Iii. педагогические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями

Формирующий эксперимент направлен на развитию мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Целью формирующей работы является развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациям.

Задачиформирующей работы:

1) Разработать поэтапную технологию развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

2) Выявить эффективные педагогические условия развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациям.

Работа проводилась в 3 этапа.

Целью I (подготовительного) этапа является развитие интереса к аппликации.

На первом этапе формирующего эксперимента у детей закреплялись умения

Специально были подготовлены игры для развития мелкой моторики посредством аппликации.

Дидактические игры:«Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрущки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».

Коррекционные игры (по Л. Григорьевой):«Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета),«Построй ряд» (по эталону цвета),«Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты),«Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).

Подвижные игры:«Разноцветные ленточки»,«Найди свой дом»,«Найди свой цвет»,«Принеси предмет»,«Беги ко мне»,«Летите голуби»,«Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок»,«Мяч в ворота»,«Кто увидит первый»,«Собираем шарики».

Целью II этапа (основного) явилось развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями на специальных обучающих занятиях.

На данном этапе была проведена серия занятий, в содержание которых был включен материал развивающий мелкую моторику рук, а также материал развивающий интерес к аппликации: нетрадиционные материалы, декоративный фон, сказочные образы, показ различных способов вырезания.

Для развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями использовались следующие методы и приемы воспитания:

1) Наглядные методы и приёмы: показ предмета,показ образца, показ картины,показ способа действия,наблюдение,рассматривание предмета,наложение объектов,вложение объектов,приложение объектов,сравнение объектов,эталоны цвет.

2) Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.

3) Практические и игровые методы и приёмы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действии, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения, релаксация.

Серия занятий следующая.

На первомзанятии «Рыбки в аквариуме» детям было предложено использовать в аппликации декоративные наклейки. Каждый ребенок мог проявить свою творческую активность; по-своему изменить направление движения рыбок, сделать их побольше, поменьше и т. д. (см. Приложение 1).

Заранее был приготовлен фон. Дети наклеивали рыб разного цвета и величины и дополняют свою работу силуэтами водорослей, камней и ракушек.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

На второмзанятии «Жар птица» (см. Приложение 2) учили детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель предлагал детям (после чтения сказки) изобразить свою «жар птицу». В предварительную работу было вынесено рассматривание альбомов с росписями: «Городецкая роспись», «Жостовская роспись», «Хохломская роспись».

Натретьем занятии «Веселые портреты» учили составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа). Развивали мелкую моторику рук (см. Приложение 3).

Воспитатель предлагал детям устроить выставку своих портретов (автопортретов) или портретов своих друзей, только не нарисованных, а выполненных аппликацией.

На четвертом занятии «Банка варенья для Карлсона» (см. Приложение 4) учили детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показывали рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель проводит дегустацию варенья (игру «Угадай на вкус»). Интересуется, кто из литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает детям сделать аппликации «Банка варенья для Карлсона».

Напятомзанятии «Машины на улицах города» (коллективная работа) (см. Приложение 5) учили детей вырезать машины из прямоугольника и квадрата, сложенных пополам (автобусы, легковые машины). Совершенствовали технику вырезывания ножницами по нарисованному контуру. Формировали композиционные умения – ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель показывал несколько игрушечных машин и задавал вопросы о внешнем виде: что общего и чем машины отличаются между собой? Воспитатель предлагал сложить лист бумаги пополам и нарисовать половину машины и затем вырезать по контуру.

Занятие шестое «Мое любимое животное». Учили детей передавать в аппликации характерные особенности животного методом обрывания маленьких кусочков бумаги от целого листа. Развивали творчество, образное представление. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель предлагал детям выбрать из предложенных трафаретов животное, используя при этом несколько цветов.

Занятие седьмое «Цветные ладошки» имело своей целью познакомить детей с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировали умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвали интерес к собственной руке. Развивали воображение. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель проводил предварительную работу: беседа о руках человека («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Воспитатель предлагал из вырезанных силуэтов сделать различные композиции (например: бабочку, цветок, рыбку, солнышко, птичка).

Занятие восьмое«Фартук для бабушки» (коми орнамент). На занятии продолжили учить детей резать по прямой линии короткие полосы, украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, составляя узор из элементов коми орнамента.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель показывает детям красоту вышитых изделий коми мастеров, иллюстрации с изображением коми одежды и предлагал детям украсить фартук для бабушки.

Занятие девятое «Загадки» позволило развивать у детей образные представления, воображение и творчество. Упражняли детей в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали квадрата на несколько частей.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель раздавал детям квадраты разных цветов и размеров и предлагал их разрезать на части, чтобы получились различные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) и составить их них изображения.

Занятиедесятое «Вырежи и наклей, какую хочешь картину» позволило продолжать учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закрепляли у детей ранее усвоенные приемы вырезывания. Воспитывали активность, самостоятельность, творчество. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Воспитатель показывал иллюстрации с различными жанрами изображений и предлагает придумать свою картину.

Вывод: таким образом, к концу формирующей работы дети стали хорошо ориентироваться на листе бумаги, дети уже усвоили и применяли в своей деятельности различные движения рук. Усвоили действия с бумагой: вырезывание, создание фигур, наклеивание

У детей появился интерес к стороне окружающей жизни, связанной с развитием мелкой моторики рук и аппликацией, стало проявляться предпочтение к определенным действиям с предметами, расширился кругозор и ориентировка в манипулировании различными предметами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мелкая моторика рук развивается в процессе собственной художественной практической деятельности ребенка (в том числе и посредством аппликации) через многократные действия в виде различных форм во время занятий аппликацией.

Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям).

Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.

Практическое исследование по выявлению особенностей развития мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациямипоказали, что у большинства испытуемых дошкольников выявлен низкий и средний уровень формирования и развития мелкой моторики рук посредством аппликации. У детей не достаточно развиты интерес к аппликации, не высок уровень умения наклеивания, а также выявились проблемы в вырезывания и умения ориентироваться на листе бумаги.

Данные дети нуждались в проведении с ними специальных занятий, направленных на развитие мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями.

Наши рекомендации