Съемка при лампах накаливания
На примере портретной съемки можно хорошо убедиться в том, каким действенным, художественно выразительным средством является освещение.
Перед фотографом открыта возможность подчеркивать светом типичные черты в лице портретируемого, добиваться сходства, выявлять светом пространственность, объемные формы и фактуру лица, костюма, фона.
Устанавливая свет, фотограф, как подлинный художник, создает световую картину, наблюдая образование светотеневого рисунка на освещаемых поверхностях, добивается задуманного характера освещения.
Пример нормального (обычного) портретного освещения при повороте лица в три четверти приведен на рис. 58. На рис. 59 изображена схема установки осветительных приборов во время съемки. В соответствии с поворотом головы и направлением взгляда основной рисующий свет установлен справа от аппарата (а). Для подсветки теневой части лица от аппарата установлен прибор рассеянного света (б). Волосы подсвечены верхним контровым светом (в). Фон освещен прибором справа (г) с таким расчетом, чтобы теневая часть головы проектировалась на более светлую часть фона.
При работе над освещением портрета в практике фотолюбителя часто встречаются две крайности, которые надо
всемерно избегать. Первая крайность заключается в том, что неправильно построенное освещение делает изображение плоским, невыразительным, уничтожает пластику и фактурные особенности материала. Вторая крайность заключается в том, что фотолюбитель забывает о содержании снимка и вместо серьезного подхода к освещению портретируемого пускается в погоню за необычными внешними, чисто формальными эффектами, вносит пестроту случайными пятнами света.
Задумав съемку при световом эффекте, надо помнить о том, что главное в кадре — человек, а все остальное — лишь вспомогательные средства, служащие для более полного раскрытия его образа (см. приложение — фото 4, 5 и 14). Фотографирование портретов, создание образов наших современников является трудной, но важной задачей. Активные поиски новых изобразительных решений, неустанное изучение лучших произведений портретного искусства как в области фотографии, так и в области живописи должны сопровождать работу фотографа.
В жизни мы наблюдаем бесконечное разнообразие световых эффектов: солнечное освещение, дневное и вечернее, солнечный свет из окна, свет от фонаря, от спички и т. д. Внимательное изучение световых эффектов в природе, в произведениях изобразительного искусства поможет фотолюбителю правдиво и выразительно воспроизводить свет на фотоснимках.
В зависимости от опыта и художественного чутья, от умелого или случайного использования света лицо в порт ретной съемке может быть передано на фотографии интересным и привлекательным, красивым и выразительным, а может оказаться скучным и грубым, искаженным до неузнаваемости.
Приступая к съемке портрета, необходимо представить себе духовный облик снимающегося, присмотреться к внешности, отметить для себя особенности строения лица, присущие ему недостатки, характерные индивидуальные качества .
Изучив внешний облик и характер человека, необходимо обдумать световое решение; при этом важно учитывать назначение будущего портрета, надо заранее знать, для какой цели снимается портрет, постараться представить себе, каким он должен быть в законченном виде.
После того как найдено место для съемки и примерно определена поза снимающегося, устанавливается фотоаппарат на таком расстоянии, с которого объект изображается в требуемом масштабе. Высота установки фотоаппарата, ракурс съемки зависят также от ряда причин и прежде всего от особенностей объекта съемки и принятого изобразительного решения.
Работа над освещением неразрывно связана с композицией кадра, большое значение имеет также распределение тонов на снимаемом объекте; при съемке портрета очень важно, в какой по цвету костюм одет снимающийся, большое значение имеет тон лица, цвет волос и т. д. Установка света неразрывно связана с положением снимающегося человека в кадре, зависит от поворота его головы, плеч, положения рук, направления взгляда. Свет устанавливается в зависимости от объекта, но и положение объекта зависит от распределения света, одно тесно связано с другим.
Портрет мальчика (рис. 60) снят при четырех источниках света, которые были использованы в качестве' а— рисующего света, б — заполняющего, в — контрового иг — фонового света.
На рис. 61 показан пример использования светового контура при съемке портрета в профиль. Источник направленного света а установлен слева для освещения профиля лица и волос встречным светом. От аппарата установлен второй источник рассеянного света б— «световой круг»
(см. его устройство на рис. 29, з). Технические условия съемки: камера «ФЭД», объектив 1,5/50 мм, диафрагма 2,8, выдержка V20 сек. Пленка 65 единиц ГОСТ.
