Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности
1.Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-
выразительных средств для воплощения образа. Под этим показа
телем следует понимать соответствие конечного результата по
ставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это, по
существу, и показатель целенаправленности продуктивного твор
ческого воображения, так как без целенаправленного поиска нет
подлинно творческой деятельности.
2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие
манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художест
венным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятель-
ности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Наряду с этим для оценки творческого продвижения и развития детей в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, полезно проводить контрольные «срезы» такого развития, минимум два раза, в начале и в конце года. Для этого можно использовать информативную, доступную и оригинальную методику, предложенную О.М.Дьяченко (модифицированный вариант методики Е.П.Торренса).
Все вышеизложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального
опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. На наш взгляд, «разделение труда» между разными специалистами мешает целостному видению ребенка, пониманию его в сложных и взаимосвязанных проявлениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности. Фрагментарность видения и анализа проявлений ребенка мешает воспитанию целостной личности во взаимосвязи знаний, чувств и поступков. Прибегая к услугам специалистов, необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями.
В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Он должен поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т.д.). Очень полезно присутствовать ему на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.
Со своей стороны, основной воспитатель, учитывая содержание своей работы, может подсказать педагогу по изодеятельности какие-то темы, события, интересные для детей, помочь подготовить материал, участвовать в просмотре детских рисунков в свободное время, украшать ими интерьер и т.п. При проведении творческих занятий, где замысел формируется предварительно и индивидуально, только воспитатель, общающийся с детьми ежедневно, может вести эту работу по формированию замысла.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.
Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л.А-Раева, Б. М. Неменский, В.А.Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.
В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.
В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение {О. М. Дьяченко).
Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии.
О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б.М.Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять»1.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Б.М.Теплов особое внимание обращал на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение...»2. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах.
Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необязательно выражать восторг, тем более если для этого может не быть объективных оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих потенций ребенка. Еще одно условие развития творческих возможностей детей -это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое
состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.
Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Бездумная эклектика средств не углубляет, не усиливает доминирующее чувство, а создает эклектику и в чувствах, что мешает творчеству. Б.М.Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа1.
Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Эта задача учеными решается по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоречий, освоение своеобразных способов решения новых задач (так называемая ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера, элементы которой применил М.Н.Шустер-ман). Существует мнение, что творческие способности путем прямого обучения нельзя формировать. Не вникая в существо разногласий, скажем, что как и любые человеческие способности, творческие способности формируются прижизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а значит, без обучения невозможно. Нельзя при этом обучение понимать как прямой диктат, тренаж. К тому же интеллектуальное творчество (креативность) не исчерпывает понятие «творчест-
1 Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия
АПН РСФСР. - Вып. 11.-М.; Л., 1947. -С. 106.
2 Там же.
1 Мотивацию (мотивы) учения детей на занятии не следует отождествлять с мотивами изобразительной деятельности в целом. Последние формируются в общей системе работы, в том числе и на занятии, характеризуют в основном самостоятельную изобразительную деятельность, проявляются и на занятиях.
во». Поэтому конкретные пути целенаправленного формирования творческих способностей различны. Один из путей предложил еще Л.Н.Толстой, занимаясь со своими учениками в Яснополянской школе. Восхищаясь талантами детей, он предложил путь развития их творческих способностей: сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей); совместное творчество взрослого и ребят; творчество детей с минимальной помощью взрослого; самостоятельное творчество детей.
Е.А.Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера' должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения к способу решения узкого круга задач (формированию знаний и умений), сведению его к процессу механического «тренажа», «натаскивания» детей в рамках предельно формализованного обучения - занятия. Занятие происходит от слов «занимать», «занять», «занимательность», об этом тоже следует помнить. К сожалению, распространившееся в практике методических рекомендаций узкое понимание слов «обучение», «занятие» мешает правильному усвоению педагогами некоторых теоретических положений. Возникает своего рода боязнь этих терминов и даже стремление изобрести новые (типа «урока радости»), что «засоряет» педагогику и мешает взаимопониманию.
Создание изложенных выше условий развития творчества у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М.Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.
Вышеизложенные рассуждения о своеобразии, условиях развития детской изобразительной деятельности, творчества имеют смысл, если помнить при этом другое замечание большого ученого: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми»2.
1 Деление условно, по доминирующему типу задач.
1 Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - Вып. 11.-М.; Л., 1947.-С. 112.
Раздел второй
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА III
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности
Эту проблему следует рассматривать в более широком контексте с учетом современного социального заказа к сфере образования. Общество всегда, а на переломных этапах развития особенно, нуждалось в личностях. Развитие личности человека -современное требование общества к системе образования. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели - развитие личности.
