Программа курса «Я - исследователь»
Исследование – 10 занятий
Мои проекты – 23 занятия
Всего – 33 занятия
Ожидаемые результаты:
- Освоение первичных навыков проведения самостоятельных исследований.
- Учащиеся знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.
- Учащиеся с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за учащимися и с помощью разработанных методик. (Приложение №1)
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
Основываясь на вышеизложенном, можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы:«Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Литература:
1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.
2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
4. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.
5. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.
6. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.
7. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.
8. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2.
9. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.
Приложение №1
Методика №1. Желание детей участвовать в исследовательской работе.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Класс ____________ Дата ____________________________________________
Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование: _____________________________________________________________________________________
А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:
_____________________________________________________________________________________
По какой теме ты бы хотел провести исследование? ________________________________________
Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.
Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:
¡ Гипотеза исследования
¡ Составление плана работы
¡ Цель и задачи исследования
¡ Защита исследовательской работы
¡ Выбор темы исследования
¡ Отбор способов сбора информации по теме исследования
Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке исследований.
Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.
¡ Подумать самостоятельно
¡ Прочитать в книгах
¡ Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)
¡ Просмотреть кино- и телефильмы
¡ Обратиться к компьютеру
¡ Понаблюдать
¡ Провести эксперимент
Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.
При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.
Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:
Приятным Разнообразным Интересным Желательным Легким Нужным Беспокойным Простым Непонятным Полезным | Неприятным Однообразным Скучным Нежелательным Трудным Ненужным Спокойным Сложным Понятным Бесполезным |
Я - исследователь
ПЛАНИРОВАНИЕ
Часа
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деят-ти уч-ся, форма занятий) | Элементы содержания. Цели урока. | Требования к уровню подготовки уч-ся (результат) |
1, 2 | Что такое исследование? | Беседа | Знакомство с новым предметом, новыми понятиями. Развитие наблюдательности, речи, аналитического мышления. | Знать, что такое исследование. Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения. | ||
3, 4 | Как задавать вопросы? | Тренинг | Практикум по тренировке умений задавать вопросы. | |||
Методика проведения самостоятельных исследований. | Тренинг | Формировать умение отбирать нужный материал, работать в коллективе. | Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования. | |||
Коллективная игра – исследование. | Тренинг | |||||
Учимся выделять главное и второстепенное. | Практикум | Формировать умение выделять главное и второстепенное из собранного материала. Развивать логическое мышление, умение обобщать. Знакомство с понятием «схема». | Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой. | |||
Как делать схемы? | Практикум | |||||
9, 10 | Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность). | Семинар | Обобщение знаний учащихся по теме «Исследование». Развитие речи, мышления. Формирование умения работать в коллективе. | Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования. | ||
11-12 | Одежда | Проектная деятельность | · развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества – становление социально-активной личности; · воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию. · развитие умения работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); · развитие речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог; стремление вникать в смысл названия предметов; · развитие логического мышления, стремления вникать в смысл названия предметов, делать выводы; · привитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. | Знать, что такое исследование. Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения. Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования. Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой. Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования, представлять результаты своей работы. | ||
13-15 | Игры и игрушки. | Проектная деятельность | ||||
16-18 | Шахматы. | Проектная деятельность | ||||
19-20 | Удивительная ягода брусника. | Проектная деятельность | ||||
21-23 | Любимое число | Проектная деятельность | ||||
24-27 | Алфавит | Проектная деятельность | ||||
28-30 | Загадки, считалки, скороговорки | Проектная деятельность | ||||
31-33 | Волшебное оригами |
Согласовано заместитель директора по УВР Чайковская Н. В. «___» ____________ 2011 г. | Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29» августа 2011 г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №41 города Тюмени ______________О. В. Живодёрова |
РАБОЧАЯ Программа
Курса
«творческая мастерская юных волшебников»
Проектная деятельность
Класс
Учебный год
Составитель
Чайковская Н. В.,