Женский портрет на рис. 62 задуман и решен в светлой тональности. Рисующий свет а установлен от фотоаппарата (передне-верхнее направление). Подсветка глаз и теней на лице осуществлена прибором заполняющего света б. Волосы освещены контровым светом сверху в. Соотношение яркостей лица и фона регулировалось с помощью прибора фонового света г.
Обычно снимающегося рекомендуется располагать не ближе 1,5—2 м от фона, чтобы на фоне не могли образовываться нежелательные тени. Однако может быть и другой случай, когда снимающийся располагается непосредственно у фона, при этом тень, падающая на фон, используется в композиционном построении снимка.
Было бы неверно думать, что установка света сводится только к расстановке осветительных приборов в соответствии с видами света. Найти положение для каждого источника света — это только половина дела; вторая половина заключается в том, чтобы создать задуманные яркостные соотношения на снимаемом объекте, установить световой баланс.
Необходимо различать два вида соотношений яркостей при установке света: соотношение яркостей света и тени на лице снимающегося и соотношение яркостей лица и фона, на который они проецируются. В одних случаях, в зависимости от творческого замысла, тени на лице, костюме, фоне могут быть прозрачными, светлыми, в других случаях, наоборот, требуется жесткая тень, четкий и контрастный светотеневой рисунок. Соотношения яркостей в большой степени зависят от соотношения цвета лица, волос, костюма, фона.
Одно и то же лицо, снятое на темном фоне в темном головном уборе, а потом на светлом фоне в светлом головном уборе, будет передано по-разному: в одном случае лицо будет казаться светлым, в другом случае оно будет казаться смуглым.
Нельзя смешивать установку света по яркостным соотношениям с установкой по общей освещенности. Допустим, что при съемке с лампами накаливания фотолюбителю потребовалось воспроизвести эффект солнечного освещения. Это вполне осуществимо, если сохраняется привычный характер светотеневого рисунка и соблюдаются необходимые соотношения яркостей. Эффект солнечного освещения воспроизводится вполне достоверно, несмотря на то, что освещенность, образуемая лампами накаливания, во много раз меньше освещенности, образуемой солнечным светом.
Необходимо иметь в виду, что съемка портрета вовсе не требует применения ламп большой мощности (750— 1000 в/п). В большинстве случаев достаточно располагать одной лампой в 500 вт и двумя по 275 вт, чтобы осуществлять самые разнообразные изобразительные замыслы.
Съемка фотографии «В детском саду» (рис. 63) производилась днем в комнате на фоне окон. От фотоаппарата была установлена одна фотолампа в 500 вт. Дневной рассеянный свет создал слабое контурное освещение. Технические условия съемки: камера «Роллейфлекс», объектив «Тессар» 3,5/75 мм, диафрагма 5,6, выдержка V£5 сек., фотопленка изопанхром 65 единиц ГОСТ.
При съемке небольших объектов, когда источник света устанавливается на близком расстоянии, часто можно обойтись лампами в 100—200 вт.
Лампы мощностью в 500 вт и выше необходимы для освещения с больших расстояний объектов, имеющих значительную протяженность в ширину и глубину, а также
для создания более высоких освещенностей, позволяющих производить съемку с моментальной выдержкой (примерно V25 сек.), что очень важно в портретной съемке.
При съемке портрета и других объектов с лампами накаливания может быть рекомендован следующий порядок в работе с освещением: сначала находят положение для источника рисующего света и замеряют экспонометром расчетную яркость; если, согласно показаниям экспонометра, света не хватает, то лампу придвигают ближе, снимают с рефлектора сетку; если света слишком много,— лампу отодвигают, надевают на рефлектор сетку; после этого по отношению к рисующему свету устанавливают остальные необходимые в каждом отдельном случае виды света.
Особое внимание необходимо уделять подсветке глаз снимаемого, для чего снизу от фотоаппарата или сбоку устанавливают небольшую по мощности лампу, закрытую свето-рассеивателем.
Не менее ответственным является фотографирование группы людей, состоящей из двух и более участников. В этом случае приходится работать над освещением нескольких лиц, подходя к каждому в отдельности, но сохраняя цельность восприятия снимка.