Расчет глубины резко изображаемого пространства

Каждому фотографу известно, что при съемке объектов с разной степенью удаленности от фотоаппарата могут быть следующие три случая: резко изображен только близкий объект, резко изображен только дальний объект, резко изображены как близкий, так и дальний объекты.

Резкость оптического рисунка оказывает решающее слияние на художественное качество снимка. Каким бы значительным ни был снимок по сюжету, но если изображение не имеет достаточной четкости, фотография теряет свою ценность, превращается в технический брак. Здесь необходимо оговориться: мы не затрагиваем специальных случаев, когда смазанность отдельных участков изображения необходима как художественный прием.

Так как съемка с источниками искусственного света часто производится при больших раскрытиях диафрагмы, расчеты, связанные с резкостью изображения, в этих случаях приобретают весьма существенное значение.

Глубина резко изображаемого пространства зависит от фокусного расстояния объектива f, его относительного отверстия к и допустимого кружка рассеивания, или степени нерезкости z, принятого в фотографии при съемке на пластинке и широкой пленке в J/JO мм, при съемке на кинопленке в '/30 мм. Влияние оказывает также расстояние от фотоаппарата до предмета, на который произведена наводка на резкость, иначе говоря, расстояние до плоскости наводки (а).

Чем короче фокусное расстояние объектива, чем больше задиафрагмирован объектив, чем больше допустимая степень нерезкости изображения и чем дальше от аппарата находится плоскость наводки, тем больше становится глубина резко изображаемого пространства, и наоборот.

При наводке объектива на резкость начало резко изображаемого пространства находится на расстоянии, которое называется передней границей резкости Грп; расстояние, после которого степень резкости пре-

вышает допустимую величину, т. е. где кончается глубина резкости, называется задней границей резкости Гр3.

При установке объектива на бесконечность расстояние от аппарата до передней границы резкости называется гиперфокальным расстоянием Н.

Если объективы установить на гиперфокальное расстояние, то задняя граница резкости совпадет с бесконечностью, а передняя граница будет находиться на половине расстояния между аппаратом и гиперфокальным расстоянием.

Подобной наводкой объектива на резкость пользуются при съемке улиц, пейзажей и других объектов, достаточно удаленных и вместе с тем имеющих протяженность в глубину, когда передняя граница резкости находится на расстоянии не менее чем 200—300 фокусных расстояний. Величина гиперфокального расстояния вычисляется по формуле

"=£•

Пример: /=50 мм, z — */„„ мм; к=2,8. Требуется определить Н.

По формуле находим: Я=26,8 л-z.,

Определение расстояний до передней и задней границ резкости производится с достаточной точностью по формулам

„ Н-а „ Н-а

грп=п+-а; гр. = п^а.

Пример: /==135 мм, z = J/30 мм, а=5 м, к=4, Грп и

Гр,= ?

Вычислив гиперфокальное расстояние Я=136,7 м, находим по формуле, что Гр„==4,8 м, а Гр3=5,2 м. Суммарная глубина резкости в нашем примере будет составлять /Х-Гр, =0,4 м.

Пользуясь приведенными формулами, можно рассчитать величину относительного отверстия, если остальные условия известны.

Пример: /=50 мм, z=Vso мм, Грп=3 м, Гр3=4 м, к=?

Определив гиперфокальное расстояние Я = 11,08 м, рассчитываем, что /с=6,8.

При работе современными объективами необходимость проводить вычисления глубины резкости обычно отпадает,

так как на оправах имеются шкалы глубины резкости, которые позволяют быстро и удобно решать различные задачи. В тех случаях, когда фотолюбитель не располагает объективом, имеющим калькулятор глубины резкости, можно пользоваться дисковыми калькуляторами (образцы таких калькуляторов приводятся в книгах по фотографической оптике)*.

При наводке объектива на резкость и проведении связанных с ней расчетов необходимо иметь в виду следующее. При съемке портрета в фас и в три четверти резкость наводится на глаза (ближний глаз). При съемке портрета в профиль резкость наводится на профильную линию. Во всех случаях резкость необходимо наводить на сюжетно важную часть объекта.

Незначительная нерезкость притенённых по свету частей изображения, например переднего плана, обычно мало заметна. Более заметна нерезкость светлых частей или деталей снимка, имеющих четко выраженные линейные очертания или различия тона.

Фон не всегда должен быть резким, особенно в портретной съемке. Степень нерезкости (размытости) фона в каждом конкретном случае зависит от поставленных фотографом художественных задач.

Диафрагма должна использоваться прежде всего для обеспечения необходимой глубины резко изображаемого пространства, которое в одних случаях может иметь небольшую протяженность (полное открытие диафрагмы), а в других — при съемке многоплановых объектов или при съемке с близкого расстояния — протяженность глубины резко изображаемого пространства возрастает настолько, что приходится сильно диафрагмировать.

А. В. Гальперин, Глубина резко изображаемого пространства, М., „Искусство", 1958.

Глава 4

Наши рекомендации