Цель использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте - содействие развитию личности. А это значит содействие становлению ребенка как субъекта деятельности. Личность - это в первую очередь субъект деятельности, человек, который способен сам ставить цели деятельности, выбирать средства, планировать и реализовывать ее, получать результат. Это человек, способный быть самостоятельным.
Личность обладает чертами неповторимости, своеобразия, уникальности, непохожести на других - чертами индивидуальности. Это человек уникальный, самобытный. Индивидуальность -одна из сторон личности, проявление личности (В.В.Давыдов).
Одной из форм индивидуальности является творчество. Человек, обладающей качеством творческости, неповторим, своеобразен и в отношении к людям, природе, предметному миру, и к самому себе. Поэтому в условиях изобразительной деятельности следует особенно содействовать развитию творческой личности, тем более что «...личностный уровень индивида обнаруживается прежде всего в творческом его отношении к различным
формам общественной жизни и уже через это - в творческом созидании и самого себя»1.
Индивидуальность личности как проявление самобытности человека немыслима без самоанализа, самопознания субъектом особенностей, осознание своего отличия от других, своего «Я». Без способности к рефлексии невозможно полноценное самосозидание, самостроительство, саморазвитие личности. Следовательно, процесс освоение изобразительной деятельности ребенком должен быть сопряжен с самоосознанием в этой деятельности.Это условие самодвижения, саморазвития ребенка.
В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном обществе. Высокий уровень творчества, креативность органично связаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Поэтому освоение деятельности идет с опорой на эту сферу и в большей степени влияет на формирование системы мотивов, иерархию мотивов жизнедеятельности личности ребенка в целом.
Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможности руководства этим развитием следует рассматривать как подсистему более широкой системы «ребенок и общество».
В то же время при самых благоприятных условиях детская изобразительная деятельность в своем развитии не может достигнуть уровня зрелой деятельности. В психологии известно положение, что в дошкольном возрасте все виды деятельности несовершенны. По меткому выражению Л.А.Венгера, - это все «детские варианты» деятельности, поскольку в современном обществе ребенок не может овладеть деятельностью так, чтобы участвовать в общественном производстве наряду со взрослыми, и общество не предъявляет таких требований к ребенку, его деятельности. Поэтому смысл всех видов деятельности в дошкольном возрасте в своевременном психическом, личностном развитии детей, развитии общих способностей.
Дошкольный возраст, как известно, сензитивен к развитию образного мышления, воображений, эмоциональной отзывчивости. Потери, допущенные в развитии ребенка в этом плане, невосполнимы в последующие периоды жизни. А.В.Запорожец неоднократно напоминал о том, что «...необходимо идти по пути не ис-
кусственной акселерации, а по пути обогащения, амплификации детского развития, уделяя особое внимание воспитанию тех ценнейших интеллектуальных качеств, которые наиболее интенсивно формируются в данном возрасте, а затем войдут в золотой фонд зрелой человеческой личности»1.
Психолог А.А.Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, методы включения целостной личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя говорить о границах способностей, отмеренных природой. Самое успешное развитие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего.
Говоря о содержании обучения (чему учить), следует помнить, что полноценное психическое, личностное развитие ребенка идет в процессе присвоения изобразительной деятельности в целом, а не отдельных ее фрагментов. А степень освоения определяется , возможностью ее применения на самодеятельном творческом уровне. Только при этом условии возможно говорить о творческом развитии личности и вообще развитии личности как субъекте деятельности, самостоятельно ставящим задачи и решающим их. В связи с этим уместно напомнить высказывание Н.П.Саку-линой о том, что при любом минимуме изобразительных знаний, навыков, в любом возрасте дети должны уметь их использовать самостоятельно.
В данном пособии детская изобразительная деятельность, закономерности ее развития характеризуются на основе критериев реалистического метода в искусстве. Поэтому рекомендации к обучению даются с учетом ценностных ориентации, средств и способов реалистического искусства.
Важен при этом и критерий разумной достаточности и необходимости в отборе задач, содержания, методов, форм обучения. То есть нужно ориентироваться не только и не столько на возможности ребенка в овладении изобразительной деятельностью (принципиально доступно многое), сколько на смысл этой деятельности в дошкольном детстве, место ее в решении общих задач развития и воспитания ребенка в разные возрастные периоды.
Каковы же задачи руководства детской изобразительной деятельностью?
Прежде всего это формирование мотивов изобразительной деятельности детей. Зрелая деятёльнЪ'сй''"'по~гаЪшу"назначёнйю,
1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 54.
1 Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца. - М, 1981. - С. 49.
