Примечание: пение в ансамбле вводится тогда, когда воспитанники в достаточной степени овладели певческой установкой и вокальными навыками.
Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Разновидности ансамблевого звучания. Унисонный ансамбль. Частный. Общий. Динамический. Ритмический. Тембровый, дикционный ансамбли. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Практика. Работа над конкретным музыкальным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. Исполнение вокальных номеров, анализ.
Работа с фонограммой и микрофоном.
Воспитание навыков правильного обращения с микрофоном, умения правильно держать микрофон, двигаться с ним по сцене. Приобретение навыка управления звуком с помощью микрофона. Устройство звукоусиливающей аппаратуры.
Репетиционная работа.
Индивидуальная репетиционная работа с солистом. Репетиционная работа с хореографической группой. Работа над постановкой целостного исполнительского замысла вокального номера в спектакле.
«ХОРЕОГРАФИЯ»
Классический танец
Экзерсис у станка.
Практика. Повторение всех пройденных движений. Постановка корпуса. Позиции ног. Позиции рук. Релеве по 1,2,6 позициям. Деми плие и гранд плие. Батман тандю. Батман тандю жете. Фондю. Фрап-пе. Пассе. Гранд-батман-жете. Пор-де-бра. Релеве.
Экзерсис на середине зала.
Практика. Все упражнения, разученные у станка, постепенно переносятся на середину зала. Аллегро.
Практика. Соте (6, 1, 2, 5 поз.). Па-эшапе. Па-асамбле. Па-жете. Глисад. Ферме. Па-шоссе. Граид-жете.
Народный танец
Возникновение и развитие народного танца. Экзерсис у станка.
Практика. Упражнения народного тренажа лицом к станку в чистом виде. Упражнения народного тренажа у станка, держась одной рукой за палку.
Экзерсис на середине зала.
Практика. Руки в народном танце. Тройной русский шаг. Переменный шаг по 5-й позиции. Шаг с проскальзывающим ударом. Тройной притоп в повороте. «Ковырялочка». Подготовка к «веревочке». «Гармошка». «Моталочка». «Маятник». «Подсечка» у мальчиков. Присядки у мальчиков. «Хлопушки» у мальчиков. «Вращения» (простейшие) у девочек. Подготовка к дробям - поочередные удары каблуком по 6-й позиции. Поклон.
Аллегро.
Практика. Соте. Поджатые. Маленькая разножка. Поджатые к плечам. «Стульчики». Прыжок в шпагат. Комбинация из всех прыжков. Самостоятельное сочинение комбинаций народного танца.
Постановка танца
Виды и композиционное построение произведений народной хореографии. Хороводные танцы. Пляска. Кадриль. Сюжетно - тематический танец.
Практика. Разучивание народных танцев.
Построение музыкально-хореографической композиции. Музыкально-пластический образ. Тема, идея, сюжет, конфликт, событие в сюжетно-тематическом танце.
Практика. Работа над постановкой сюжетно-тематического танца. «Танцевальный калейдоскоп» - показ танцевальных номеров.
История костюма и оформления танца
Костюм и танцевальная культура народа. Влияние костюма на стилистические особенности народной хореографии. Зависимость костюма от природно климатических условий. Народный костюм и национальный характер танца. Силуэт костюма, фактура ткани и характер танцевальных движений. Символика деталей костюма. Связь костюма с обрядовой культурой, обрядовыми танцами. Художественный образ в народном костюме и соответствие его образу народных танцев. Орнамент и характер композиции танцев.
Практика. Посещение краеведческого музея.
Создание сценического костюма на основе национального. Влияние основных законов сцены на выбор костюма, форма, детали, цвет как отражение индивидуальности, стиля и образа костюма. Соответствие костюма содержанию и сценическому жанру. Цветовое соотношение, цветовая гармония, цветовые гаммы, закон слияния цветов.
Фон и костюм солиста, костюм в ансамбле. Удобство театрального костюма.
Практика. Знакомство с работой художника-модельера. Проработка эскизов костюма к заданным танцевальным номерам. Просмотр видеоматериалов. Познавательная игра «Костюмерная».
Танцевальная импровизация. Импровизация в современных стилях. Пластические картины.
Постановочная работа. Постановка танцев в спектаклях.
Репетиционная работа. Отработка танцев. Работа над единством замысла спектакля.
«ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Введение. Пластическая характеристика образа. Требование исторической конкретности изображения человека в реалистическом театре и художественная условность. Эстетические нормы в пластике и пластическая характерность.
Развитие и воспитание психических и психофизических качеств. Общие двигательные навыки. Движения как элемент физической стороны действия. Классификация движений. Движения основные и вспомогательные.
Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях.
Практика. Упражнения на полу: стоя, сидя, на коленях, лежа; с применением гимнастической стенки; с применением гимнастической скамейки; на стуле и со стулом; парная гимнастика (на полу, у гимнастической стенки, с применением гимнастической скамейки и стула).
Упражнение в равновесии.
Практика. Воспитание смелости, тренировка воли и внимания. Совершенствование координации движений. Подготовка к освоению техники падения с высоты. Ходьба по уменьшенной опоре на постепенно двигающейся высоте над уровнем пола. Ходьба в сочетании с движением рук, с логическим текстом, с пением. Гимнастические и акробатические комплексы на уменьшенной опоре. Техника соскока.
Акробатические упражнения.
