Примечание: пение в ансамбле вводится тогда, когда воспитанники в достаточной степени овладели певческой установкой и вокальными навыками.

Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Разновидности ансамблевого звучания. Унисонный ансамбль. Ча­стный. Общий. Динамический. Ритмический. Тембровый, дикционный ансамбли. Необходимые условия для достижения ансамблевого зву­чания.

Практика. Работа над конкретным музыкальным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. Исполнение вокальных номеров, анализ.

Работа с фонограммой и микрофоном.

Воспитание навыков правильного обращения с микрофоном, умения правильно держать микрофон, двигаться с ним по сцене. Приобретение навыка управления звуком с помощью микрофона. Устройство звукоусиливающей аппаратуры.

Репетиционная работа.

Индивидуальная репетиционная работа с солистом. Репетиционная работа с хореографической группой. Работа над постановкой целостного исполнительского замысла вокального номера в спектакле.

«ХОРЕОГРАФИЯ»

Классический танец

Экзерсис у станка.

Практика. Повторение всех пройденных движений. Постановка корпуса. Позиции ног. Позиции рук. Релеве по 1,2,6 позициям. Деми плие и гранд плие. Батман тандю. Батман тандю жете. Фондю. Фрап-пе. Пассе. Гранд-батман-жете. Пор-де-бра. Релеве.

Экзерсис на середине зала.

Практика. Все упражнения, разученные у станка, постепенно пере­носятся на середину зала. Аллегро.

Практика. Соте (6, 1, 2, 5 поз.). Па-эшапе. Па-асамбле. Па-жете. Глисад. Ферме. Па-шоссе. Граид-жете.

Народный танец

Возникновение и развитие народ­ного танца. Экзерсис у станка.

Практика. Упражнения народного тренажа лицом к станку в чистом виде. Упражнения народного тренажа у станка, держась одной рукой за палку.

Экзерсис на середине зала.

Практика. Руки в народном танце. Тройной русский шаг. Перемен­ный шаг по 5-й позиции. Шаг с проскальзывающим ударом. Тройной притоп в повороте. «Ковырялочка». Подготовка к «веревочке». «Гармошка». «Моталочка». «Маятник». «Подсечка» у мальчиков. Присядки у мальчиков. «Хлопушки» у мальчиков. «Вращения» (простейшие) у девочек. Подготовка к дробям - поочередные удары каблуком по 6-й позиции. Поклон.

Аллегро.

Практика. Соте. Поджатые. Маленькая разножка. Поджатые к пле­чам. «Стульчики». Прыжок в шпагат. Комбинация из всех прыжков. Самостоятельное сочинение комбинаций народного танца.

Постановка танца

Виды и композиционное построение произведений народной хо­реографии. Хороводные танцы. Пляска. Кадриль. Сюжетно - тематический танец.

Практика. Разучивание народных танцев.

Построение музыкально-хореографической композиции. Музыкаль­но-пластический образ. Тема, идея, сюжет, конфликт, событие в сюжетно-тематическом танце.

Практика. Работа над постановкой сюжетно-тематического танца. «Танцевальный калейдоскоп» - показ танцевальных номеров.

История костюма и оформления танца

Костюм и танцевальная культура народа. Влияние костюма на сти­листические особенности народной хореографии. Зависимость кос­тюма от природно климатических условий. Народный костюм и нацио­нальный характер танца. Силуэт костюма, фактура ткани и характер танцевальных движений. Символика деталей костюма. Связь костю­ма с обрядовой культурой, обрядовыми танцами. Художественный образ в народном костюме и соответствие его образу народных танцев. Орнамент и характер композиции танцев.

Практика. Посещение краеведческого музея.

Создание сценического костюма на основе национального. Влия­ние основных законов сцены на выбор костюма, форма, детали, цвет как отражение индивидуальности, стиля и образа костюма. Соответ­ствие костюма содержанию и сценическому жанру. Цветовое соотно­шение, цветовая гармония, цветовые гаммы, закон слияния цветов.

Фон и костюм солиста, костюм в ансамбле. Удобство театрального костюма.

Практика. Знакомство с работой художника-модельера. Проработка эскизов костюма к заданным танцевальным номерам. Просмотр видеоматериалов. Познавательная игра «Кос­тюмерная».

Танцевальная импровизация. Импровизация в современных стилях. Пластические картины.

Постановочная работа. Постановка танцев в спектаклях.

Репетиционная работа. Отработка танцев. Работа над единством замысла спектакля.

«ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

Введение. Пластическая характеристика образа. Требование ис­торической конкретности изображения человека в реалистическом театре и художественная условность. Эстетические нормы в пластике и пластическая характерность.

Развитие и воспитание психических и психофизических качеств. Общие двигательные навыки. Движения как элемент физической сто­роны действия. Классификация движений. Движения основные и вспо­могательные.

Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражне­ниях.

Практика. Упражнения на полу: стоя, сидя, на коленях, лежа; с при­менением гимнастической стенки; с применением гимнастической скамейки; на стуле и со стулом; парная гимнастика (на полу, у гимна­стической стенки, с применением гимнастической скамейки и стула).

Упражнение в равновесии.

Практика. Воспитание смелости, тренировка воли и внимания. Совершенствование координации движений. Подготовка к освое­нию техники падения с высоты. Ходьба по уменьшенной опоре на постепенно двигающейся высоте над уровнем пола. Ходьба в соче­тании с движением рук, с логическим текстом, с пением. Гимнас­тические и акробатические комплексы на уменьшенной опоре. Тех­ника соскока.

Акробатические упражнения.

Практика. Развитие силы в акробатических упражнениях (уве­личение мышечной силы). Тренировка вестибулярного аппара­та. Навык распределения движений тела в заданном пространст­ве и в заданное время. Тренировка быстроты реакции в упраж­нениях с меняющимся темпом исполнения. Навык мышечного восприятия темпо-ритма движения. Навык физического взаимо­действия с партнером (в парных упражнениях). Подготовка к освоению техники пластических трюков (кувырки, боковые пе­рекаты, «каскад»).

Навыки рече-двигательной и вокально-двигательной координации.

Практика. Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений в упражнениях на развитие рече-двигательной координа­ции. Тренировка быстроты реакции в упражнениях, исполняемых по «внезапному сигналу». Сочетание ритмизованной (стихотворной) речи с аритмичным движением, со сменой скоростей и в меняющемся про­странстве.

Координация движения с пением. Сочетание разных ритмических рисунков и разных темпов в движении и пении. Сочетание пения с танцевальным движением и с аритмичным.

Подготовка и участие в гимнастическо-акробатическом комплексе «Музыка движения».

Пластичность

Скульптурность тела в движении и статике.

Практика. Упражнения по исправлению осанки и походки. Спе­циальные упражнения, тренирующие навык непрерывности и пре­рывности. Упражнения, тренирующие умение выполнять движе­ния отдельными частями тела при полной неподвижности осталь­ных его частей. Тренировка умения использовать движения в оп­ределенных группах мышц и переключать его от одной группы к другой.

Частные навыки: культура поведения в концертном исполнении (вы­ход на сцену и уход за кулисы, поклоны, приветственные и приглаша­ющие жесты и т. п.).

Пластическая выразительность рук.

Практика. Развитие подвижности пальцев, кисти, локтя, плеча в отдельности и всей руки в упражнениях моторного типа. Развитие подвижности суставов в разнообразных направлениях.

Симметричные и асимметричные сочетания движений пра­вой и левой рук (моторного, танцевального и стилизованного характера).

Упражнения, построенные по принципу взаимодействия или про­тиводействия обеих рук.

Упражнения, построенные на изменениях силы, размера, темпа одних и тех же движений с целью изучения зависимости от этих изме­нений смысловой и эмоциональной значимости жеста.

Развитие ритмичности и музыкальности в движении тела.

Практика. Практическое освоение понятия «темп». Устойчивость в заданном темпе. Точное соотношение скоростей. Тренировка двига­тельной и музыкальной памяти. Навык быстрого и точного переклю­чения на другой темп. Установка основного темпа и оформление про­изводных.

Освоение понятия «метр». Метрические ударения. Выявление мет­ра акцентами. Строение такта. Метрический анализ. Устойчивость в данном метре. Схема дирижерского жеста («тактирование» размеров 2/4, 3/4, 4/4).

Освоение понятия «длительность». Целая нота, половинная, четвертная, восьмая. Пауза. Воспроизведение музыкальных длительностей в дви­жении рук и ног.

Ритмический рисунок. Воспроизведение ритмических рисунков одновременно с музыкой и по памяти (упражнения типа «Эхо»). Усложнение ритмического рисунка - паузы, пунктирные длительности, синкопы, триоли. Ритмический контрапункт. Полиритмия. Знакомство с музыкальной фразировкой и динамическими оттенками. Упражнения типа «Канон». Импровизация.

Практика. Показатель степени пластической подготовки студийцев. Упражнения и этюды-импровизации на заданную тему: «На катке», « Балансирование першем», (перш – длинный и тяжелый шест), «Балансирование легким першем», «На канате» и т.п. Итоговое занятие «импровизационная площадка».

Стиль и жанр в сценической пластике

Понятие стиля и жанра в современной режиссуре. Формирование новых жанровых разновидностей в современном театре. Новые тре­бования к актерской пластике. Искусство пантомимы как особый жанр со специфическим пластическим языком.

Практика. Определение стиля и жанра просмотренных спектаклей

и кинофильмов.

Стилистика движений, манеры и этикет в различные историчес­кие эпохи, Историческая конкретность изображения как обязатель­ное требование реалистического театра. Особенности бытовой пла­стики людей в различные эпохи. Регламентация внешнего поведе­ния: социальное содержание этикета и формы его проявления. Кон­кретное смысловое содержание этикетных действий и их стилиза­ция в пластике. Сущность понятия «хороший тон» в его историческом развитии.

Практика. Стилевые признаки бытовой пластики французского дво­рянства XVIII в. (осанка, походка, обращение со шляпой-треуголкой, тростью, веером). Поклоны и приветственные жесты.

Сочетание ходьбы с поклонами и позами. Сочетание жестов с ходь­бой, движение в парах (кавалер с дамой) и без партнера. Упражнения с аксессуарами.

Стилевые признаки бытовой пластики русского боярства XVI – XVII вв. (осанка, поклоны, походка, характерные позы и жесты). Элементы религиозного ритуала православной церкви.

Сочетание ходьбы с позами, жестами, поклонами, с применением аксессуаров.

Стилевые признаки бытовой пластики различных слоев общества в России XIX в. Особенности пластики светского человека - чиновника, военного, - а также священника (осанка, походка, же­стикуляция, способы приветствия). Особенности женской плас­тики (осанка, походка, жесты, поклоны). Сочетание ходьбы с по­клонами, рукопожатиями, позами. Движение в парах (кавалер с дамой) в разных обстоятельствах: на балу, на прогулке, в гостиной.

Использование во время движения и общения с партнером аксес­суаров: головной убор, трость, веер, перчатки.

Итоговое занятие «Придворный бал».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

ПОСЛЕ 2-го ГОДА ЗАНЯТИЙ СТУДИЕЦ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Наши рекомендации