Первый раздел – теоретическая часть

Методические указания

К выполнению курсовой работы по дисциплине

«Теория и практика управления в социальной работе»

Решение проблем в деятельности социальных служб, осуществление социальных услуг невозможны без знания теории и практики управления. Основной целью курса «Теория и практика управления в социальной работе» является выработка знаний, умений и навыков у студентов, обучающихся по направлению магистратуры профиль «Социальная работа с разными группами населения».

Курсовая работа – самостоятельное, творческое исследование, по­зволяющее судить о приобретенных магистрантом знаниях и умении применять их на практике. При ее выполнении магистрант должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы, формулировать предложения по совершенствованию деятельности специалиста, социальной службы, руководителя и др.

Целями курсовой работы являются:

– углубление и закрепление теоретических и практических знаний сту­дентов, полученных ими в процессе аудиторных занятий по дисциплине «Теория и практика управления в социальной работе»;

– развитие умений и навыков самостоятельной творческой деятельно­сти и технологий работы со специальной литературой;

– овладение основами методологии научного исследования при реше­нии определенных вопросов.

В соответствии с поставленными целями магистрант в процессе выполне­ния курсовой работы должен решить следующие задачи:

– обосновать актуальность выбранной темы;

– правильно поставить цели и задачи исследования;

– адекватно поставленным задачам выбрать метод исследования, под­готовить собственную методику исследования, включающую описание процедур сбора, обработки и анализа необходимых данных;

– провести сбор необходимой информации, и ее анализ;

– сформулировать результаты о проделанной работе.

– предложить возможные варианты совершенствования деятельности социальной службы, специалиста и др.

Курсовая работа представляет собой теоретическое и прикладное исследование одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. В основе исследования в рамках технологии социальной работы может находиться процесс, деятельность, механизмы оказания помощи, собственно технология и др. (ориентируясь на специфику учебной дисциплины). Соответственно, практическим выходом могут быть рекомендации по совершенствованию процесса (например, реабилитации), разработка алгоритма деятельности управленца, специалиста, рекомендации по внедрению инновационных управленческих методов и форм работы и др.

Тема курсовой работы выбирается магистрантом произвольно из предлагаемого списка. При обосновании актуальности и целесообразности изучения проблемы магистрант вправе предложить собственную тему исследования, согласовав ее с преподавателем.

Основные требования к структуре и содержанию курсовой работы

Курсовая работа должна включать в указанной последовательности следующие элементы:

− титульный лист;

− задание;

− содержание;

− введение;

− основная часть;

− заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Требования к структурным элементам курсовой работы

2.1. Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по форме, приведенной в приложении 2.

2.2. В задании на курсовую работу в качестве исходных данных могут быть указаны: статьи и (или) тезисы ученых или студента по выбранной теме, участие с докладом на конференции, разработанные проекты или методики студента и т.д. (см. приложение 3).

Содержание

Содержание должно отражать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте (см. приложение 4), в том числе:

− введение;

− разделы, подразделы;

− выводы по разделам;

− заключение;

− список использованных источников;

− приложения.

Слово «Содержание» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.

Введение

В данном разделе обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, обозначается объект и предмет исследования, формулируется гипотеза исследования, указываются избранные методы исследования, база исследования, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы исследования, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике (краткий обзор).

Введение состоит из следующих элементов:

1) актуальность темы– актуальность курсовой работы обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, выделением некоторого социального противоречия, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения выявленного противоречия. Актуальность призвана отвечать на вопрос, почему именно сейчас необходимо данное исследование, обосновывается через раскрытие ее теоретической, практической значимости, степени научной разработанности проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным (для курсовой работы достаточно 0,5-1 страницы);

2) описание степени научной разработанности проблемы –перечисление основных точек зрения, подходов и методологических основ исследований различных авторов, изучающих данную проблему;

3) указание предмета и объекта работы: объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования.

В первом случае объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть, как общее и целое. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно он определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается;

4) постановка цели и задач исследования. Цель – это результат, который необходимо получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и пунктов работы. Это важно также и потому, что заголовки таких пунктов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

5) определение гипотезы.

Существует несколько вариантов формулировки гипотезы.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы как необходимое и достаточное условие.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое – в описании проблемы, которое должно логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы и приводится обычно в начале практической части исследования (раздел 2).

Гипотеза:

- не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- не должна содержать ценностных суждений;

- не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

- должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.

6) указание основных методов исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. В работе применяют методы теоретического и эмпирического исследования.

К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.

К эмпирическим методам (способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике) относятся наблюдение, беседа, анкетирование, создание диагностических ситуаций, изучение документов и других источников, обобщение опыта и др.

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат достижение цели исследования;

7) практическая база исследования– какое-либо учреждение или организацию.

8) краткое обоснование структуры работы. Перечисление структурных элементов работы: наличие введения, количество разделов и подразделов, наличие заключения, наличие приложений.

Слово «Введение» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.

Основная часть

Основная часть курсовой работы по дисциплине «Теория и практика управления в социальной работе» может состоять из двух разделов – теоретического и практического, при этом каждый раздел – из двух-трёх подразделов. Допускается структура курсовой работы, включающая в себя только теоретические разделы. В данном случае структура и содержание курсовой работы зависят от темы исследования и определяются совместно с научным руководителем. Формулировка разделов и подразделов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание работы. В конце каждого подраздела делается вывод по рассмотренному материалу (2-3 предложения). Ниже приведены рекомендации по написанию основной части КР, имеющей характер научно-практического исследования.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа – это не сумма ее составных частей, важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

В конце каждого раздела и подраздела следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений (см. пункт 3). Это могут быть таблицы, графики, диаграммы и т.п.

Первый раздел – теоретическая часть

Первый разделпредставляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы, их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этом разделе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; показывается его значение в практике социальной работы, выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы.

Необходимо иметь в виду, что история вопроса, которая может излагаться в теоретическом разделе, – это не перечисление чужих мнений, а изложение того, как постепенно и последовательно формировалось нынешнее положение вещей в исследовании рассматриваемой проблемы. Исторические особенности формирования и развития исследуемой проблемы только увеличивают и дополняют уровень работы.

Первый раздел (теоретическая часть) представляет собой анализ различных теоретических взглядов российских и зарубежных исследователей по теме курсовой работы. При рассмотрении каждого направления необходимо делать ссылку на его автора и источник, где данные идеи нашли отражение.

Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы исключить плагиат, серьезные теоретические положения необходимо приводить со ссылкой на источник, в качестве которого не рекомендуется использовать учебник по дисциплине. Использование учебной литературы запрещено.

Необходимо обязательно сравнивать разные точки зрения исследователей, показать совпадения и расхождения, а также привести наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых. В работах теоретического характера, анализируя литературу по теме исследования, необходимо высказать собственное мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.

При написании КР используется научный стиль речи, имеющий свои особенности: обобщенность, логичность, доказательность, объективность, точность и строгость изложения информации, полученной из разных источников. Эти отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств:

1) использование терминологии, понятной автору курсовой работы и всем, кто знакомится с ее содержанием;

2) повышенное употребление имен существительных, прилагательных и причастий; в том числе – широкое использование «цепочки» родительных падежей;

3) глагол в научной речи редко выражает конкретное действие, обычно употребляются такие глагольные формы, которые передают значения длительности, постоянства и многократности действия. Часто используется инфинитив глагола в безличных конструкциях (следует отметить, необходимо подчеркнуть; можно сделать вывод и др.).

4) для научной речи характерен логический синтаксис: широко используются сложные предложения. Логическая последовательность достигается с помощью подчинительных союзов (так как, в связи с тем, что, в то время как и др.), а также – вводных слов (безусловно, следовательно, таким образом и др.) и специальных средств связи (остановимся на, перейдем к, отметим также и др.) – см. Приложение А;

5) не используется местоимение «я», которое заменяется авторским «мы», также часто опускаемым (рассмотрим вопрос, проанализируем данную информацию, сделаем соответствующие выводы и др.).

6) отсутствуют образно-эмоциональные выразительные средства.

Наши рекомендации