По курсу «Основы сценического движения»

Знать:

• технические приемы безопасного выполнения пластических трюков;

• способы создания необходимой зрительной иллюзии;

• навыки самостраховки и страховки партнера;

• эстетические требования, предъявляемые к телосложению и осан­ке актера.

Уметь:

• лаконично излагать технику упражнения с указанием исходного положения, последовательности движений, их направления, характе­ра и количества повторений;

• самостоятельно выполнять все упражнения;

• распределять мышечную силу;

• ставить этюды на тему «Манеры и этикет в различные историчес­кие эпохи».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й год обучения

  Наименование тем Количество часов
всего в том числе
теория практика
«Основы актерского мастерства»
1.Теоретические основы актерского мастерства
2. Работа актера над собой.
3.Работа актера над ролью. Изучение роли.
4.Работа над малыми театральными формами
5.Работа над спектаклем  
6. Помощники в создании спектакля (гример, костюмер, художник).
7. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Анализ выступления. Внутристудийная работа      
8. Внутристудийная работа
ИТОГО
«Основы сценической речи»
1.Теоретические основы сценической речи.
2.Техника сценической речи 2.1 Дыхание. Дыхательная гимнастика Л.Н.Стрельниковой. 2.2 Голос. Звукоряд в движении 2.3 Дикция. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения.              
3.Орфоэпия.
4.Логика сценической речи. Речевой такт. Пауза. Ударение.
5.Работа над литературно-художественным произведением. Художественное слово.
6.Внутристудийная работа
ИТОГО
«Вокал»
1.Организация вокально-исполнительского процесса. Первичная диагностика. Повторение пройденного материала.    
2. Воспитание вокалиста. 3.1.Из истории вокальных стилей. 2.2.Дикция и орфоэпия. 2.3.Сценическое движение. Жесты. 2.4.Многоголосное пение. 2.5.Музыкальные жанры в драматическом спектакле.          
3. Вокальная работа. 3.1.Элементы вокальной звучности. 3.2 Работа над вокальными навыками. Вокальные упражнения. 3.3.Разбор и разучивание произведений: а).Разучивание произведения. б).Работа над художественными средствами исполнения, сценическим образом.              
4. Пение в ансамбле (дуэт, трио, ансамбль)
5. Работа с фонограммой и микрофоном
6. Репетиционная работа  
ИТОГО
«Хореография»
1.Азбука танцевальных движений.
3.Элементы классического танца.
4.Элементы народного танца.
5.Элементы эстрадного танца
6.Танцевальная импровизация.  
7.Постановочная работа.  
8.История костюма и оформление танца.
9.Репетиционная работа.
ИТОГО
«Основы сценического движения»
1.Введение. Предмет «Сценическое движение». Задачи курса.  
2.Развитие и воспитание психических и психофизических качеств. Общие двигательные навыки.
3.Пластичность.
4.Стиль и жанр сценической пластики.
ИТОГО
ВСЕГО ЧАСОВ

II-2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.

«ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Теоретические основы актерского мастерства

Драматургия как основа театрального искусства. Основные жанры драматургии. Спектакль как сценическое воплощение произведения драматурга. Определяющее значение идейного содержания и худо­жественных особенностей пьесы в создании спектакля. Содержание и форма драматургического произведения, их основные элементы. Тема, идея пьесы. Основные принципы подбора репертуара.

Значение произведений классической драматургии для репертуа­ра театральной студии.

Практика. Сообщения студийцев о творчестве известных драма­тургов-классиков.

История театра. Классический русский театр и его представители. Театр А. Островского.

Практика. Просмотр спектакля драматического театра.

Великие драматурги и их творчество. Великий английский драма­тург Уильям Шекспир. Комедии Бомарше и Мольера. Великие рус­ские драматурги А. Сумароков, Д. Фонвизин.

Практика. «Любовь - вечная тема в искусстве» - литературный вечер, посвященный творчеству У. Шекс­пира. Викторина «Знаете ли вы театр?»

Работа актера над собой

Внимание и мышечная свобода. Органическое внимание - путь к мышечному освобождению.

Практика. Тренировка мышечного аппарата. Упражнение по рас­пределению мышечной энергии, нагрузка и расслабление мышц.

Сценическое отношение и сценическое общение. Оценка намере­ния и действия партнера. Пристройка к партнеру. Воздействие на парт­нера в желаемом направлении. Отношение к партнеру, сложившееся в процессе сценического действия.

Практика. Парные этюды на общение. Этюды на пристройку к парт­неру. Психофизические игры. Этюды на разные виды общения.

Сверхзадача и сквозное действие роли. Самодействие. Приспо­собление. Виды событий, событийный ряд роли. Сквозное действие и его задача.

Практика. Этюды с обострением предлагаемых обстоятельств, на­правленных на выявление и решение сценических задач. Определение сверхзадачи и сквозного действия конфетной роли в постановочном спектакле. Материал для работы: небольшие, рассчитанные на 2-3 ис­полнителей, отрывки из литературных произведений, которые по со­держанию и предлагаемым обстоятельствам близки студийцам.

Воображение и предлагаемые обстоятельства. Атмосфера спек­такля. Активное и пассивное воображение. Предлагаемые обстоятель­ства роли. Физическое самочувствие действующего лица и его внут­реннее состояние. Предлагаемые обстоятельства и помощь вообра­жения в восприятии их реальности.

Практика. Этюды импровизации на обострение предлагаемых об­стоятельств. Оценка и сценическая задача. Определение основных задач дейст­вующего лица. Процесс и результат выполнения задачи. Проявление в оценке жанра пьесы, природы чувств, характера персонажа.

Практика. Этюды на выполнение конкретизированной актерской задачи, требующие быстрых и острых оценок.

Работа актера над ролью

Разбор роли по действенным фактам. Необходимость всесторон­него изучения своего героя. Разработка линии его действия в буду­щем спектакле. Действенная партитура как конкретный план действия на сцене. Предварительная наметка линии действия. Овладение на сцене линией действия.

Практика. Составление действенной партитуры своей роли.

События в роли. События - факты. Как определить главное собы­тие? Пять основных событий - событийный ряд роли.

Практика. Событийная партитура своей роли.

Подтекст. «Второй план». Раскрытие подтекста как ключ к понима­нию того, чего хочет актер от партнера. Что такое «второй план»? Со­здание «второго плана». Сокровенный смысл произносимых слов.

Практика. Раскрытие подтекста выбранных литературных произве­дений. Этюды на обострение «второго плана» роли.

Видения и внутренние монологи. Видение (видеоряд), лежащее за словами, - помощь актеру при воздействии на зрителя и в общении с партнером. Как создаются видения (на примере сцен из пьес совре­менных драматургии). Внутренние монологи - основа создания сце­нического образа. «Домашние заготовки» внутренних монологов.

Практика. Упражнения и этюды, в которых необходим внутренний монолог. Проработка внутренних монологов роли.

«Зерно» образа. Определение Вл.И. Немировичем-Данченко «зерна» образа. Выражение «зерно» образа.

Практика. Разбор «зерна» образа на примерах известных актерс­ких работ (по автобиографическим материалам).

Психофизическое состояние. Процесс «наживания» необходимого психофизического состояния. Анализ: атмосфера конкретной сцены, оценка обстановки. Верное психофизическое состояние как борьба с актерскими штампами. Роль фантазии в выборе физического самочувствия.

Практика. «Наживание» психического самочувствия в процессе ре­петиций спектакля или специальных этюдов. Работа студийцев в од­ноактном спектакле.

Работа над малыми театральными формами

Площадной театр. Балаганный театр на Руси. Раёшное представ­ление. Формы, виды и жанры. Массовые праздники. История возникновения. Формы, виды и жан­ры. Сценарное мастерство.

Практика. Подготовка представлений к массовым праздникам. Участие в окружных, городских и областных массовых праздниках.

Работа над спектаклем

Одноактный спектакль. Изучение материалов, раскрывающих эпоху, время написания по­становочной пьесы, помогающие понять ее идейно-художественные особенности. Определение темы, идеи, жанра, стиля и т. д. Опреде­ление событий, конфликтного факта. Анализ поступков героев. Опре­деление жанра данной пьесы. Поиск точного решения жанра. Выясне­ние психологических мотивировок поведения героев. Разработка «не­ожиданных» психологических мотивировок. Определение предлагае­мых и ведущих обстоятельств, исходного события пьесы для правиль­ного выбора темпо-ритма. Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств, для ее передачи на сцене.

Практика. Подготовка и по­каз одноактного спектакля перед зрителем.

Оформление спектакля. Декорация, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, музыкальное оформление.

Помощники в создании спектакля (художник, гример, костюмер, декоратор и т.д.) Беседа о театральных профессиях. Художник как один из создателей спектакля. Роль сценографии в раскрытии художественного замысла спектакля. Роль и значение световой партитуры в спектакле. Музыка в драматическом спектакле. Шумовое оформление. Костюм. Танец в спектакле. Бутафория.

Практика. Посещение театра, знакомство с профессиями художника, гримера, костюмера, осветителя и др.

Репетиционная работа.

Практика. Прогонные репетиции по актам всего спектакля. Проверка и уточнение всей композиции спектакля, темпа-ритма, отбор и уточне­ние наиболее выразительных мизансцен. Завершение работы с каждым исполни­телем по созданию сценического образа. Освоение исполнителями декораций, бутафории, реквизита, костюмов.

Генеральная репетиция - проверка творческой готовности спектакля в це­лом. Требования к репетиции: полная слаженность всего хозяйства спектакля. Порядок на сцене и за кулисами. Обсуждение генеральной репетиции с коллек­тивом. Учет замечаний, планирование резервного времени для внесения попра­вок. Создание сценических костюмов и грим.

Практика. Премьера спектакля. Анализ выступления. Просмотр видеозаписи выступления. Анализ.

Внутристудийная работа

Эстетика - наука о прекрасном. История эстетики. Основные категории эстетики. Эстетика быта. Эстетика общения.

Практика. Экскурсия в картинную галерею им. А.Дейнеки.

Вовлечение студийцев в социальную деятельность. Как мы пони­
маем значение понятий «патриотизм», «гражданский долг», «сострадание»? Любить - значит заботиться!

Практика. Показ спектакля для малообеспеченных се­мей; игровая - развлекательная программа для детей-инвалидов; для воспитанников Детских домов; тематические программы для ветера­нов войны.

Традиции и ритуалы в коллективе.

Практика. Вечер-встреча с родителями; конкурс актерского мас­терства; конкурс для детей и родителей «Театраль­ная семья»; капустник, посвященный Дню театра; праздничный вечер «Наши именины» с приглашением родителей и друзей.

«ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

Теоретические основы сценической речи

Основные особенности сценической речи в современном профес­сиональном и самодеятельном театре. Сценическая речь и характе­ристика стиля актерского исполнения. Разговорность и нормативность сценической речи, ее выразительность и действенность. Речевая ха­рактеристика образа.

Практика. Просмотр спектаклей драматического театра им. А.С.Пушкина с последующим анализом речевой стороны спектакля.

Сценические особенности и общие основы словесного действия
актерского искусства и искусства художественного слова. Общность
творческого процесса чтеца и актера. Единый характер словесного
действия в общих видах искусства. Сценические особенности искусства художественного слова.

Практика. Игра-импровизация «Создай свой образ».

Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода мышц. Методика по дыханию и голосу.

Практика. Упражнения для выработки правильного, полного вдоха. Упражнения для выработки правильного фонационного выдоха. Косвенные упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов. Комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи.

Практика. Речевой тренинг голоса на каждом занятии.

Особенности работы по дыханию и голосу в условиях самостоя­тельной тренировки. Процесс воспитания тела, дыхания и голоса. Сложность этой работы. Воспитание умения слушать и слышать себя, умение контролировать и фиксировать свои мышечные ощущения. Самоконтроль. Дозировка нагрузок.

Речь в движении.

Практика. Голосо - речевой тренинг при всевозможных движениях. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т. п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Проверка дикции студийцев на примере работы со скороговорка­ми, стихотворными произведениями. Самостоятельный тренинг на индивидуальных занятиях. При необходимости вносить коррекцию.

Орфоэпия

Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие све­дения по орфоэпии. Правильное произношение окончаний глаголов, прилагательных. Правильное произношение некоторых имен и отчеств, слов иноязычного происхождения.

Практика. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правиль­ное произношение звуков. Работа со словарем.

Свободное звучание. Свобода фонационных путей. Переход к ре­чевому способу произнесения. Собранность звука. Свобода нижней челюсти.

Практика. Тренировка сонорных согласных. Освоение языка фона­ционного дыхания. Снятие мышечного напряжения фонационных путей. Упражнения на нахождение «центра» речевого голоса. Выработка звонкости голоса – упражнения.

Самостоятельное проведение каждым ребенком голосо-речевого тренинга с использованием упражнений на свободное звучание и ар­тикуляционной гимнастики, в группе.

Логика сценической речи

Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации в рече­вом общении. Знаки препинания как вспомогательное средство рас­крытия содержания и смысла фразы. Интонационные законы. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания. Особеннос­ти работы над простыми и сложными предложениями.

Практика. Разбор предложений, скелетирование фраз. Овладение моделями речевого действия.

Правила логики речи. Актуальное членение предложения; понятия темы и ремы. Роль подтекста, оценки, факта. Правила логики речи, связанные грамматической структурой предложения. Инверсия.

Практика. Расшифровка подтекста, определение темы и ремы в предложенных монологах.

Разбор текстов с учетом законов логики. Викторина «Логика сценической речи».

Работа над литературно-художественным произведением.

Стихотворное произведение и особенности работы над ним. При­рода стихотворной речи, ее специфика, отличие от речи прозаичес­кой. Краткая история возникновения стиха. Ритм как важнейший ком­понент стиха. Стихотворная строка как ритмическая единица стихо­творной речи.

Система стихотворения. Русский народный стих. Силлабо-тоничес­кая система, ее особенности, принципы.

Стихотворная пауза. Цезура. Связь ритмической паузы с логической.
Рифма как одно из динамических и организационных средств стиха «Белый стих».

Строфа. Виды строф. Особенности работы. Инверсия как выразительное стихотворное средство. Деление стихотворной строки на доли.

Свободный стих и его особенности. Особенности работы над сло­вом в стихотворном спектакле.

Практика. Разбор стихотворения (на выбор ребенка) и работа над
ним.

Принципы создания литературной композиции и монтажа. Литературная композиция. Принципы построения литературной композиции. Обоснование выбора. Требования к литературной композиции. Литературный монтаж. Его отличие от композиции. Принципы построения монтажа. Требования к монтажу. Компоновка текста. Виды и классификации композиций. Выразительное средство, пластическое и музыкальное решение.

Практика. Работа над созданием литературной композиции.

Работа над басней. Басня как вид произведения, при исполнении которого допускаются элементы театрализации. Особенности работы над басней. Мораль басни - призыв. Основа ее содержания. Раскры­тие конфликта. Публицистическое заострение мысли. Непосредствен­ность основы исполнения.

Практика.Подбор материала для исполнения. Действенный ана­лиз басни. Раскрытие конфликта.

Чтение на зрителя басни, стихотворения. Показ на зрителя литературно-музыкальной композиции.

Внутристудийная работа

Слово как единица стилистической системы языка. Значимость нейтральных, книжных, разговорных и просторечных единиц словаря русского языка. Переносные значения слов.

Практика. Игра «Первый опыт в журналистике».

Культура общения. Правила телефонного этикета.

Практика. Воспитательная игра «Разговор по телефону».

«ВОКАЛ»

Организация вокально-исполнительского процесса. Прослушивание детей; определение графика работы, определение плана работы. Первичная диагностика. Правила поведения во время занятий, инструктаж по технике безопасности

Повторение и закрепление главных принципов певческой установки Процесс саморегуляции, выстраивание, соединение и сглажива­ние регистров.

Практика. Упражнения, направленные на процесс саморегуляции, выстраивание и сглаживание регистров.

Звукообразование и его влияние, на приемы звуковедения. Техни­ка звукообразования. Влияние звукообразования на приемы звукове­дения.

Практика. Упражнения на разные приемы звуковедения. Певческая установка при правильном певческом дыхании. Практика. Специальные упражнения, направленные на правильную певческую установку. Отработка певческого дыхания на музыкальных произведениях.

Из истории вокальных стилей. Песня, романс, опера, оратория, авторская песня, блюз, джаз, кантри, британский бит, хард – рок, арт – рок, рок-опера, мюзикл, поп-музыка, диско, РЭП и др.

Практика. Творческие работы обучающихся. Прослушивание записей известных исполнителей: Н.Бабкина, Н.Кадышева, «Иван Купала», Ж.Бичевская, Н.Басков, В.Высоцкий, Ю.Визбор, А.Розенбаум, Б.Смит, Ч.Берри, Э.Фицджеральд, Л.Армстронг, «Битлз», Э.Л.Уэббер, А.Рыбников, Р.Роджерс, Ф.Лоу и др.

Культура речи, дикция и орфоэпия в вокальном творчестве. Правильная позиция рта при пении. Подчинение певческого про­изношения требованиям музыки.

Практика. Специальные упражнения для поддержания правильной позиции рта при пении.

Характеристика певческой дикции. Зависимость певческой дикции от характера музыки, содержания произведения, его образности.

Практика. Скороговорки и специальные упражнения, направлен­ные на отработку певческой дикции.

Правила произношения согласных в пении. Звонкие согласные в конце слов. Удвоенные согласные. Сочетания согласных - правила произношения при пении.

Практика. Скороговорки и специальные упражнения, направлен­ные на отработку произношения согласных в пении.

Сценическое движение. Правила пения стоя. Жесты. Правила жестикуляции.

Практика. Упражнения на координацию движений.

Многоголосное пение и его особенности. Двухголосное, трехголосное пение. Канон.

Музыкальные жанры в драматическом спектакле

Вокальные жанры. Песня как самый распространенный вид музы­кального жанра. Романсы, баллады, зонги. Частушки и куплеты.

Практика. Разучивание музыкальных произведений разных вокаль­ных жанров. Разбор и отработка музыкальных номеров для спектакля.

Инструментальные жанры. Одночастные произведения. Произве­дения сонатно-симфонического цикла. Программно-симфонические жанры.

Практика. Прослушивание произведений инструментального жанра.

Танцевальная музыка. Задачи танцевальной музыки. Ее особенно­сти в драматическом театре. Отличительные черты каждого танце­вального произведения.

Практика. Подбор музыки для постановки танцевальных этюдов и номеров. Исполнение вокального произведения. Постановка музыкаль­но-танцевальных номеров.

Элементы вокальной звучности

Тесситурные условия вокальной звучности в зависимости от инди­видуальных особенностей исполнителя.

Практика. Работа над конкретным музыкальным произведением с учетом индивидуальных тесситурных условий и особенностей ис­полнителя.

Вокальная работа.

Работа над вокальными навыками. Вокальные упражнения.

Практика.Роль распевания и специальных упражнений в развитии дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру, расширении диапазона и т.д. Показы стабильной и периодически обновляющейся группы упражнений, их разучивание и исполнение. Работа над дыханием: упражнения на развитие дыхательного аппарата. Распределение дыхания в длинных мелодических фразах. Работа над звукообразованием, формированием гласных и согласных звуков при пении. Упражнения на расширение диапазона. Работа над чистотой интонации. Упражнения на выработку вокальных регистров.

Работа над произведением.

Разучивание произведения. Работа над художественными средствами исполнения, сценическим образом. Художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения.

Практика. Достижение художественного единства исполнения кон­кретного произведения.

Пение в ансамбле (дуэт, трио).

Работа над чистотой строя, единой фразеровкой, дыханием и т.д. Работа над единой интерпретацией произведением и общим исполнительским образом.

Наши рекомендации