Практика. Развитие силы в акробатических упражнениях (увеличение мышечной силы). Тренировка вестибулярного аппарата. Навык распределения движений тела в заданном пространстве и в заданное время. Тренировка быстроты реакции в упражнениях с меняющимся темпом исполнения. Навык мышечного восприятия темпо-ритма движения. Навык физического взаимодействия с партнером (в парных упражнениях). Подготовка к освоению техники пластических трюков (кувырки, боковые перекаты, «каскад»).
Навыки рече-двигательной и вокально-двигательной координации.
Практика. Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений в упражнениях на развитие рече-двигательной координации. Тренировка быстроты реакции в упражнениях, исполняемых по «внезапному сигналу». Сочетание ритмизованной (стихотворной) речи с аритмичным движением, со сменой скоростей и в меняющемся пространстве.
Координация движения с пением. Сочетание разных ритмических рисунков и разных темпов в движении и пении. Сочетание пения с танцевальным движением и с аритмичным.
Подготовка и участие в гимнастическо-акробатическом комплексе «Музыка движения».
Пластичность
Скульптурность тела в движении и статике.
Практика. Упражнения по исправлению осанки и походки. Специальные упражнения, тренирующие навык непрерывности и прерывности. Упражнения, тренирующие умение выполнять движения отдельными частями тела при полной неподвижности остальных его частей. Тренировка умения использовать движения в определенных группах мышц и переключать его от одной группы к другой.
Частные навыки: культура поведения в концертном исполнении (выход на сцену и уход за кулисы, поклоны, приветственные и приглашающие жесты и т. п.).
Пластическая выразительность рук.
Практика. Развитие подвижности пальцев, кисти, локтя, плеча в отдельности и всей руки в упражнениях моторного типа. Развитие подвижности суставов в разнообразных направлениях.
Симметричные и асимметричные сочетания движений правой и левой рук (моторного, танцевального и стилизованного характера).
Упражнения, построенные по принципу взаимодействия или противодействия обеих рук.
Упражнения, построенные на изменениях силы, размера, темпа одних и тех же движений с целью изучения зависимости от этих изменений смысловой и эмоциональной значимости жеста.
Развитие ритмичности и музыкальности в движении тела.
Практика. Практическое освоение понятия «темп». Устойчивость в заданном темпе. Точное соотношение скоростей. Тренировка двигательной и музыкальной памяти. Навык быстрого и точного переключения на другой темп. Установка основного темпа и оформление производных.
Освоение понятия «метр». Метрические ударения. Выявление метра акцентами. Строение такта. Метрический анализ. Устойчивость в данном метре. Схема дирижерского жеста («тактирование» размеров 2/4, 3/4, 4/4).
Освоение понятия «длительность». Целая нота, половинная, четвертная, восьмая. Пауза. Воспроизведение музыкальных длительностей в движении рук и ног.
Ритмический рисунок. Воспроизведение ритмических рисунков одновременно с музыкой и по памяти (упражнения типа «Эхо»). Усложнение ритмического рисунка - паузы, пунктирные длительности, синкопы, триоли. Ритмический контрапункт. Полиритмия. Знакомство с музыкальной фразировкой и динамическими оттенками. Упражнения типа «Канон». Импровизация.
Практика. Показатель степени пластической подготовки студийцев. Упражнения и этюды-импровизации на заданную тему: «На катке», « Балансирование першем», (перш – длинный и тяжелый шест), «Балансирование легким першем», «На канате» и т.п. Итоговое занятие «импровизационная площадка».
Стиль и жанр в сценической пластике
Понятие стиля и жанра в современной режиссуре. Формирование новых жанровых разновидностей в современном театре. Новые требования к актерской пластике. Искусство пантомимы как особый жанр со специфическим пластическим языком.
Практика. Определение стиля и жанра просмотренных спектаклей
и кинофильмов.
Стилистика движений, манеры и этикет в различные исторические эпохи, Историческая конкретность изображения как обязательное требование реалистического театра. Особенности бытовой пластики людей в различные эпохи. Регламентация внешнего поведения: социальное содержание этикета и формы его проявления. Конкретное смысловое содержание этикетных действий и их стилизация в пластике. Сущность понятия «хороший тон» в его историческом развитии.
Практика. Стилевые признаки бытовой пластики французского дворянства XVIII в. (осанка, походка, обращение со шляпой-треуголкой, тростью, веером). Поклоны и приветственные жесты.
Сочетание ходьбы с поклонами и позами. Сочетание жестов с ходьбой, движение в парах (кавалер с дамой) и без партнера. Упражнения с аксессуарами.
Стилевые признаки бытовой пластики русского боярства XVI – XVII вв. (осанка, поклоны, походка, характерные позы и жесты). Элементы религиозного ритуала православной церкви.
Сочетание ходьбы с позами, жестами, поклонами, с применением аксессуаров.
Стилевые признаки бытовой пластики различных слоев общества в России XIX в. Особенности пластики светского человека - чиновника, военного, - а также священника (осанка, походка, жестикуляция, способы приветствия). Особенности женской пластики (осанка, походка, жесты, поклоны). Сочетание ходьбы с поклонами, рукопожатиями, позами. Движение в парах (кавалер с дамой) в разных обстоятельствах: на балу, на прогулке, в гостиной.
Использование во время движения и общения с партнером аксессуаров: головной убор, трость, веер, перчатки.
Итоговое занятие «Придворный бал».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
ПОСЛЕ 2-го ГОДА ЗАНЯТИЙ СТУДИЕЦ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ: