Глава I. Предпроектное исследование
1.1.Керамика как элемент интерьера в традициях Исламского Востока…………………..
1.2.Специфика и технологические особенности формообразования и росписи керамики Исламского Востока …….
Выводы по I главе……………………………………………………………
Глава II. Художественно-проектный раздел
2.1 Специфика орнаментального декора в традициях в испано-мавританской керамики XVI- XVII вв. …………………
2.2 Эстетическая концепция и основные этапы разработки и создания керамического керамические тарелки по мотивам Исламского Востока………………
Выводы по II главе…………..…………………………………………..
Заключение……………..……………………………………………….....
Литература………………..…………………………………………….....
Приложения……………….………………………………………………
Введение
Искусство керамики в различных странах имело свой источник зарождения и путь развития на протяжении веков. Существенное влияние на его становление оказывали исторические события, национальные и религиозные особенности населения, климатические и географические факторы. Распространение направлений искусства по миру, обмен мастерством художников и ремесленников в средние века был связан в первую очередь с переделом территорий (военными противостояниями) и налаживанием торговых связей между государствами (формированием сухопутных и морских путей). В мусульманских странах происходило ограниченное заимствование из других культур и наиболее сильно воздействовали традиции и религиозные догматы на эволюцию искусства.
Актуальность темы обусловлена тем, что религия ислама определила основные направления развития искусства керамики.это связано с запретом веры на изготовление и использование серебряной и золотой посуды, и домашней утвари. Керамика оказалось на тот момент золотой серединой. Мастеров керамика полность удовлетворяла , как со стороны священного Корана , так и во создании шедевров не уступавшим золотой и серебряной посуде. Мастера вложили много сил и времени для открытия и совершенствования глазурей и эмалей.
Представленная работа посвящена авторской расписной керамике в традициях Исламского Востока. Исламское (мусульманское) искусство – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.
Из-за массового производства российские интерьеры теряют индивидуальность, становятся шаблонными, серыми и скучными, не хватает изюминки, некой души. Данной изюминкой могут стать керамические изделия, которые несут в себе как эстетический, так и практический характер. Изделия из керамики могут стать хорошим дополнением любого интерьера и украсить любой современный интерьер.
Проблема исследования: На сегодняшний день большое количество идей декорирования интерьера тарелками в стилистике, основанной на традициях какой-либо культуры, не соответствует её содержанию, нравственному, духовному наполнению, противоречит ей. Также наблюдается "обезличенность" продуктов массового потребления, лишенных авторской индивидуальности. Это касается и образцов декоративно-прикладного искусства, поставленных на промышленное, либо серийное производство.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем положение о том, что использование расписанных, в авторском стиле, тарелок в интерьере будет отвечать всем художественно-эстетическим и идейным концепциям дизайна интерьера при учитывании следующих факторов:
-художественная, эстетическая и практическая функция интерьера и дизайн тарелок будут нести идейный гармонический смысл;
-тарелки несут в себе новизну в дизайнерском решении, в выборе декора;
-такое изделие уникально, не имеет аналогов и подходит для самых разнообразных интерьеров.
Объект исследования: керамика как элемент интерьера в традициях Исламского Востока.
Предмет исследования:интерпретация традиционного орнаментального декора Исламского Востока.
Цель исследования: разработать эстетическую концепцию керамического набора в традициях Исламского Востока с авторской росписью и представить образец в материале ручной работы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить специфику и технологические особенности формообразования и росписи керамики народов Исламского Востока, его традиции;
- изучить специфику орнаментального декора в традициях в испано-мавританской керамике XVI- XVII вв;
- ознакомиться с эстетической концепцией и основными этапами разработки и создания керамического набора в традициях Исламского Востока;
Методы исследования:
- анализ литературы по данной проблеме;
- изучение практического опыта мастеров;
- наблюдения за работой мастеров;
- моделирование;
- дизайн проектирование.