Для Китая этого периода характерен высокий уровень экономики и культуры.
Развиваются ремесла: шёлкоткачество, керамическое и фарфоровое производство.
Расцветает книгопечатание. Начиная с XI века традиционную ксилографию теснит подвижный шрифт.
Город становится центом культуры.Город таким образом превращается в центр просвещения, где функционировали академии и училища, например:
Ø Гоцзыцзянь (Императорское училище) и Тайсюэ (Высшее училище). Учреждаются школы в провинции для детей чиновников низших рангов и даже простолюдинов.
Ø В сунское время образовывались библиотеки, в которых нередко проходили выступление знаменитых учёных конфуцианцев.
В «Записках о хранилище наук на горе Тайшань» и в «Записках о четырех школах - библиотеках династии Сун» Ван Инлиня рассказывается о том, что преподавали как официальную науку (чжэнсюэ) так и «просветленное сердце» - то есть Чань буддизм. Среди лекторов знаменитые философы Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжу Си (1130-1200).
Неоконфуцианский Космолог Чжоу Дунья восхищаяется лотосами.
Корейский свиток, 16века.
Становление неоконфуцианства, официального мировоззрения Китая, в определенной мере происходило на базе этих библиотек – школ, так как последние собирали большие аудитории. «Небо рождает людей и водворяет господина быть им пастырем. Управление миром следует вести честно, надлежит ввести систему колодезных полей, ибо богатые во сто крат богатеют, бедность нарастает, словно река в паводок, несчастных и страждущих обилие, платья и еды не хватает, и никто не видит, как управиться с этой напастью», - пишется в одном из докладов императору.
В другом докладе императору крупного идеолога Чжэн Хао пишется «Дело учительское ныне в упадке, в толковании Дао нет единства», «много талантов гибнет».
На протяжении 11-12 вековв живописи Китая произошли перемены. Пала могущественная танская империя. Противоречия в жизни страны, потрясения, пережитые ею, углубили чувства людей, породили новое понимание жизни. По-новому осмысляется красота природы. Непреложность законов развития природы возводится в ранг нравственного эталона, отождествляется с проявлением духовной жизни человека.
Пейзаж «шань-шуй» (Шань-шуй- «горы-воды») — традиционные пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. Для рисунка используются минеральные краски или чёрная тушь; изображения сопровождаются каллиграфическими надписями, выражают самые возвышенные эмоции и несут важнейшие идеи средневекового Китая.
Картины–свитки - это и средство духовного общения и способ передачи символических благородных пожеланий. Живописцы сделали много открытий в области пространственного построения пейзажа, их композиционного ритма, тональности. Пространство стало символом безграничности мира.
В сунское время неоконфуцианство синтетически связало старые религиозные взгляды с проблемами натурфилософии и конфуцианской этики. Сунские художники выразили в своих произведениях идею единства и целостности всего сущего.
Эта идея в сунское время проявилась в осознании творческого процесса, понимаемого как некое слияние человека с миром, постижение мастером за внешней видимостью форм глубокой внутренней сущности явлений.
В трактате «Бифа Цзи» (Записки о приёмах письма кистью), написанном в форме диалога юного художника и мудреца-отшельника, говорится о сути вещей и явлений, образно выражающейся живописью, передача которых важнее чем точное воспроизведение отдельных деталей.
В конце эпохи Танвозник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы».
В X веке он приобрёл особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие в этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций.
Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.
Почти все жанры этого периода были связаны с природой. Всё прекрасное в жизни, все самые глубокие эмоции сопоставлялись с ней. Каждая травинка под солнцем изображалась с пристальной любовью и вниманием. Художники создавали обобщенные пейзажи, где каждое дерево, любой камень, скала или человек, являющиеся носителями идеального духовного начала, подчинены единому могучему движению сил вселенной.
Горы и реки, водопады и горные обвалы, головокружительные горные ущелья, тихие цветущие долины, затерянные среди вершин, пронизаны восторгом перед необъятной ширью мира. Мы наблюдаемна этих свитках сложение особой художественной системы пейзажа.
В эпоху Сун китайские художники продемонстрировали удивительные талант в изображении природы и человеческой фигуры. Панорамные виды долин и гор, рек и густых лесов, маленьких фигур монахов и путешественников, деревень, окутанных нежным туманом долин, белых ветвей цветущей вишни или оранжевых цветов с большими зелёными листьями – это темы многих работ художников. Замечательное изображение пейзажа в сунский период было связано с философскими и религиозными взглядами, рассматривающими Природу как Дух Универсума.
Сюй Си - один из величайших мастеров жанра "цветы и птицы". Работал и жил в 10 веке. Он писал многочисленные мотивы вольной природы: водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми прозрачными красками, нанесённые тушью контуры, акцентированные красной подцветкой по краям, он придерживался свободной манеры.
Сюй Си Бамбук на снегу
И Юаньцзи (1000-1064) живописец северной Сун. Он писал животных, в основном обезьян. Особенно ему удавались композиционные решения работ. Художник жил на Юге Китая. Он много ходил по лесным тропам и горным дорогам, наблюдая обезьян и косуль. Его изображения обезьян достоверны и даже в некотором роде "психологичны".
"Гиббоны на дереве" - картина И Юаньцзи (ок. 1000 - ок. 1064) на веере
Цуй Бо (1050 - 1074 ) - один из ведущих китайских художников династии Северная Сун. Цуй Бо вошёл в историю китайской живописи как выдающийся мастер "хуа няо" в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые» ( цинь - няо ) и «живопись бамбука» ( чжу ).
Любимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры - ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно - свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники.
Судя по сохранившимся картинам Цуй Бо, а их известно около десяти, он владел различными живописными техниками и пользовался разнообразными стилистическими приемами. Так, свиток «Дикий гусь и тростник» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью.
Совсем по - другому решена монохромная картина «Замёрзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замёрзших птиц, которые примостились на обнажённой ветке.
Наибольшей популярностью пользуются две работы Цуй Бо, находящиеся в коллекции Национального дворцового музея (г. Тайбэй): «Бамбук и чайка» и «Пара соек», другое ее названием «Две сойки, что ругают зайца».
В первой из них изображён момент приближения бури: высокие стебли бамбука гнутся под порывом ветра, преодолевая его упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (поэтому эта картина еще называется «Бамбук и цапля»). Эффект движенияптицы навстречу ветру достигается с помощью нескольких художественных приёмов: за счёт цветового контраста между её фигурой и стеблями бамбука с длинными листьями, развивающихся по ветру, а также благодаря оригинальному композиционному решению, при котором птица изображена летящей на зрителя и показана на фоне глубокого пространства, что создает впечатление её перемещения с нижней левой части свитка, где и расположен рисунок, в самый центр художественного пространства.
Вторая картина отличается жизнерадостным и несколько насмешливым взглядом на мир. На свитке и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.
Цуй Бо Заяц и две сойки
Го Си - выдающийся мастер монохромного пейзажа. Один из крупнейших художников-пейзажистов и теоретиков живописи эпохи Сун.
Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне. В своём трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал — обычное наслаждение для совершенного человека.
Свои представления о живописи Го Си и высказывал, и записывал. Из этих отрывочных записей его сын Го Сы составил трактат, озаглавленный«Записки о высокой сути лесов и потоков, который преподнес императору.
Трактат состоит из двух частей – «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». К этим двум главам Го Си добавил собственное небольшое послесловие «О живописи». Согласно трактату, художник считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. То есть, художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».
«Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту созданного Ван Вэем прототипа. В своем трактате Го Си раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых«трёх далей» - саньюань, - в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя).