Словесно-книжная труда и творчества
Некоторые важные особенности:
1. | Позднее начало развития способностей: Примитивная программа в детсадах ведет к огромным потерям от НУВЭРСа, и мозг включается в работу только на 3-5% его возможностей. В детсадах нет спорткомплексов, развивающих игр, вместо спортзалов бесполезные спальни. | Сдвиг сроков начала развития (в семье, детсаду, школе) к БОЛЕЕ РАННЕМУ и разностороннему: спорткомплекс с 1 года, чтение и счет – с 2-3-х лет, и к 8-10-летнему возрасту – уровень СРЕДНЕГО ВЗРОСЛОГО (по тестам). |
2. | Время поступления в школуопределяется ВОЗРАСТОМ (6-7 лет), и все дети принимаются в 1-й класс. Нивелируются достижения дошкольного развития. Чем развитее ребёнок, тем больше задержка. | Время поступления в школу будет определяться УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ. Приниматься будут в любой класс, соответствующий уровню развития ребёнка. Развитие не останавливается и не задерживается. |
3. | Изоляция учеников в классе (видят только затылки товарищей) и классов друг от друга, особенно младших от старших. Невозможность обмена знаниями и умениями тормозит развитие ВСЕХ. | Разрешаются все виды объединений для совместной деятельности как в классе, так и между классами. Как правило, младшие лучше учатся от старших, чем от учителя. |
4. | Господствует КУЛЬТ ЗНАНИЙ. Главное – овладение основами наук, выработанных человечеством. | Главный ваятель личности – ТРУД. В школе царит культ ДЕЛА и поступков. |
5. | Уроки сменяются с калейдоскопической быстротой в течение дня и недели. Никто не может ни сосредоточиться, ни углубиться в предмет, ни достичь в чём-либо серьёзных успехов. Праздное учение ничуть не лучше обучения праздности (Д.Беллерс) или: учение без дела – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ. | Учение будет действительным тольков ДЕЛЕ строительства новой жизни. «То, что человек ДЕЛАЕТ, он запоминает на 90%. То, что человек ВИДИТ, он запоминает на 50%. То, что человек СЛЫШИТ, он запоминает на 10%» (ТРИЗ) |
6. | Контролируются ЗНАНИЯ (отметки создают для многих постоянный стресс из-за боязни получить низкую оценку). | Учитываются полезные ДЕЛА, их результаты. Измеряется продуктивность умственной и физической работы. |
7. | Учёба отнимает 85% времени в школе, очень много времени дома. На труд, спорт времени почти нет. | Сначала на учёбу тратится 50% школьного времени, а затем сокращается до 20% (до 1-3 ч.), высвобождается время для ТРУДА, ТВОРЧЕСТВА, СПОРТА – для дела по душе. |
8. | Формируется потребительская, иждивенческая психология, отвращение к физическому труду. Учёба – ПОТРЕБЛЕНИЕ знаний (на 70-80% не нужных в жизни). | Формируется психология созидателя, деятеля. В труде происходит СОЗИДАНИЕ материальных и духовных ценностей. А учёба – вспомогательная деятельность. |
9. | Дисциплина послушания и исполнительности, не требующая собственных мыслей, желаний и РЕШЕНИЙ. Авторитарная педагогика, лишающая ученика прав и человеческого достоинства. | Активная дисциплина движения вперёд и преодоления препятствий (А.С. Макаренко). Педагогика СОТРУДНИЧЕСТВА и сознательная дисциплина, устанавливаемая и самими учениками - в интересах школьного производства, учёбы и дружеского общения |
10. | Дидактика усвоения ГОТОВЫХ знаний, умений, навыков (зунов), и потому дети что-то узнают, а потом это же и выдают. | Преобладает «метод ПОИСКА знаний», «метод ОТКРЫТИЙ» и самостоятельного усвоения нового материала. Учебный материал и методы, Ю.А. Макарова (ТИО), К.С. Скорохода. |
11. | Развитие только ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей, умение решать «старые задачи» - те, которым обучали в школе. | Развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей – умение решать И «новые задачи» - проблемные (исполнительские становятся вспомогательными). |
12. | Усвоение знаний для БУДУЩЕЙ жизни и деятельности. | Учить тому, ЧТО необходимо – для жизни сейчас. Учить тогда, КОГДА необходимо, т.е. в оптимальные сроки. Учить настолько, НАСКОЛЬКО необходимо, т.е. до практической применимости. |
