Эстетическая концепция и основные этапы разработки и создания керамического керамические тарелки по мотивам Исламского Востока
Керамическая посуда, тарелки, чашки, все что угодно — это деталь, которую можно встретить в каждом доме. Большинство подобных изделий попадает к нам из механизированного цеха. Машинное производство керамической посуды совершенствовалась годами и десятилетиями, и в наше время на прилавках можно встретить удивительные, качественные и очень интересные вещицы.
Формование керамических изделий можно осуществить несколькими способами: свободная лепка, свободное формование на гончарном круге, пластическое формование ручным оттиском и форме, пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формирующегося шаблона, шликерное литье в гипсовые формы.
При свободной лепке — из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки. Из куска глины лепят заготовку нужной формы. Затем стеком — лопаткой делают в ней углубление и выбирают глину, постепенно утончая стенки сосуда.
Окончательную обработку и заглаживание внутренних поверхностей выполняют стеком - петлей. Подготовленную полую форму устанавливают на доску и обрабатывают край сосуда, прилепив к нему горловину - раскатанную полоску глины(жгут).
Свободное формование производят на гончарном круге. Кладут точно в центр гончарного круга заготовку из глины в форме шара. Нажимая большими пальцами, в середине шара делают цилиндрическое углубление и постепенно расширяют его до требуемых размеров. Затем вытягивают цилиндр до нужной высоты. Сначала лепят основание, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, расширяют его для получения нужного изделия.
Помимо этих способов, существуют также пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона и формование путем шликерного литья в гипсовые формы.
Для изготовления декоративной керамической тарелки, мы применяем способ пластического формования ручным оттиском на гипсовой форме.
Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Открытые формы применяют для формования простых изделий, разъемные — при изготовлении изделий сложной формы. Форму заполняют глиняным тестом и разминают его от центра к кроям.
Приготовление керамической массы и формование керамики.
Любое производство керамики складывается из следующих технологических стадий:
- подготовка сырьевых материалов (дробление);
-приготовление керамической массы;
-формование изделий;
-сушка;
-обжиг;
-декорирование.
Керамическая технология предъявляет жесткие требования к однородности керамической массы, ее влажности, тонкости измельчения сырьевых компонентов, к зерновому составу материалов.
Этапы работы над изготовлением керамической тарелки:
-для изготовления керамической тарелки потребуется кусок глиняной массы, который должен быть хорошо перемят;
-раскатать пласт толщиной 0.7-1 см;
-начинаем формовать тарелку. Обрезаем лишнюю глину до нужного размера;
-выравниваем поверхность с помощью полотна и губки;
-переносим рисунок;
-декорируем тарелку с помощью жгутов, наносим глазковый орнамент. Весь декор клеим на шликер (литьевая глиненная масса), прижимая пальцами;
-наносим фактуры с помощью стеков;
-после того как тарелка высохнет, затереть глазурью и отправить в обжиг.
Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это, не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.
Использовали глину исстари и как лечебное средство. Растяжение хил лечили пластырем из желтой глины, разведенной в уксусе. А при болях в пояснице и суставах на больные места накладывали глину, разведенную горячей водой с добавлением керосина. Знахари при ворожбе предпочитали использовать печную глину. Ей лечили от сглаза или лихорадки. Маленькие же глиняные горшочки (махотки) ставили на тело при простудах как медицинские банки. Делали даже “кирпичные ингаляции”, раскаляя в лечи кирпич, насыпая на него сверху луковую шелуху и вдыхая дым. А, посыпая такой кирпич полынью или можжевельником, распугивали мух и комаров.
Изготовление керамических изделий включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора, сушка, обжиг в печи.
1) Глиняное тесто должно быть однородно по структуре, без слоистости и воздушных пузырей, равномерно перемешано с добавками, увлажнено до необходимой пластичности, способно принимать ту или иную форму при небольшом давлении. Кондиционная глина не прилипает к рукам, ее отдельные куски легко соединяются. Есть несколько способов приготовления глиняного теста. Один из них заключается в следующем: подсушенную и раздробленную глину заливают большим количеством воды, размешивают до текучего состояния, пропускают через сито в чистую емкость. Глина оседает на дно. Затем избыток воды удаляют путем испарения или при помощи насоса. Летом вода легко испаряется в широкой емкости.
Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.
Добытая глина обычно смешана с песком, мелкими камнями, остатками сгнивших растений и другими инородными веществами, которые должны быть полностью удалены, чтобы глина стала годной к употреблению.
Очищенная глина до ее использования хранится во влажном состоянии в закрытых помещениях. Выдержка глины в течение нескольких месяцев значительно улучшает ее рабочие качества, позволяя глине сохранять форму в процессе создания изделия, оставаясь податливой и пластичной. Свежую глину часто соединяют со старой, из предшествующей смешанной партии; это усиливает бактериальную активность и улучшает качество материала.
2) Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием, горячим литьем под давлением.
Наиболее часто применяются способы пластического формования: ручное — "от руки" (при производстве тонких художественных изделий — цветов, украшений и т. д.); формовка "полосками"; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью шаблона; на гончарном круге.
Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Он состоит из железного вертикального стержня, прикрепленного к рабочему столу и двух деревянных кругов — большого, нижнего (диаметр — 95—105 см), и малого, верхнего (диаметр — 30—40 см). Гончарный круг приводится в движение вращением ногой нижнего круга. Верхний круг является непосредственно рабочим местом, на котором формуют изделие. При этом необходимы некоторые инструменты: деревянный резан, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка, кусочки кожи и оргстекла.
Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Высохшее до 19—20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.
Литье в гипсовых формах основано на способности гипса впитывать влагу. Разжиженную глиняную массу, так называемый шликер, заливают в гипсовую форму, влага впитывается и через некоторое время у стенок формы образуется ровный слой глины. Масса постепенно затвердевает, размеры формуемого изделия сокращаются и получаемый полуфабрикат легко отделяется от формы. Такие изделия отличаются рыхлостью и дают большую усадку.
3) Следующим этапом в производстве керамики является сушка. В свежеформованном или вылитом изделии содержится от 22 до 30 % влаги — в зависимости от способа формования. Изделие надо высушить до содержания влаги не более 5 % во избежание неравномерной усадки и растрескивания при обжиге. Сушку сырца проводят в тоннельных и камерных сушилках.
Процесс сушки при разном составе массы проходит неодинаково: чем жирнее глина, тем дольше она сушится. При неодинаковой плотности черепка усушка проходит неравномерно, что ведет к появлению трещин и деформации. Форма изделия также имеет значение: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет. Во время сушки не должно быть сквозняков. Вначале изделие проходит предварительную сушку, при 19 % влагосодержания — декорируется, а затем уже идет окончательная сушка.
Основное назначение сушки изделия-сырца – снижение его влажности, приобретение прочности, достаточной для транспортирования в печь и последующего бездефектного обжига при минимальных энергозатратах.Плоские изделия обычно сушат в формах. Изделия, изготовленные методом литья, сначала подвяливают в формах до придания изделиям необходимой прочности, а затем извлекают из форм и досушивают до влажности 1...2,5%.
Для сушки массовых изделий используют конвейерные сушилки с направленными потоками горячего воздуха. В этих сушилках процесс сушки совмещается с операцией транспортирования изделий в направлении технологического потока. Отдельные художественные изделия сушат в камерных сушилках периодического действия, где полуфабрикаты высушиваются на полках или вагонетках. Для особо сложных изделий применяют естественную сушку на многоярусных стеллажах, расположенных у рабочих мест. Длительность искусственной сушки зависит от типа применяемых сушилок, методов сушки и других факторов и колеблется в пределах от 0,25 до 3 ч.
4) Декорирование. Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, “мрамор”, лепка, лощение, резерваж и другие.
Роспись — наиболее широко применяемый способ художественной обработки. Расписывают ангобом — тонкорастертой жидкой глиной, белой или с примесью красителей. Рисунок ангобом наносят только на сырой черепок (19—20 % влажности). Пересушенное изделие расписывать нельзя, так как ангоб при сушке и обжиге опадает
Для лепки необходимы обычные скульптурные стеки — металлические и деревянные. Кроме этого, при работе необходима грецкая губка (мягкая тряпка, резиновая губка) для удаления ангоба.
Глазирование — широко применяемый художественно-технический прием обработки керамических изделий. Покрытие глазурью — стекловидной массой — изделия преследует не только эстетическую цель. Глазурь предохраняет его от проникновения влаги, делает более прочным. Глазури могут быть прозрачными (бесцветными и цветными) и непрозрачными. Прозрачные бесцветные глазури хорошо выявляют натуральный цвет глины, из которой сделано изделие.
Изделие после первого, утильного, обжига очищают от пыли специальными щетками. Приготовленную в емкости глазурь размешивают до эмульсионного состояния. Изделие окунают в глазурь или обливают ею, затем сушат.
Основой глазури является кварц, полевой шпат, каолин. В состав глазури вводят также окислы металлов, чем достигается термостойкость и другие качества.
Очень красивыми делают керамические изделия глазури восстановительного огня: при обжиге на поверхности образуется металлический блеск. Чем это достигается? Вначале обжиг идет обычным путем, но при температуре печи около 600 °С, когда глазурь на черепке уже неподвижна, доступ воздуха в печь перекрывается, в топку вводят восстановители в виде лучины, нефти, ветоши. В печи создается восстановительная среда, огонь удаляет кислород и окиси металла. Если начать восстановление, когда глазурь еще находится в жидком состоянии, то углерод может вплавиться в глазурь, в результате чего она станет матовой, серо-черной.
Если же восстановительный огонь образовать после затвердения глазури, то восстановление не произойдет, изделие только покроется копотью. Процесс восстановления длится от двух до шести часов. Изделия вынимают из печи только после их остывания, иначе металлизация может прекратиться. Глазури, которые дают металлический блеск на керамических изделиях, всегда легкоплавкие — в их состав входят соединения свинца, легко восстанавливающегося.
Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло покрывается мельчайшими трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, похожий на муку. Порошок разводят водой и добавляют в него клейстер. Изделия поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь, где выдерживают около трех часов. В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать.
5) Обжиг изделий. Обжиг завершает изготовление керамических изделий. В процессе обжига формируется их структура, определяющая технические свойства изделия.
Полностью художественный образ выявляется лишь после того, когда основательно "спекся", затвердел черепок, застыли расплавленные глазури. Сформованное изделие, подсушенное, подправленное, декорированное ангобом, солями, снова подсушенное, помещают в печь. Это первый, утильный, обжиг. Затем изделие расписывают глазурями. При повторном обжиге расплавляют глазури. Последовательность повторного обжига та же. Главное при этом — медленное, постепенное повышение температуры. Обжиг можно разделить на периоды:
В первом периоде (при температуре 150 °С) из изделия уходит механически связанная вода. При резком повышении температуры, прежде всего, испарится вода с поверхности черепка и образуется пленка, которая задержит влагу, находящуюся в середине. Для ее удаления придется повысить температуру, что приведет к парообразованию и разрушению.
Второй период — температура 150—500 °С. В это время удаляется химически связанная вода, изделие краснеет.
Температуру обжига можно определить по цвету накала. Когда изделие начинает краснеть — это 550—600 °С; становится тёмно-красным — 600—700; вишнево-красным с переходом в светло-вишневый — 800—900; ярко-вишневым — 900—1000; темно-оранжевым — 1100; начинается белое каление — 1300; становится белым — 1400 °С.
Печь выключают, а когда она остынет до 200 °С, дверцы печи приоткрывают. Изделие вынимают после полного остывания печи.
Обжиг керамических изделий осуществляется в туннельных печах с автоматическим управлением. Туннельная печь представляет собой длинный канал, выложенный внутри огнеупорной футеровкой. Вагонетки с изделиями, составляющие сплошной поезд, перемещаются в печи и постепенно проходят зоны подогрева, обжига и охлаждения. Максимальная температура обжига кирпича и других стеновых керамических изделий (950 – 1000°С) необходима для спекания керамической массы. Спекание происходит вследствие цементирующего действия расплава эвтектик (жидкостное спекание), реакций в твердой фазе и кристаллизации новообразований.
Обжигать глину удобно в муфельной печи. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти - шести дней при комнатной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней химически воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают, и изделия остывают прямо в печи.
Они подходят для любого интерьера, прекрасно смотрятся на скатерти самой разной расцветки, да и по отношению к аппетиту весьма предпочтительны, потому как только подчеркивают красоту и изысканность блюда. Выбирая посуду для кухни, можно приобрести как готовый комплект, рассчитанный на 6 персон, так и скомпоновать его по своему усмотрению, купив отдельные тарелки в одной гамме или же контрастных оттенков. Невероятно стильно смотрится на столе посуда черного и белого цвета.
Невероятные по красоте и оригинальные в плане дизайна керамические тарелки ручной работы.
Выполненные в минималистическом, винтажном, деревенском и других стилях они просто поражают воображение. Нередко их украшают объемной лепниной, например, цветами, которые невозможно отличить от настоящих. Выполняют всевозможную роспись, что приближает такую посуду с настоящему произведению искусства.
Вывод на 2 главу
В выводе стоит сказать, что искусство керамики наравне с ткачеством и искуством торевтики - основные направления декоративно-прикладного мусульманского искусства. Так как запрет на изображение антропоморфных сюжетов не так строго соблюдался, в поздних образцах фаянсовых изделий (в широком смысле фаянсами насывают все поливные изделия из керамики) встречаются изображения мужских и женских фигур, в типаже которых преобладает монгольский тип лица (керамика Минаи). Однако наибольшее распространение получили орнаментальные сюжеты и растительные мотивы, что позволило подчеркнуть стремление арабских мастеров исключить пустоту из пространства изделия, соблюсти цветовой и композиционный баланс и вывести чистый силуэт, воспроизводя форму цветов.
Заключение
Несмотря на то, что изделия из керамики сначала выполняли утилитарную роль в самых различных условиях применения, им старались придать цвет, красивую форму, украшали их различными орнаментами и рисунками.
Одним из основных преимуществ керамики, обеспечивающий ему высокую конкурентоспособность является дешевизна изделий. Фаянсовые изделия почти в половину дешевле фарфоровых изделий. Поэтому сейчас много магазинов фаянсовой посуды, а также заводов выпускающих фаянсовые изделия.
Таким образом, с развитием рыночной экономики, большой восстребованостью декоративных керамических изделий культурно-бытового и декоративно-прикладного характера, изделий национальной тематики и традиций постоянно возрастает численность предприятий народных художественных промыслов, к которым относится Семикаракорское предприятие народных промыслов, выпускающее фаянсовые декоративно-художественные изделия Донской тематики.
Заключение
Глина - это удивительный материал, который служит человеку на протяжении многих тысячелетий. С древнейших времен до современности она является основой многих вещей, окружающих человека. Сферы ее применения неисчерпаемы: промышленное производство и строительство, изготовление различных приборов и оборудования, строительство и отделка домов, создание бытовой утвари, украшение интерьера и т. д.
В современном интерьере широко применяются объемные изделия из керамики, например, различного стиля скульптуры. Они отличаются разнообразием форм и размеров.
Как и любое произведение, а тем более пластическое, скульптуры из керамики требуют определенной связи со средой, определенной организации пространства вокруг себя. Назначение изделий декоративной керамики в интерьере общественных зданий - не только украсить помещение, но и организовать пространство, внести элемент индивидуальности, контраста с предметами массового производственного исполнения.
Для декоративной керамики, в особенности для объемной, характерна большая эмоциональность. Своеобразие произведений из объемной керамики достигается выявлением особого почерка мастера.
Недаром во всем мире существуют представления о том, что бог создал людей из глины, вдохнув в них внутреннюю жизнь. Таким образом, приобщение к искусству изготовления керамических изделий представляет собой не только увлекательный процесс, но и служит неиссякаемым источником положительных эмоций и впечатлений, необходимых современному человеку.
Список литературы
Захаров А.И. Основы технологии керамики: Учеб. пособие.-М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2013.-80с.
Энциклопедия неорганических материалов: в 2т.-К.:Изд-во. УСЭ, 2015, т. I - 840с., т. II - 816 c.
Технология изготовления и обработки художественной керамики. Введение в специальность: Учеб. Пособие / Зубехин А.П., Голованова С.П., Яценко Н.Д., Левицкая Н.А. - Новочеркасск ЮРГТУ, 2012.-88 с.
Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. - Новочеркасск: НГТУ, 2015.-158с.
Советский энциклопедический словарь: 2014. (3-е издание). - 1600 с.
Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс ,2013.
Скульптура//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона -- СПб., 2014.
Розенсон И. А.Основы теории дизайна. - СПб.: Питер, 2016.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Минервин Г. Б., Шимко В. Т..--М.: Архитектура-С, 2014.
Бендукидзе А.Д.Золотое сечение «Квант» №8, 2013.
Гуревич М.М., Цвет и его измерение, М. - Л., 2016.
Кустарёв А.К., Колориметрия цветного телевидения, М., 2015.
Шамотта//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - СПб.,2014.
Третьяков Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д . Третьяков. - М.: Знание, 2015.
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и Статистика, 2015.
Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пос. - М.: МЭСИ, 2014.
Вейлл П. Искусство менеджмента. - М.: НОВОСТИ, 2013.
Карпов Г.С. Финансовый анализ. - Екатеринбург,2014.
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. М, 2012.
20.Мугамбаев М. Гончарное ремесло и керамика: в 2-х частях. – Ростов н/Д, 2014.
21.Поверин И.А. Гончарное дело. Чернолощенная керамика. – М.: Культура и традиции, 2012.
22.Чаварра Х. Техника работы на гончарном круге. – М.: Астрель АСТ, 2013.
23.Чаварра Х. Ручная лепка. – М.: Астрель АСТ, 2013.
24.Перечень дополнительной литературы 1. Персалл Р. “Керамика и фарфор” – Минск, М. 2014.
25.Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. – М., 2013.
26.Миклашевский А.И. Технология художественной керамики: Практическое руководство в учебных мастерских. – Л.: Стройиздат, 2014.
27. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М., 2014.
28.Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура / Под ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис лак, 2013.
29.Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М., 2015.
30.Нехратян К.А. “Сушка и обжиг в промышленности строительной керамики” – М. 2012.
31.Популярная художественная энциклопедия / Под ред. В.М. Полевого и др. В 2-х т. – М., 2016.
32.Сайко Э.В. “ Техника и технология керамического производства” – М. 2012.
33.Чижский А.Ф. “Сушка керамических материалов и изделий” – М. 2015.
Алексахин М.М. Волшебная глина - М.: «Агар», 1998.
Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Часть 1 и 2. - Ростов -на -Дону: Феникс, 2000.
Буббико Дж., Круус X. Керамика: техники, материалы, изделия. - Изд. «Ниола-Пресс», 2006.
Волков ФЛ. Общая технология керамических изделий. - М.: Стройиздат, 1989.
Дайн Г.Н. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.
Дервис Г., Жадова Л. Жданко И., Метлянский Д. Современная керамика народных мастеров средней Азии. - М: Советский художник, 1974.
Девид Батти. Фарфоровая и керамическая посуда. Карманный справочник. Астрель - АСТ, 2003.
Диана Фишер. Расписываем керамику. - М. Астрель - АСТ, 2005.
Зуева С.В. Основы технологии художественной керамики. - Новосибирск, 1999.
Ляпунова С. Волшебная глина. - Смоленск. Русич, 2001.
Малолетков В.А. Керамика. Часть 1. Библиотека юного художника. - М. Юный художник, 2000.
Малолетков В.А. Керамика. Часть 2. Библиотека юного художника. - М. Юный художник, 2001.
Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15-19 века. - М.: Изобразительное искусство, 1976.
Неймышева Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР - М.:Советский художник, 1990.
Пруслин К.Н. Русская керамика (конец 19 - начало 20 века). - М. Изд. Наука, 1974.
Федотов Г.И. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.
Федотов Г. Послушная глина. - М.: АСТ - Пресс, 1997.
Федотов Г. Глина и керамика. - М.: Эксмо - Пресс, 2002.
Хворостов АС. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1988.
Хоаким Чаварра. Керамика своими руками. Энциклопедия мастера. - М.: Мой мир, 2004.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. - М.:2015.