смыслу ориентирована на других людей, ее результат (художественный образ) предназначен для восприятия другими людьми. Детская изобразительная деятельность не сразу становится таковой. На ее мотивы в большей степени влияет общее мотивацион-но-потребностное поле того или иного возрастного периода. Доминирующее отношение ребенка к окружающему миру (предметам, людям) не только реализуется в ведущей деятельности, но и влияет на другие виды деятельности, в частности на изобразительную. Это проявляется в мотивах деятельности, безусловно, чаще всего неосознаваемых дошкольником, тем более детьми раннего возраста.
Поэтому в раннем возрасте (с 1 года до 2-3 лет), когда ребенок ориентирован в большей степени на предметный мир, доминирующими будут мотивы, связанные с интересом к материалу, действиям с ним, к «открытию» образа (содержания) в каракулях, сначала на ассоциативном уровне, а потом на уровне осознанного стремления обозначить каракулями тот мир, который малыша окружает и интересен ему. Педагогу важно выделить это как специальную задачу целенаправленного обучения малышей. Примерные ее формулировки: вызывать, поддерживать у детей интерес к материалу, способам действия с ним, стимулировать исследовательские действия; поддерживать радость малыша от достижений (от следа, оставленного фломастером карандашом); поддерживать стремление ребенка видеть в каракулях образ, стимулировать образное видение, жажду «открытий». Поддерживать инициативу ребенка в стремлении отразить (обозначить) штрихами, линиями предметный мир; закреплять понимание детьми образного характера деятельности (на листочке бумаги может быть изображено все, что окружает малыша).
.Позднее (в дошкольном возрасте), примерно с 3 лет, более четко оформляется мотив, близкий по характеру к мотивам игры, -потребность передать в рисунке и еще раз «пережить» значимые для ребенка стороны действительности. Этот мотив надо всячески поддерживать, стимулировать, потому что он одновременно является и мотивом любой художественно-творческой деятельности, в которой отражается окружающий мир. Эту задачу можно сформулировать так: поддерживать (вызывать) у ребенка стремление отразить в рисунке (лепке) интересующие его предметы, волнующие его события и т.п. При постановке такой задачи важно помнить, что ребенка привлекает не эстетическое своеобразие мира. Значимость окружающего мира определяется так же, как и в игре. Если ребенок хочет быть шофером, он играет в шофера и рисует себя в этой роли. Поэтому важно знать, что ребенка привлекает: предметы и действия с ними, люди и их действия, взаимоотноше-
ния людей в их деятельности, события. Ребенок-рисовальщик в этот период очень похож на ребенка, играющего в режиссерские игры: он и сценарист, и режиссер, и изготовитель игрушек-персонажей, и универсальный актер, и ведущий-комментатор графического спектакля. То же самое может быть и в лепке. Знание детских интересов позволит конкретизировать мотив, стимулировать, предлагать детям более действенные мотивы изодея-тельности. Следует быть готовым к тому, что изобразительная деятельность под влиянием этого мотива будет носить процессуальный характер; главное для ребенка, как и в игре, - выразить себя, свое отношение.
Б.М.Теплов подчеркивал, что существенное отличие художественно-творческой деятельности - ее направленность на результат, продукт. Но «...направленность на продукт может возникнуть в художественной деятельности лишь в той мере, в какой деятельность перестает быть чисто субъективной деятельностью для себя и когда возникает интерес к восприятию результатов этой деятельности другими»1. Пока малыш поет для себя, это деятельность музыкальная, но не художественная. Лишь на более поздних этапах, когда возникает потребность поделиться своей песней с другими, воздействовать на других, возникает специальная забота о самой песне, «о продукте» и его «качестве». В полной мере это положение можно отнести и к детскому рисунку. Правда, малыш довольно рано начинает показывать свои каракули взрослому. Но в э/гом обращении желание привлечь внимание не столько к рисунку, сколько к сопереживанию того, что волнует ребенка. Позднее собственно рисунок становится предметом общения. Однако в дошкольном возрасте никогда не исчезает мотив изодея-тельности, похожий на мотив игры, - увлеченность содержанием образа (предметом, событием) и стремление пообщаться по поводу этого содержания. И если, воспринимая зрелый художественный образ произведения искусства, мы идем от постижения формы ко все более глубокому постижению явления, сути, содержания, то при восприятии детского рисунка надо быть всегда готовым к сопереживанию в первую очередь замыслу, задуманному содержанию. Это важно, так как воплощение образа всегда беднее самого замысла. Иначе нам трудно будет общаться с ребенком, а это значит, что возможности воспитания не будут использованы в полной мере. Безусловно, при восприятии рисунка (лепки) чувства наши должны быть искренними, но ориентированными сначала на содержание образа, а потом на форму, подчиненную содержа-
1 Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. -№ П.-С. 18.
нию. То есть воспитателю надо уметь искренне сопереживать развернувшимся в рисунке баталиям, слушать пение птиц, жмуриться от солнышка, сияющего с неба и т.п. Это важно для поддержания стремления ребенка выражать свои впечатления в рисунке.
