Метод Кафки – изображение жизни человека с внутренним конфликтом. Метод радикального углубления в человеческий мир.
Кафка трепетно относился к снам. Интересовался фантазиями, которые что-то означали. Бессознательное реализуется в конкретных образах, которые оформляются в слова. Миф наделяет то, что непонятно человеку определёнными формами. Странные образы. Образы Кафки – материализованная метафора.
Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей.
Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки «Превращение».
Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего.
При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма.
Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание. Среди модернистов были крупнейшие, талантливейшие художники, такие, как Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч; Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века; поэт Т. С. Элиот и др. В русле модернизма находятся такие интересные явления литературы XX в., в основном второй его половины, как «новый роман» (или «антироман»), получивший развитие во Франции в 1950—1970-х гг. (Натали Саррот, Ален Робб-Грийе и др.), как «драма абсурда» (в творчестве Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета).
Модернизму свойственно в целом пессимистическое миросозерцание, неверие в человека.Конечно, он по-своему отразил некоторые существенные черты современного мира. Однако картина мира не может быть сведена лишь к абсолютизации зла, хаоса и абсурда, к «отчуждению» человека, к признанию его беспомощности.
Наше столетие дало и другие примеры: человеческого героизма, творческих взлетов, высоких идеалов коллективизма и интернационализма, торжества воли, стойкости, общественной активности и действенного гуманизма.
Модернизм Кафки
«Мифотворчество» Кафки.Идея мифотворчества и идея мифа очень важны для модернистской культуры. Миф как некий общий культурный центр. Мифотворчество как сознательный способ творчества.
Рихард Вагнер: миф как ценность, где воплощена исходная вневременная общность людей. Музыкальная система Вагнера – бесконечное повторение ситуаций. Миф как единство всех форм жизни. Миф не может быть объяснен до конца.
Кафка: конфликт человека перед лицом хаоса: каждый читатель переживает этот конфликт. Творчество Кафки проблематизирует отношения человека и мира. Творчество модернистов всегда носит личный характер. Они всегда писали о личных проблемах.
Важно отношение человека и бога – отношение конфликта. Человек принимает бога, но не способен ему до конца подчиниться. Отчуждение человека от бога – непонимание, неспособность понять бога. Бунт против мироздания, миропорядка.
Неомифологическая школа. Архетипические сюжеты. Архетипические представления. (миф – за основу сюжета).
Магистральный сюжет = универсальный сюжет, связанный с конфликтом ценностей. Личность растворяется в целом.
Мифотворчество Кафки.
Классик Модернизма. Человек перед лицом хаоса. Тв-во Кафки ставит проблему отношения человека и мира. Это его личная проблема (Кафки).
Конфликт отца и сына. Конфликт с отцом по Фрейду. Архетип отца связан с представлением о том, что он устанавливает порядок. Бунт против отца. Это проблем а, которая присутствует как инвариант в творчестве Кафки. Важно как осмысливается отношение «Я» и «Бога» (=сына и отца). Человек принимает Бога, но не способен до конца подчиниться. Ситуация отчуждения человека от Бога. Бунт против мироздания. Неспособность принять провоцирует мотив вины.