I. теоретические основы развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

I. Теоретические основы развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями...................................................................................................... 6

II. Особенности развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.................................................................................................... 17

III. Педагогические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями................................................................................................. 29

Заключение........................................................................................................ 34

Библиография.................................................................................................... 36

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы связана с тем, что чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. К одному из таких видов деятельности относится и занятие аппликацией.

Развитие ребенка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от успешности его зависит развитие малыша, его способностей, появление тех или иных интересов, и в целом формирование личности ребенка.

Проблема и актуальность исследования заключаются в том, что многие знают, что такое мелкая моторика, что ее развитие полезно, но не все четко понимают значение и важность развития мелкой моторики рук у детей четырех лет.

Польза мелкой моторики в том, что ребенок пальчиками ощущает предметы, постоянно идут импульсы в мозг, а центры, отвечающие за движение пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь, поэтому плодотворное развитие моторики улучшает речь и постепенно начинается процесс выговаривания первых слов ребенком.

Теоретическая база исследования широка. Роль аппликации в развитии ребенка отмечали педагоги Т.С. Комарова, А.Ф. Лобова, А.А. Мелик–Пашаев, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Ю.А. Полуянов, Ф. Фребель, Р. Штайнер, Б.П. Юсов. Существует достаточно много современных авторских программ по детскому творчеству – это программы И.А. Лыковой, О.Г. Кузнецовой, М.Б. Зацепиной и других авторов.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармонического развития детей. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и мелкую моторику рук. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Большая роль в аппликации принадлежит еёоформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей.

Проблема исследования.Данные положения и определили выбор темы исследования: «Развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями».

Поэтому цельюнашего исследования является поиск эффективных психолого-педагогических условий, способствующих развитию мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Предмет исследования: психологические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями происходит наиболее динамично и продуктивно:

– на основе освоения художественной деятельности в рамках аппликации;

– в условиях применения специальных техник и игр, как включенных в обычные виды детской деятельности, так и осуществляемых в ходе специальных занятий.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующиезадачиисследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

2) Выявить особенности развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

3) Разработать систему занятий, их содержания и методику проведения, направленных на развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

4) Выявить эффективные педагогические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Нами использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка данных; статистическая обработка результатов.

Исследование проводилось с детьми старшей группы.

Рис 1. Уровень интереса к аппликации у детей старшего дошкольного возраста

Во второй серии констатирующего эксперимента мы выявляли общий уровень развития мелкой моторики рук у детей шестого года жизни. Для этого детям было предложено задание по методике Н. И. Озерецкого: «Скатай шарики» [25].

Каждому ребенку давали лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагали скатать из неё шарик, но предупреждали: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем такое же задание предлагали выполнить другой рукой. Действия ребенка оценивали в баллах:

Ведущая рука (П):

3 балла – ребенок справился с заданием менее чем за 15 секунд.

2 балла – ребенок справился с заданием в течение от 16 до 20 секунд.

1 балл – ребенок справился с заданием более чем за 20 секунд или не справился с ним.

Другая рука (Л):

3 балла – ребенок справился с заданием менее чем за 20 секунд.

2 балла – ребенок справился с заданием в течение от 20 до 25 секунд.

1 балл – ребенок справился с заданием более чем за 25 секунд или не справился с ним.

Результаты исследования представлены в таблице (см. Табл. 3).

Высокий уровень (2,5 – 3 балла) – ребенок скатывает из папиросной бумаги шарик, действуя одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую, опустив вниз, и не помогает ей. Такое же задание может выполнить другой рукой. При этом справляется с заданием ведущей рукой менее чем за 15 секунд, другой рукой менее чем за 20 секунд.

Средний уровень (1,7 – 2,4 балла) – ребенок скатывает из папиросной бумаги шарик, действуя одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую, опустив вниз, и не помогает ей. Такое же задание может выполнить другой рукой. При этом справляется с заданием ведущей рукой в течение от 16 до 20 секунд, другой рукой от 20 до 25 секунд.

Низкий уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок скатывает из папиросной бумаги шарик, действуя одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую, опустив вниз, и не помогает ей. Такое же задание может выполнить другой рукой. При этом справляется с заданием ведущей рукой более чем за 20 секунд, другой рукой более чем за 25 секунд или не справляется с заданием (выполняет действия, помогая другой рукой).

Проведенное исследование показало (см. рис. 3), что у подавляющего количества детей обследованной группы низкий уровень развития мелкой моторики рук – такой уровень наблюдается у 80 % детей, средний уровень – у 20% детей, высокий уровень не выявлен.

По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод, что у данных детей отстаёт развитие мелкой моторики рук. Это выражается в неточном выполнении движений, не соблюдении заданного темпа, недостаточной координации рук, автоматизации ручных действий, а также синхронности и гибкости движений во время выполнения предложенных заданий.

Таблица 3

Рис. 2. Общий уровень развития мелкой моторики рук у детей

Подробный анализ по констатирующему этапу эксперимента показывает, что у обследованных детей шестого года жизни в целом уровень развития мелкой моторики может быть охарактеризован как уровень «ниже среднего» или даже «низкий». Дети не понимали, что делать с предложенным каждому из них листом папиросной бумаги (кальки). Даже после того, как взрослый показал детям как нужно действовать, чтобы скатать шарик из бумаги, у многих дошкольников ничего таки не получилось.

Скатать шарик из бумаги для детей обследованной группы оказалось самым сложным занятием.

Не смотря на то, что детей предупреждали о том, что действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей, большинство детей пыталось использовать вторую руку для помощи себе и общее время выполнения задания у большинства детей было более 20–ти секунд.

Лучше всего у детей получалось смять бумагу, более или менее скатать бумагу получилось лишь у 20% детей и правой и левой рукой.

В третьей серии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень умений в работе с аппликацией. Работа проводилась в три этапа:

1) Первое задание было направлено на выявление навыков вырезывания у детей шестого года жизни. Эксперимент проходил в виде задания, где детям предлагалось выполнить: вырезывание по шаблону; вырезать несколько геометрических фигур (треугольник и квадрат); вырезывание гармошкой; вырезывание по линии сгиба.

Умения оценивались по трехбалльной системе:

3 балла –выполнил задание, ребенок самостоятельно вырезывал любым способом;

2 балла –выполнил при подсказке воспитателя – ребенок вырезывал любым способом, но с подсказкой воспитателя;

1 балл – не выполнил задание или вырезывал с помощью воспитателя.

Исходя из этих показателей, мы определили уровень умения вырезывания разными способами

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок без затруднений вырезывал разными способами.

Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребёнок вырезывал с подсказкой воспитателя.

Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – ребёнок только с помощью воспитателя.

Результаты исследования представлены в таблице (см. табл. 4).

Таблица 4

Рис 3. Уровень умения вырезывания у детей шестого года жизни

Оценке подвергались следующие умения:

3 балла –выполнил задание;

2 балла –выполнил при подсказке воспитателя;

1 балл – не выполнил задание.

Исходя из этих показателей, мы определили уровень умения детей ориентироваться в пространстве.

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок без затруднений ориентируется на листе бумаги.

Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребёнок ориентировался на листе бумаги с помощью воспитателя.

Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – ребёнок не ориентируется вообще.

Результаты исследования представлены в таблице (см. табл. 5).

Таблица 5

Рис 4. Уровень умений ориентироваться на листе бумаги у детей шестого года жизни

Проведенное исследование показало (см. рис. 4), что высокий уровеньумения ориентироваться на листе бумаги у детей шестого года жизни составило 20%, средний уровеньумения ориентироваться на листе бумаги 40%, низкий уровеньумения ориентироваться на листе бумаги составил 40%.

3) Третье задание было направлено на выявление умения в наклеивании деталей на фон.

После того, как ребенок накладывал детали на фон (второе задание третьей серии констатирующего эксперимента) ему предлагалось наклеить геометрические фигуры на фон.

Оценке подвергались следующие умения: умение наносить детали на клей, пользование салфетками в процессе работы, умение правильно держать кисть.

Результаты выполнения задания оценивались в баллах (см. таблицу 6):

3 балла –выполнил задание;

2 балла –выполнил при подсказке воспитателя;

1 балл – не выполнил задание.

Исходя из этих показателей уровень умения наклеивания следующий:

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок без затруднений наносит клей, наклеивает детали на фон, использует салфетку в процессе работы, верно держит кисть.

Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребёнок с небольшими подсказками воспитателя наносит клей, наклеивает правильно, не всегда пользуется салфеткой, не уверенно держит кисть.

Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – ребёнок не соблюдает правила наклеивания, неровно наносит клей, не использует салфетки, не правильно держит кисть.

Проведенное исследование показало (см. рис. 5), что высокий уровеньумений наклеивать детали на фон у детей шестого года жизни составило 20%, средний уровень– 80%, –низкий уровеньне выявлен.

Таблица 6

Рис 5. Уровень умения в наклеивании деталей на фон у детей

Вывод:подводя итоги констатирующего эксперимента, проведем анализ развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями исделаем общие выводы по результатам диагностики – опишем уровень развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями:

1) Уровень развития интереса к аппликации у детей шестого года жизни можно охарактеризовать как уровень ниже среднего: низкий уровень наблюдается у 50 % детей, средний уровень – у 50 % детей, высокий уровень не выявлен.

2) Уровень развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями низок.

3) Уровень умений в аппликации у детей шестого года жизни также может быть определен как уровень ниже среднего: в целом, по итогам трех заданий высокий уровень умении в аппликации у 20% детей, средний уровень у 40% детей и 40% имеют низкий уровень владения навыками аппликации.

Таким образом, особенности развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациямипоказали, что у большинства испытуемых дошкольников выявлен низкий и средний уровень формирования и развития мелкой моторики. У детей не достаточно развиты интерес к аппликации, не высок уровень умения наклеивания, а также выявились проблемы в вырезывания и умения ориентироваться на листе бумаги.

Следовательно, данные дети нуждаются в проведении с ними специальных занятий, направленных на развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Серия занятий следующая.

На первомзанятии «Рыбки в аквариуме» детям было предложено использовать в аппликации декоративные наклейки. Каждый ребенок мог проявить свою творческую активность; по-своему изменить направление движения рыбок, сделать их побольше, поменьше и т. д. (см. Приложение 1).

Заранее был приготовлен фон. Дети наклеивали рыб разного цвета и величины и дополняют свою работу силуэтами водорослей, камней и ракушек.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

На второмзанятии «Жар птица» (см. Приложение 2) учили детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель предлагал детям (после чтения сказки) изобразить свою «жар птицу». В предварительную работу было вынесено рассматривание альбомов с росписями: «Городецкая роспись», «Жостовская роспись», «Хохломская роспись».

Натретьем занятии «Веселые портреты» учили составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа). Развивали мелкую моторику рук (см. Приложение 3).

Воспитатель предлагал детям устроить выставку своих портретов (автопортретов) или портретов своих друзей, только не нарисованных, а выполненных аппликацией.

На четвертом занятии «Банка варенья для Карлсона» (см. Приложение 4) учили детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показывали рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель проводит дегустацию варенья (игру «Угадай на вкус»). Интересуется, кто из литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает детям сделать аппликации «Банка варенья для Карлсона».

Напятомзанятии «Машины на улицах города» (коллективная работа) (см. Приложение 5) учили детей вырезать машины из прямоугольника и квадрата, сложенных пополам (автобусы, легковые машины). Совершенствовали технику вырезывания ножницами по нарисованному контуру. Формировали композиционные умения – ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель показывал несколько игрушечных машин и задавал вопросы о внешнем виде: что общего и чем машины отличаются между собой? Воспитатель предлагал сложить лист бумаги пополам и нарисовать половину машины и затем вырезать по контуру.

Занятие шестое «Мое любимое животное». Учили детей передавать в аппликации характерные особенности животного методом обрывания маленьких кусочков бумаги от целого листа. Развивали творчество, образное представление. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель предлагал детям выбрать из предложенных трафаретов животное, используя при этом несколько цветов.

Занятие седьмое «Цветные ладошки» имело своей целью познакомить детей с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировали умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвали интерес к собственной руке. Развивали воображение. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель проводил предварительную работу: беседа о руках человека («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Воспитатель предлагал из вырезанных силуэтов сделать различные композиции (например: бабочку, цветок, рыбку, солнышко, птичка).

Занятие восьмое«Фартук для бабушки» (коми орнамент). На занятии продолжили учить детей резать по прямой линии короткие полосы, украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, составляя узор из элементов коми орнамента.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель показывает детям красоту вышитых изделий коми мастеров, иллюстрации с изображением коми одежды и предлагал детям украсить фартук для бабушки.

Занятие девятое «Загадки» позволило развивать у детей образные представления, воображение и творчество. Упражняли детей в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали квадрата на несколько частей.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель раздавал детям квадраты разных цветов и размеров и предлагал их разрезать на части, чтобы получились различные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) и составить их них изображения.

Занятиедесятое «Вырежи и наклей, какую хочешь картину» позволило продолжать учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закрепляли у детей ранее усвоенные приемы вырезывания. Воспитывали активность, самостоятельность, творчество. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель показывал иллюстрации с различными жанрами изображений и предлагает придумать свою картину.

