Для образа Сказочника или Сказочницы совсем нетрудно подобрать костюм. Достаточно неожиданного головного убора, парика и какой-нибудь накидки.
Построение занятий
Сначала нужно прочесть и обсудить книгу. Почему? Современные дети порой даже не догадываются, что все истории, которые они видят по телевизору и компьютеру (мультфильмы, фильмы, всевозможные детские программы и пр.), сначала были кем-то написаны. Причем, были написаны именно книги - повести, рассказы, романы, а затем уже из них были созданы пьесы, сценарии, а после этого - были сняты фильмы, нарисованы мультфильмы, созданы театральные постановки.
Так неужели неинтересно узнать, как же выглядела эта история в первоисточнике? Что же придумал самый первый создатель истории -писатель? Или - что же написано в самой народной сказке, прежде чем ее начали ставить на сцене или экранизировать?
Необходимо объяснить детям, что книга несет значительно больше информации, что она интереснее любого кино или мультфильма, достаточно только научиться ее правильно читать. Читать не для кото-то, не потому, что тебе это велели, а потому, что тебе самому этот процесс доставляет большое удовольствие. И очень интересно поделиться своим мнением с другими, и совсем по-другому тогда будут воспринимаются и кино, и мультфильм и спектакль.
Необходимо объяснить детям, что книга несет значительно больше информации, что она интереснее любого кино или мультфильма, достаточно только научиться ее правильно читать.
Читаем сказку вместе
Современные дети очень мало знают о том, как рождались сказки. Поэтому очень правильно и интересно будет начинать занятие с предложения отправиться в путешествие в ту страну, сказку которой будем потом читать. Природа той страны, в которой родилась эта сказка, быт и обычаи этого народа – все имеет значение для восприятия сказки. Желательно рассказать детям также и о времени создания сказки (сделать небольшой исторический экскурс).
Нельзя забывать, что современные дети не представляют себе условия жизни людей в те времена. Когда сочинялись сказки. Научно-технический прогресс резко изменил условия жизни людей. Мы живем в мире, который еще полвека назад мог пригрезиться только писателю-фантасту.
Но взаимоотношения людей, как ни странно, не претерпели таких изменений. Так же мы классифицируем добро и зло, также их воспринимаем. Также нуждаемся в любви и добром отношении ближнего. А ведь именно о людских взаимоотношениях и рассказывают сказки! Именно о поступках человеческих и последствиях этих поступков несут они нам информацию, помогают в увлекательной формк сказки проследить за поступками героев, увидеть последствия этих поступков, понять, как можно достойно выбраться из сложных жизненных ситуаций – то есть дают всю ту информацию. Которая так необходима ребенку! И что особенно важно – всю эту информацию он получает только в том случае, если у него хорошо развито воображение и фантазия, если он может представить себе эту историю, воспринять ее. Проанализировать и сделать выводы, соотносимые с собственной жизнью.
Эта вступительная часть не может быть в форме лекции, это должна быть тоже игра, чтобы дети не заскучали, и вместе с тем, она должна быть познавательной.
Почему важен исторический экскурс? Да потому, что ребята даже приблизительно не представляют, в каких условиях тогда жили люди. Мультфильм или фильм показывает им условия, в которых живут персонажи, но как быть, если мы читем у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянке»
Что это такое «ветхая землянка»? Как она выглядит? Каково в ней жить? Мы обязательно должны объяснить это детям, иначе как можно себе это представить?
Затем предложите детям прочесть сказку. Идеально, если книг со сказкой хватит на всех. Можно, к примеру, отксерокопировать текст сказки в нужном количестве экземпляров. Почему это так важно?
Дети должны почувствовать, чтобы понять, что процесс чтения - это очень увлекательное занятие. Если книг на всех не хватает, сказку начинает читать педагог, а затем фрагментами читают дети. Очень важно передавать книгу каждому следующему ребенку с небольшим комментарием: «Спасибо, Коля. Оказывается, путешествие наших героев только начинается», или « Спасибо, Таня, только непонятно, зачем наши герои туда пошли. Но сейчас Витя поможет нам в этом разобраться». Таким образом, подчеркивая и показывая детям, как строится художественное литературное произведение.
Если же книг на всех хватает, можно, и это будет даже лучше и интереснее, превратить процесс в чтение «по ролям».
Педагог может заранее рассказать ребятам, какие герои действуют в предложенной к чтению сказке и «распределить роли». Текст «рассказчика» педагог может оставить себе, но лучше также распределить его между детьми. Например, четверо ребят будут «Сказочниками», остальные – персонажами сказки, причем на каждую роль может быть тоже по нескольку человек. Они могут читать свой текст хором, а могут по очереди. Педагог в этом случае выступает в роли «дирижера», внимательно следя за «оркестром» читающих детей и поддерживая у них интерес к чтению сказки.
Такое чтение очень нравится детям. А, уже прочитав сказку до конца, вы можете приступать к ее обсуждению. Но ни в коем случае не задавайте вопросов вроде «Что вы об этом думаете?» и т.п. Необходимо переходить к игре-обсуждению.
Игра-обсуждение
Педагог должен включить детей в обсуждение, чтобы у них начался мыслительный процесс. Наиболее удобный способ для этого – просьба что-либо объяснить. Оказывается, педагог-Сказочник не все понял в этой сказке. Что-то ему показалось неправильным, бестолковым, просто глупым. Чем более противоречащим содержанию сказки будет непонимание педагога, тем лучше, тем сильнее он спровоцирует детей на обсуждение. Они непременно постараются объяснить ему то, что он недопонял.
Так постепенно, шаг за шагом, вопрос за вопросом педагог с детьми смогут проанализировать всю сказку, причем дети ни на минуту не утратят интерес к такому обсуждению.
Для решения спорных вопросов хорошо прибегать к разыгрыванию сцен из сказки. