).

Историко-революционный жанр: «Поход Та­манской армии» (1933) Г.К.Савицкого; «Утро офицера царской армии» (1937-1938) Г.М.Шегаля; «Дикая дивизия» (1935) М.И.Ави­лова. Батальная панорама. Видная роль М.Б.Грекова в развитии этого жанра. Работа Г.К.Савицкого над панорамой «Штурм Пере­копа» (1934-1941) совместно с В.П.Ефановым, Н.П.Христенко и Н.И.Котовым. Создание диарам под руко­водством различных мастеров: «Первая Конная в тылу у Врангеля» (П.П.Соколов-Скаля), «Переход через Сиваш» (Б.В.Иогансон), «Разгром Врангеля у Юшанских позиций» (А.В.Моравов).

Развитие ленинианы: «В.И.Ленин у прямого провода» (1933) И.Э.Грабаря, «В.И.Ленин в Разливе» (1935) А.А.Рылова. «В.И.Ле­нин на II Всероссийском съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1935) С.В.Герасимова.

Ис­пользование традиций пленэрной живописи, богатство светлой и звучной цветовой гаммы: «Колхозный праздник» (1937) С.В.Герасимова. Живая трактов­ка образа современников, портреты И.М.Москвина (1940), И.Э.Грабаря (1942), маршала А.И. Еременко (1942), старейших советских художников (1944) в творчестве А.М.Герасимова. Образ советской мо­лодежи: "Девушка в футболке» (1932), серия «Метростроевки» (1933-1937) А.Н.Самохвалова.

Пейзажная живопись, отразившая социалистическое строительст­во: «Домна № 1» (1931) П.И.Котова, «Днепрострой» (1930-1933), А.А.Шовкуненко, «Краны» (1930) В.Н.Яковлева. Лирический пейзаж: «Белая ночь на реке Пинеге» (1935) В.В.Рождественского; «Беасальская долина. Крым» (1937) А.В.Куприна. Передача особенностей свето-воздушной среды, состояния природы. «Русская деревня» (1925), «Зимнее утро» (1937) «Летний день в Тарусе» (1939-1940) Н.П.Крымова.Новаторство картины Ю.И.Пименова«Новая Москва» (1937) в развитии городского пейзажа.

Скульптура.

Развитие монументальной скульптуры. Творческое совещание (1934), посвященное синтезу пространственных искусств. Скульптурное оформление канала «Москва-Волга», ВСХВ, советских павильонов международных вы­ставок в Париже и Нью-Йорке. Традиции русской и мировой скульптуры: «Часовой» (1933) Л.В.Шервуда; «Моло­дой рабочий» (1937) В.А.Синайского; «Металлург» (1936) Г.К.Мотовилова; «Девочка с бабочкой» (1930) С.Д.Лебедевой. Создание произведений монументальной скульптуры и их связь с городским ансамблем: проект памятника А.М.Горькому (I939) для Москвы И.Д.Шадра, памятник С.М. Кирову (1938) Н.В.Томского. Традиции классической скульптуры в творчестве М.Г.Манизера: памятник В.И.Ленину в Ульяновске (1940). Революционная романтика в творчестве С.Д.Меркурова: памятник «26 бакинским комиссарам» (1924-1946).

Графика.

Возросший уровень советской полиграфии и развитие различных графических техник, рисунка и акварели. Выставка 1936 года. Высокая оценка совет­ского графического искусства за рубежом. Работа крупных мастеров над циклом иллюстраций к русской и зарубежной классике. Новое прочтение литературных образов произведений литературы: «Огонь» А.Барбюса - А.А.Дейнеки; «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова - С.В.Герасимова; «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского - Д.А.Шмаринова, иллюстрации к рассказам А.П.Чехова - Кукрыниксов. Организация Детгиза (1933). Воспитательное значение изданий. Изучение психологии детского восприятия, обращение художников к народ­ным традициям. Привлекательность оформления книг для детей. Произведения выдающихся мастеров детской книги В.М.Конашевича, Е.И.Чарушина, Н.Ф.Лапшина, Л.А.Бруни, Ю.А.Васнецова.

Развитие искусства плаката. Сила об­разов, призывающих к соревнованию в труде, к бдительности в об­становке надвигающейся II-й Мировой войны. Плакаты «Работать, строить и не ныть!» (1933) - А.А.Дейнеки, «Чтоб из этой лапы вы­пал нож, антифашистские силы множь!» (1938) - М.М.Черемных, «Если завтра война..» (1938) - Б.В.Корецкого. Сатирические журналы: «Безбожник», «Крокодил». Меткость сати­рических образов, острота гроте­ска, широта ассоциаций, мастерство рисунка, разнообразие композиционных приемов. Сатирические образы в про­изведениях Д.С.Моора, Кукрыниксов, Б.Е.Ефимова, А.М.Ка­невского, Н.Э.Радлова, Л.Г.Бродаты, А.А.Радакова, Б.И.Антоновского.

Тема 7. ВЫДАЮЩИЕСЯ СОВЕТСКИЕ МАСТЕРА ПРЕДВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

Б.В.Иогансон (1893—1972). Мастер историко-революционной картины. «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Использование традиций передвижников и мирового искусства. Правдивое воспроизведение исторической ситуации, подчинение всех выразитель­ных средств воплощению идеи торжества пролетарской революции. Педагогическая деятельность. Выступления в печати по кардиналь­ным проблемам искусства.

П.П.Кончаловский (1875-1956). Обучение в Академии Ху­дожеств у П.П.Чистякова. Увлечение «сезаннизмом». Мно­госторонние творческие поиски после Октября. Пейзажный и портретный жанр. Абрамцев­ские и новгородские пейзажи, «Автопортрет с женой» (1923), «Порт­рет Н.П.Кончаловской в розовом» (1925), портреты С.С.Прокофьева (1934), В.Э.Мейер­хольда (1938). Цикл натюрмортов.

М.С.Сарьян (1880--1972). Национальное своеобразие мастера, колористическое богатство произведений: «Горы» (1923), «Старое и самое молодое» (1929), «Алаверды» (1934). Образ родины в пейзаже «Армения» (1923). Цикл портретов советских людей: «Портрет Егише Чаренца» (1923), «Портрет поэта Аветика Исаакяна» (1940). Работа в театре. Педагогическая деятельность. Литературные труды.

А.А.Дейнека (1899-1969). Оптимизм мироощущения, многогранность творчества, ведущее значение в развитии советской монументальной живописи. Новатор­ство в картине «Оборона Петрограда» (1928). Физическое здоровье и энергия мо­лодежи как лейтмотив творчества. Отражение характерных явлений новой жизни, производства и духовного мира советских людей: «Текстильщицы» (1927), «На стройке новых це­хов» (1928), «Мать» (1932), «Будущие летчики» (1937). Социальная заостренность работ, созданных по впечатлениям заграничных поездок: «США. Придорожная реклама», «Негритянский концерт» (1934). Педагогическая деятельность.

В.И.Мухина (1889-1953). Особая роль мастера в монументальном искусстве. Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» (1937) - олице­творение великой державы - СССР. Динамика, пластическая мошь, красота композиции. Синтез скульптуры и архитектуры в советском павильоне на международной выставке в Париже (1937). Новый материал монумента. Памятник молодому А.М.Горькому (1938-1952) для города Горького (Нижний Новгород). Глубина психологической ха­рактеристики в портретах современников, многообразие выразитель­ных средств пластики. Портреты сына, архитектора С.А.Замкова (1935), академика А.Н.Крылова (1945). Декоративная и керамическая скульптура.

С.Д.Лебедева (1892-1967). Мастер камерного психологическо­го портрета. Острота наблюдения натуры, многообразие композиционных решений, точная и тонкая леп­ка лица. Галерея портретов современников: Ф.Э.Дзержинского (1925), А.Д.Цюрупы (1927), В.В.Чкалова (1937), В.И.Мухиной (1939), А.Т.Твардовского (1950).

Е.А.Кибрик (1906-1978). Цикл иллюстраций к роману «Кола Брюньон» (1935) Р.Роллана. Высокая оценка образов и мастерства их графического воплощения Р.Ролланом, гостившим в 1935 году в Советском Союзе. Простота, собранность, ясность реалистического рисунка, дина­мической напряженности композиции в цветных литографиях к «Ле­генде о Тиле Уленшпигеле» (1938) Шарля де Костера.

А.Ф.Пахомов (1900-1975). Отточенное мастерство, связь с реалистическими традициями русского искусства. Пластическая ясность графического языка, высокая художественная культура рисунка и композиции. Иллюстрации к произведениям «Бежин луг» И.С.Тургенева (1936), «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова (1937), Л.Н.Толстого, советских и зарубежных писателей. Педагогическая деятельность.

Тема 8. СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945).

Великий подвиг советского народа в войне с фашизмом. Патрио­тическая роль и боевое значение советского искусства в годы вой­ны. Многообразие форм проявления творческой активности мастеров искусства на фронте и в тылу. Художники на фронтах: оформление фронтовых газет, фронтовая сатира, антифашистские листовки. Работа художников студии им. М. Б. Грекова. Выставка «Великая Отечественная война» (1942), «Героический фронт и тыл» (1943), выставки произведений ленинградских художников (1942-1944).

Графика.

Развитие агитационных форм искусства. Плакат в годы Великой Отечественной войны и его мобилизующее значе­ние. Первые плакаты Великой Отечественной войны: плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (24 июня 1941 г., Москва), И. М.Тоидзе «Родина-мать зовет» (1941).

Плакаты Д.С.Моора, В.Н.Дени, В.С.Иванова, А.А.Кокорекина, В.Б.Корецкого, Д.А.Шмаринова, В.А.Серова, В.Б.Пинчука. Развитие традиций эпохи гражданской войны. Создание «Окон ТАСС» в Москве, в крупных городах РСФСР и в союзных республиках. Сатирический характер «Окон ТАСС», работы Кукрыниксов, М.М.Черемных, П.П.Соколова-Скаля, Н.Э.Радлова. Ленинградский «Боевой карандаш»: творчество В.А.Серова, В.И.Курдова, А.Ф.Пахомова. Скульптурные агитплакаты Н.В.Томского. Боевая сатира журнала «Крокодил». Роль Кукрыниксов, Б.Е.Ефимова, Л.Г.Бродаты, К.С.Елисеева в политической карика­туре.

Образ героического советского человека в станковой графике. Циклы рисунков и гравюр, раскрывающих события жизни народа, его мужество и героизм. Д.А.Шмаринов - «Не забудем, не простим» (1942), А.Ф.Пахомов - «Ленинград в годы блокады и восстановления» (1942-1945), Л.В.Сойфертис - «Севастопольский альбом» (1941-1943). Портретная серия Г.С.Верейского (1942). Серия ри­сунков о военной Москве Ю.И.Пименова. Фронтовые зарисовки Н.Н.Жукова, А.В.Кокорина, П.А.Кривоногова, А.М.Лаптева. Развитие книжной графики. Иллюстрации О.Г.Верейского к «Василию Теркину» (1942-1948), Е.А.Кибрика к «Тарасу Бульбе» (1944-1945).

Живопись.

Станковые произведения живописи, повествующие о преступлениях фашистов и героизме советских людей. Идейно-эстетическое значение картин «Окраина Москвы» и «Оборона Севастополя» (1942) А.А.Дейнеки, «Фашист пролетел» (1942) А.А.Пластова, «Мать партизана» (1943) С.В.Герасимова. Документально-художественное значение многих портретов и картин военного времени, отразивших важнейшие моменты боевых операций: «7 февраля 1944 года в районе Корсунь-Шевченковский » (1944) П. А. Кривоногова.

Обращение мастеров искусства к героическому прошлому народа. Глубина патриотического чувства, ассоциативная связь исторических образов с событиями Великий Отечественной войны. Триптих «Александр Невский» (1942-1943) П.Д.Корина; картины «1812 год» (1942) Е.Е.Лансере, «Поединок на Куликовом поле» (1943) М.И.Авилова, «Лористон в ставке у Кутузова» (1945) Н.П.Ульянова.

Портретная галерея военных лет, образы героев фронта и тыла: работы художников А.М.Герасимова, П.И.Котова, Ф.А.Модорова, В.А.Се­рова, А.А.Шовкуненко. «Портрет Героя Советского Союза, гвар­дии генерал-майора И.В.Панфилова» В.Н.Яковлева, «Портрет И.А.Орбели» М.С.Сарьяна.

Пейзажные работы В.В.Мешкова, Г.Г.Нисского, цикл пейза­жей «Волга - русская река» (1942) Н.М.Ромадина, ленинградские пейзажи В.В.Пакулина – «Невский проспект» (1942), «Набережная Мойки. Весна » (1943).

Скульптура.

Творческая активность советских скульпторов в годы войны. Ве­дущее значение портретной скульптуры, призванной увековечить об­разы героев и видных деятелей Великой Отечественной войны. «Партизанка» и «Портрет Б.А. Юсупова» В.И.Мухиной; «Зоя» М.Г.Манизера; «Балтиец» В.Б.Пинчука, портрет А.Т. Твардовского С.Д.Лебедевой, портрет генерала армии П.Д.Черняховского Е.В.Вучетича (1945) и другие.

Тема 9. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 - конец 1950-х годов).

Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947) - высшее научное учреждение, объединяю­щее выдающихся деятелей изобразительного ис­кусства, осуществляющее подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов) и искусствоведов высшей квалификации. Роль Академии худо­жеств СССР в развитии советского изобразительного искусства и реалистической школы.

Серьезные достижения в различных видах искусства и распространение наряду с этим парадных шаблонных произведений, возникших под влиянием соглашательской позиции многих художников, стремящихся с корыстными целями к тиражированию образов, что привело к появлению огромного количества низкопробных произведений.

Живопись.

Продолжение работы над произведениями, посвященными событи­ям и образам Великой Отечественной войны. Стремление художни­ков правдиво раскрыть героическую борьбу советского народа с фашизмом. Обращение к мирной теме, стремление показать обретенную радость повседневного бытия. Появление емких по содержанию и разнообразных по изобразительному решению полотен, воспевающих мирный труд: «Хлеб» А.П.Бубнова, триптих «Строительные работницы» Ю.И.Пименова (1947), «На подмосковных стройках» А.А.Дейнеки, «На мирных полях» (1950) А.А.Мыльникова.

Высокий уровень в передаче материальной сущности предметов, традиции и техника лессировочной живописи старых мастеров в картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта» (1947). Творческое преломление классических традиций русской живописи в картине «Отдых после боя» (1950) Ю.М.Непринцева. Длительные поиски в эскизах и этюдах, использование натурного материала фронтовых зарисовок. А.А.Пластов - выдающийся мастер тематической картины. Серия поло­тен, посвященная жизни русской колхозной деревни, возрождению родной страны в послевоенные годы: «Колхозный ток» (1949), «Ужин трактористов» (1951), «Весна. Старая деревня» (1954).

Скульптура.

Созда­ние портретной галереи героев Великой Отечественной войны. Рабо­та над памятниками героическим защитникам Родины и жертвам фа­шизма. Проблемы синтеза скульптуры и архитектуры на этом этапе. Вы­сокое эмоциональное напряжение монументальных замыслов, обоб­щенных возвышенных образов, тяготение к творческому использова­нию наследия античного искусства, Ренессанса, русского классицизма. Работа М.К.Аникушина над памятником А.С.Пушкину для Ленин­града (1958). Сложность задачи, вызванная многообразием творчества гениального русского поэта и необходимо­стью воздвигнуть памятник в историческом ансамбле Ленинграда.

Графика.

Успехи советской графики в послевоенные годы. Стремление ху­дожников к воплощению тем современности в больших графических сериях. Создание циклов иллюстраций к произведениям русских и советских классиков. Поиски психологической выра­зительности образов литературных героев, воссоздание исторической среды.

Станковая графика, посвященная образу В.И.Ленина. Работы Н.Н.Жукова, Е.А.Кибрика. Тема труда, жизни и быта советских людей в творчестве Н.А.По­номарева, В.В.Богаткина, В.В.Цигаля, О.Г.Верейского. Историзм в характеристике эпохи и литературных образов. «Слово о полку Игореве» (1950), «Борис Годунов» (1955), «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1960—1961) - В.А.Фавор­ского, «Одиссея» Гомера (1958) - Г.Д.Епифанова, «Борис Годунов» А.С.Пуш­кина (1959-1964) – Е.А.Кибрика. Иллюстрации Кукрыниксов, С.В.Герасимова, Д.А.Шмаринова, А.М.Лаптева. Художники детской книги: Е.И.Чарушин, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич. Иллюстрации Д.А.Шмаринова к произведениям В.Шекспира, Ф.М.Досто­евского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого. Серия портретов современников Г.С.Верейского: И.А.Орбели, Е.Е.Лансере, В.И.Мухиной, В.В.Лишева (1944-1945), Галины Улановой (1950), С.Т.Коненкова (1954).

Тема 10. ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

Кукрыниксы: М.В.Куприянов (1903-1991), П.Н.Крылов (1902-1990), Н.А.Соколов (1903 - 2000).Всемирная известность творческого содружества. Острота политической сатиры, бичую­щей фашизм. «Таня» (1942-1947), «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1948), созданные по материалам, собранным на месте фашистских преступлений. Картина «Конец» (1947-1948), показавшая итог гитлеровской агрессии.

П.Д.Корин (1892-1969). Национальные основы творчества, изучение лучших образцов отечественной и за­рубежной классики. Сложное пси­хологическое содержание этюдов к задуманной картине «Русь уходящая». Продолжение работы над этой картиной (1935 – 1957). Галерея портретов современников. Лаконизм композиции, выразительность общего силуэта, роль жеста. Портреты маршала Советского Союза Г.К.Жукова (1946), С.Т.Коненкова (1947), М.С.Сарьяна (1956), Кукрыниксов (1957-1958), Ренато Гуттузо (1961). Точность и строгость рисунка, напря­женный колорит, контраст светлых красок с глубокими черно-синими цветами. Мастерство монументальной живописи. Мозаики на станции «Комсомольская-Кольцевая» московского метро (1951-1952) как продолжение триптиха «Александр Невский». Выдающаяся деятельность П.Д.Корина-реставратора.

А.А.Пластов (1893-1972). Выдающийся мастер тематической картины. Серия поло­тен, рассказывающая о жизни русской колхозной деревни, о возрождении родной страны в послевоенные годы. «Колхозный ток» (1949), «Ужин трактористов» (1951), «Родник» (1952), «Весна. Старая деревня» (1954), «Лето» (1959-1960). Поэтическое восприятие природы, ее глубокой связи с жизнью людей. Гар­мония яркой, звучной живописи, пластичность рисунка, точно продуманная композиция. Импрессионистический метод. Галерея портретов простых колхоз­ников. Циклы иллюстраций к произведениям Н.А.Некрасова, А.П.Че­хова.

Ф.П.Решетников (1906-1988). Участие в арктических походах ле­доколов «Сибиряков» и «Челюскин». Графические работы, созданные в экспедициях. Возвращение к арктической теме в кар­тинах, посвященных героизму советских полярников: «Гибель Челюс­кина» (1973), «Первые Герои Советского Союза» (1976). Детская тема в творчестве художника. Оригинальность и простота из­бранных сюжетов, использование выразительности жеста и мимики. «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952). Повесть о детях Франции в картине «За мир» (1950). Пейзажи среднерусской природы. Острота и яркость характеристик в дружеских шаржах.

Г.Г.Нисский (1903-1987). Современная тема в пейзаже, опреде­лившая характер творческого почерка мастера. Выбор необычных мотивов и точек зрения, острота пластической композиции, ритмов, силуэтов, цветовых контрастов. Живое наблюдение натуры, интерес к сюжетам, рассказывающим о преобразовании природы советским человеком: «Дмитровский шлюз» (1947), «На рейде» (1948), «Под­московная зима» (1951), «Московская рокада» (1957), «Над снегами» (1959-1960).

Н.В.Томский (1900-1984). Сочетание в работах портретных характеристик и художественного обобщения. Следование традициям классики. Портреты дважды Героев Советского Союза П.А.Покрышева (1948), А.С.Смирнова (1948), трижды Героя Советского Союза И.Н.Ко­жедуба (1948), Памятник И.Д.Черняховскому (1950, Вильнюс), Памятник В.И.Ленину (1970) в Берлине. Органичное включение в архитектурный ансамбль произведений скульптуры. Портреты деятелей культуры и искусства: В.В.Мая­ковский (1954), памятник-бюст на могиле мексиканского художника Диего Риверы в Мехико (1957). Общественная, педагогическая деятельность. Выступления в печати.

Е.В.Вучетич (1900-1974). Создание совместно с архитектором Я.Б.Белопольским мемориального комплекса, по­священного советским воинам, павшим в боях с фашизмом (1949, Берлин, Трептов-парк). Гуманистический пафос и интернациональное значение образа «Советский воин-освободитель». Дальнейшее развитие идеи памятника в мемориале Волгограда, героям Сталинградской битвы. Освоение традиций античности и западноевропейской пластики в образе Побе­ды. Композиция «Перекуем мечи на орала» (1957), аллегорически раскрывающая идею борьбы за мир. Галерея портре­тов героев Великой Отечественной войны: генерала армии И.Д.Чер­няховского (1943), маршала Советского Союза В.И.Чуйкова (1947). Памятник генерал-лейтенанту М.Г.Ефремову в Вязьме (1947). Многогранное раскрытие образа современника в портрете М.А.Шолохова (1954).

С.Т.Коненков (1874-1971). Народные истоки творчества и традиции великих мастеров прошлого. Патриотические произведения ху­дожника, созданные им в США в годы Вели­кой Отечественной войны. Возвращение на родину (1946) и новый период творчества. Серия портретов деятелей русской и мировой культуры. Одухотворенность образов, выразитель­ность композиции, решение декоративных и монументальных задач в портретах: «Ф.М.Достоевский» (1933, 1955), «В.И.Суриков» (1946), «В.В.Маяковский» (1947). Портреты советских людей: «Колхозница» (1954), «Текстильшица» (1958). Монументально-декоративные произведения. Релье­фы и группа на фронтоне музыкально-драматического театра в Петрозаводске (1953-1954). Произведения прикладного искусства.

О.Г.Верейский (1915-1993). Работа художника во фронтовой печати в период Великой Отечественной войны. Цикл рисунков к поэме А.Твардовского «Василий Теркин» (1946 и 1970). Выразительность графического языка, чувство юмора, созвучное поэтическому тек­сту. Иллюстрации к роману «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1952) как этапное произведение художника. Отражение национального свое­образия народной жизни.

Б.Н.Пророков (1911-1972). Роль личных переживаний художника - участника Великой Отечественной войны. Тема борьбы за мир - основной мотив в творчестве. Острая пуб­лицистичность и художественная выразительность произведений. Вы­бор актуальных сюжетов, впечатляющих ситуаций, раскрывающих со­циальные контрасты. Циклы «Вот она, Америка!» (1949), «Маяковский об Америке» (1951), «За мир» (1951). Лаконичность композиции в монументальных рисунках ки­стью, ведущая роль силуэта, выразительность жеста, точность вы­веренных движений. Графическая серия об ужасах войны «Это не должно повто­риться!» (1958-1959).

Тема 11. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1950-Х - 1980-Х ГОДОВ.

I съезд художников СССР (1958). Критика негативных явлений в искусстве конца 1940-х - начала 1950-х гг. Образование Союза художников РСФСР (1960). II и III съезды художников СССР (1963, 1968). Укреп­ление принципов метода социалистического реализма. Актуализация социально-нравственных проблем в искусстве. Критика ложной монументализации, схематизации художественных образов. Дискуссии о развития станковой картины, о проблемах стиля в современном искусстве (1960-е гг.). Организация выставок «Советская Россия», к 50-летию Ок­тябрьской революции, и 30-летию Великой Оте­чественной войны, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, к 600-летию Куликовской битвы. Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) и его влияние на развитие теории искусства и творческой деятельности.

Размах гра­достроительства в стране. Появление новых городов — Тольятти, Набережные Челны, Навои, Зеленоград. Расширение сферы монументальных форм иск

Наши рекомендации