13. | Всем задаётся ОДИНАКОВЫЙ ТЕМП усвоения и ОБЪЁМ знаний– ориентация на самых слабых, большинство работает ниже своих возможностей, способные дети останавливаются в развитии с 12-13 лет. Губим лучшие умы в школе, подрываем интеллектуальный потенциал нации. | Учатся РАЗНЫМ темпом – по способностям, т.к. возможности детей могут отличаться и в 2, и в 5, и в 10 раз. Таланты могут расцвести. |
14. | Учитель должен уметь объяснять, рассказывать, говорить – т.е. быть МАСТЕРОМ СЛОВА. | Учитель – МАСТЕР и ОРГАНИЗАТОР ДЕЛА – труда – школьного производства. |
15. | Не установлены конкретные ЦЕЛИ обучения (кроме скорости чтения, счёта, грамотности) | Есть точное знание КОНЕЧНОГО результата обучения, т.е. есть перечень знаний, умений, навыков и показатели, позволяющие установить меру достижения целей в конце года. |
16. | Экзамены на аттестат – ПИСЬМЕННАЯ и УСТНАЯ проверка знаний канцеляриста – ЧИНОВНИКА, послушного начальству. «Только книжная учёба делает человека совершенно негодным ни к какому участию в материальном производстве и ведет к подрыву самой основы общественной жизни» (К. Каутский) | В аттестате отмечаются: ТРУДОВАЯ подготовка (ПРОФЕССИЯ и разряды); ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ и дарования; ФИЗИЧЕСКАЯ подготовка – спортивные достижения, разряды по видам спорта и КРЕПОСТЬ ЗДОРОВЬЯ; ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ подготовка – по предметам учебного плана. |
17. | Дети лишены ПРАВА на ТРУД, на самостоятельность, на улучшение своей жизни (закон запрещает детский труд до 14-18 лет) | Дети имеют право НА ТРУД и заработок, и их трудовое участие в меру роста сил и способностей к труду. |
18. | Дети «ГОТОВЯТСЯ» к жизни и БУДУЩЕМУ труду. | Дети ЖИВУТ полнокровной жизнью, и трудятся в меру своих сил уже в школе. |
19. | Школа – ИЖДИВЕНКА(на госбюджете, городском, спонсорском, родительском содержании) находится в постоянной зависимости от благодетелей. | Школа – ХОЗЯЙСТВОс промышленным, сельскохозяйственным и научным производством. Развивается и богатеет своим ТРУДОМ, поэтому независима и свободна. |
20. | Жизнь на всём ГОТОВОМ объективно формирует мораль ИЖДИВЕНЦА-ПОТРЕБИТЕЛЯ: Нежелание трудиться; Страсть к лёгкой жизни; Презрение к людям труда и общественной собственности; потребительское, варварское отношение к ПРИРОДЕ. Конечный результат – ПАРАЗИТИЗМ. | Формируется мораль ТРУДЯЩЕГОСЯ, ТВОРЦА,знающего, что все блага жизни создаются ТРУДОМ: Бережное отношение к ПРИРОДЕ; Желание и умение ХОРОШО работать и возможность честно ЗАРАБОТАТЬ – основа ДОСТОИНСТВА и СВОБОДЫ и учителя, и ученика, и школы. |
ВЫВОДЫ: Существует объективный фундаментальный закон педагогики, открытый А.С. Макаренко:
«Педагогический эффект труда пропорционален его ЭКОНОМИЧЕСКОМУ эффекту и МЕРЕ участия детей в УПРАВЛЕНИИ производством и РАСПРЕДЕЛНИЕМ»
НАРУШЕНИЕ этого закона в словесно-книжной школе ведёт к росту НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ и ТРУДИТЬСЯ, к росту ПРЕСТУПНОСТИ (молодёжная преступность растёт вдвое быстрее, чем среди взрослых; появилась и распространяется детская преступность). | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ этого закона в народной педагогике и в трудовых школах прошлого и настоящего (Шацкий, Ионин, Макаренко, Кубраков, Карманов, Шоюбов, Сологуб, Католиков и др.) позволяет РЕШАТЬ САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ воспитания, и даже преступников возвращать к нормальной человеческой жизни. |
Сторонники этой школы (к сожалению, в их руках управление ВСЕМ ОБРАЗОВАНИЕМ) не понимают, что: НИ увеличение ассигнований на школу, НИ изменение учебного плана и программ, НИ новые названия (гимназия, лицей, колледж) НЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ современного презрительного отношения учеников и учителей к производительному труду, т.е. не меняют сущности школы и результатов её деятельности, лишь усиливая её страшные тенденции: РОСТ нежелания учиться, РОСТ нежелания трудиться, РОСТ преступности. | Необходимо возродить эту спасительную практику с расчётом на государственную поддержку и защиту. Нужна ОРГАНИЗАЦИЯ хотя бы нескольких независимых ОПЫТНЫХ ТРУДОВЫХ школ со своим ЗАВОДОМ, со своей сельскохозяйственной ФЕРМОЙ, со своей научной ЛАБОРАТОРИЕЙ, имеющих средства, чтобы привлечь ТАЛАНТЛИВЫХ специалистов и успешно решать как тактические, так и стратегические проблемы образования. |
1956 – 1991 гг. Собрал и сопоставил Б.П. Никитин