Сохраняя и поддерживая этот мотив, следует постепенно формировать у дошкольников стремление выполнить изображение узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей (выразительное). То есть чтобы можно было увидеть о чем рассказано в рисунке, почувствовать, какой сердитый волк красивый цветок, холодная зимушка-зима и т. п.
Все эти мотивы - общественно направленные, в их основе потребность общения с людьми, взрослыми и детьми. Их становление и делает детскую деятельность подлинно художественной близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.
Мотив более высокого порядка - стремление выполнить изображение по-своему, не так, как другие. На этой основе у ребенка появляется еще более высокий мотив - потребность, желание стремление заниматься творческой деятельностью.
Н.П.Сакулина не раз обращала внимание педагогов на необходимость «...провести их (детей) через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями»1.
Таким образом, задача формирования мотивов детской изобразительной деятельности усложняется: от формирования мотивов неспецифических к появлению и развитию специфических-стремление выразить свое отношение к миру и найти взаимопонимание у окружающих, стремление пережить чувство радости от удачного самовыражения и общения с людьми по поводу своего рисунка (лепки). Формирование таких мотивов согласуется с предложением известного психолога В.А.Петровского развивать в до-школьном возрасте такие особенности личности, как «устремления» (самоценные проявления активности): «...устремление познавать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообразные переживания ...вступая в контакт с миром»2.
Если педагог внимателен к мотивационной стороне деятельности, поддержание и стимулирование действенных мотивов формирование других компонентов деятельности идет более эффективно, при большой активности самого ребенка В этих условиях устанавливаются субъект-субъектные отношения, ребенок - субъект своей деятельности, а не существо, пассивно подчиняющееся педагогу.
1 Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 201
2 Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1995.-С. 8.
Субъектное отношение ребенка к окружающему миру предполагает умение самому ставить цель (задачу) той или иной деятельности. Это вторая задача обучения. Применительно к изобразительной деятельности постановка цели предполагает определение темы изображения. Каков диапазон задач применительно к формированию названного компонента деятельности? Если иметь в виду занятия, то в основном ребенок принимает цель, поставленную воспитателем. Важно ставить соответствующую задачу: научить понимать, принимать, удерживать и достигать цель (выполнять задание). На занятиях, где дети сами определяют цель-тему, важно учить детей самостоятельно ставить цель, удерживать и достигать ее. Чем старше ребенок и богаче его опыт, тем все более разнообразные и даже оригинальные (неповторенные другими детьми) темы-цели он может ставить. Необходимо побуждать его к этому.
Итак, возможный диапазон задач: от принятия, удержания, выполнения темы-цели, поставленной педагогом, вести детей к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению тем, причем со временем все более разнообразных (адекватных опыту) и оригинальных.
Следующая задача - это формирование одного из специфических действий изобразительной деятельности - восприятия. Обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения: всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определять соответствующие признаки предмета или явления. Чтобы ребенок мог выполнять это действие самостоятельно, в изменившихся условиях, при восприятии любого предмета необходимо ставить задачу формирования обобщенного (пригодного в разных случаях) способа восприятия (обследования). Овладение этим действием и самодеятельное применение его существенно помогает ребенку найти подходящий способ изображения самостоятельно.
Изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия. Тогда будет создано относительно грамотное изображение. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие. То есть важно развивать у детей умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и т.п. и выражать при этом соответствующие чувства (Е.А.Флерина, В.Б.Косминская, Н.П.Сакулина и др.). Для развития продуктивного творчества, выполнения детьми относительно неповторимых работ очень важно развивать детское воображение уже в момент восприятия. Индивидуальность образа рождается сначала в индивидуальности видения. Сравнения, упо-
добление увиденного предмета, явления другим по каким-то сходным признакам - это проявление воображения, отстраненного, присущего художникам восприятия. («Как молоком облитые, стоят сады вишневые...») Такую задачу необходимо ставить и решать, безусловно, не только в рамках занятий по изобразительной или речевой деятельности, а в системе всей повседневной работы с детьми.
Задача формирования у детей сенсорно-эстетического видения, безусловно, конкретизируется в разных возрастных группах в соответствии с задачами изображения.
Дети должны овладеть также действием замысливания образа, т.е. умением придумывать содержание образа, способы его воплощения и наглядно представлять будущий рисунок (Л.А.Раева, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Е. И. Езикеева и др.).
На какие моменты в развитии и формировании действия замысливания у дошкольника следует обратить внимание? Очень важно:
- учить ребят предварительному (до исполнения) продумыванию
содержания образа, способов, последовательности его воплощения;
- формировать относительную устойчивость замысла (не
должно быть абсолютной смены замысла);
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу
детей в придумыва<