Вывод: таким образом, к концу формирующей работы дети стали хорошо ориентироваться на листе бумаги, дети уже усвоили и применяли в своей деятельности различные движения рук. Усвоили действия с бумагой: вырезывание, создание фигур, наклеивание

У детей появился интерес к стороне окружающей жизни, связанной с развитием мелкой моторики рук и аппликацией, стало проявляться предпочтение к определенным действиям с предметами, расширился кругозор и ориентировка в манипулировании различными предметами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мелкая моторика рук развивается в процессе собственной художественной практической деятельности ребенка (в том числе и посредством аппликации) через многократные действия в виде различных форм во время занятий аппликацией.

Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям).

Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.

Практическое исследование по выявлению особенностей развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациямипоказали, что у большинства испытуемых дошкольников выявлен низкий и средний уровень формирования и развития мелкой моторики рук посредством аппликации. У детей не достаточно развиты интерес к аппликации, не высок уровень умения наклеивания, а также выявились проблемы в вырезывания и умения ориентироваться на листе бумаги.

Данные дети нуждались в проведении с ними специальных занятий, направленных на развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – 167 с.

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1997. – 126 с.

3. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина и др. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 192 с.

4. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2008. – 151 с.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 234 с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 2010. – 289 с.

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 122 с.

8. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей [Текст] / В.П. Дудьев // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 36–40.

9. Жукова, О.Г. О развитии ручной умелости [Текст] / О. Г. Жукова//Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С. 21–27.

10. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 136 с.

11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Инфра –М, 2010. – 247 с.

12. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество [Текст] / О. В. Корчинова. – Ростов на дону: Феникс, 2015. – 63 с.

13. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4. – С. 32 – 36.

14. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз–Дидактика, 2006. – 132 с.

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч–щ / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т. С. Комаровой.– 3–е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

16. Развитие мелкой моторики ребёнка-дошкольника. Из опыта работы [Текст] /Под ред. М. И. Фонарёвой. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1982. – 236 с.

18. Сакулина, Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду [Текст]/ Н. П. Сакулина. – М.: Изд–во «Просвещение», 1971. – 234 с.

19. Трохимчук, Л.Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка [Текст]: Учебное пособие / Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина, Т.И.Бабенко. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – 64с.

20. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Серия: Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2010. – 234 с.

21. Художественное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

22. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, художественная деятельность, литература, развитие речи /сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 189 с.

23. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Редактор–составитель Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 234 с.

24. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 212 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Рыбки в аквариуме»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику, упражнять в подборе разных материалов для работы. Развивать у детей чувство композиции, умение располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одна за другой. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания, дополнять аппликативное изображение декоративные наклейки (дополнять чешуйки, глаза) по желанию дети могут вырезать водоросли, камешки. Формировать у детей положительное отношение к живым существам (рыбкам).

Материал: цветная бумага, клей, кисть для клея, салфетка, ножницы, картон на каждого ребенка.

Ход работы:

В начале занятия педагог загадывает детям загадку:

–Вильну хвостом туда-сюда

И нет меня, и нет следа.

–Ловко движется всегда

В синей речке без следа,

От хвоста и плавников

Нет ни ям, ни бугорков.

Педагог рассказывает детям, что давным-давно, примерно 250 лет назад путешественники – европейцы обратили внимание на красоту маленьких рыбок в теплых странах и привезли в Европу для разведения в аквариумах.

Посмотрите, какие разные рыбки по цвету, по форме.

–кто знает, чем покрыто тело рыб?

–какая у рыб форма тела?

Дети отвечают, затем педагог говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков ,заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма позволяет рыбкам хорошо плавать.

–что рыбке помогает при плаванье? (хвост, плавники)

–как вы думаете, рыбки нас видят? (у рыб есть глаза)

–рыба любит жить в воде, это ее дом

Затем педагог просит обвести жестом контур рыбок

–покажите мне какая форма у тела рыбок....

–а можно ли вырезать рыбок из бумаги?

Педагог предлагает, кому–либо из детей показать приемы вырезывания, проговаривая при этом, что рыбки бывают разного цвета и разного оттенка, например:

–синего, сиренево, голубого,

–красного, розового, оранжевого и т.д.

После повторения приемов вырезывания дети самостоятельно выполняют работу на местах.

I. теоретические основы развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями - student2.ru

Приложение 2

«Жар птица»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику, освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Материал: цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Жар–птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек–Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц.

Ход занятия:

– Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют – сказочные птицы.

– Чем отличаются сказочные птицы от обычных.

– А что у них общего?

– Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).

– На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей).

– Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья» (дети проходят и садятся за столы).

– Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.

– Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).

– Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура (дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).

– Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот–вот сойдет с листа и упорхнет.

– Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы – это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы – все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет. (самостоятельная творческая деятельность детей, организация выставки).

– Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими (рассматривание и анализ детских работ).

– Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир доме – все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!

– Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)

– Чему мы научились на этом занятии?

– Вам понравилось?

Приложение3

«Веселые портреты»

Программное содержание:

Учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или вата – причёска). Развивать мелкую моторику, внимание; развитие мелкой моторики рук. Воспитывать самостоятельность при выборе материала, аккуратность при работе с клеем. Воспитывать умение взаимодействовать с коллективом.

Материалы: картон белый и цветной для фона портретов; цветная бумага, вата, салфетки, макароны для причёсок; клей, клеевые кисточки, ножницы, клеёнка; у воспитателя заготовленные образцы портретов.

Содержание:

Воспитатель говорит детям:

– Ребята! А вы знаете, что у нас в гостях сегодня очень необычные мальчики и девочки? (нет) Да, они из сказочной страны »Макатаки». Вы слышали когда-нибудь о такой стране? (нет) Это не простая страна и ребята оттуда очень бы хотели с вами познакомиться и подружиться. А вы бы, ребята, хотели на них посмотреть? (Да) К сожалению, сами они к нам приехать не смогли, но они прислали нам свои портреты и сейчас мы на них посмотрим!
(Воспитатель подходит к фланелеграфу на котором прикреплены закрытые от детей портреты и по очереди открывает их, рассказывая о каждом ).

1) (1 – девочка из макарон) Ой, посмотрите ребята, какая весёлая девочка! А что в ней есть необычного? (Волосы, причёска…) Да, правильно! Смотрите как необычно!

2) (2 – мальчик из салфетки) А это какой интересный мальчик! У него причёска отличается от девочки? А из чего у него волосы?

3) (3 – девочка из ваты) А эта девочка тоже отличается от других? Что же у неё необычного?

4) (4 – мальчик из полос бумаги) Ещё один мальчик! Догадались из чего у него причёска? Молодцы!

5) (5 – девочка из рваной бумаги) И последняя девочка и тоже другая!

– Понравились, вам ребята, наши гости? Встречали ли вы когда-нибудь таких детишек? А давайте мы этим необычным деткам сделаем сюрприз! Смотрите (воспитатель показывает детям нарисованные лица детей без причёсок), у меня есть детки, но у них совершенно нет волос, нужно срочно сделать им красивые, модные причёски, как в сказочной стране «Макатаки»! Представляете, как обрадуются наши гости, когда увидят, сколько у них друзей!

Воспитатель предлагает детям разнообразный материал, дети сами выбирает из чего они будет делать причёску. В конце занятия – выставка портретов.

Приложение 4

«Банка варенья для Карлсона»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки организации и планирования работы.

Предварительная работа. Освоение техники ленточной аппликации. Дегустация варенья, рассматривание разных банок варенья в магазине, кладовке, дома в холодильнике и пр.

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами. Банки и баночки разной формы.

Содержание занятия.

Воспитатель проводит дегустацию варенья (игру Угадай на вкус). Спрашивает, кто из детей какое варенье любит (или какое варенье бывает – из каких ягод и фруктов). Интересуется, кто из литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает детям сделать аппликации Банка варенья для Карлсона.

Педагог напоминает детям рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или пополам дважды–четырежды (в зависимости от мягкости бумаги).

– Посмотрите. Я беру полоску бумаги, складываю пополам, ещё раз пополам, рисую какую-нибудь ягодку или фрукт, например, вишенку, чтобы не перерезать по бокам, где ягодка попадает на сгиб. Вырезаю, стараясь оставить неразрезанными румяные бока. Ягодки будто бы цепляются. А если перерезать рисунок на сгибах бумаги, ягодки разъединятся и хоровод не получится.

Далее педагог спрашивает, как дети будут вырезать банку. После ответов детей уточняет способ вырезания из бумаги, сложенной пополам, и показывает разные варианты формы банок.

Дети определяются со своими замыслами и сначала вырезают банку, а затем много ягодок или фруктов, чтобы наполнить ими банку. Вырезанные ягоды накладывают на банку, чтобы увидеть степень её заполнения. Готовя варенье, дети складывают поло

Наши рекомендации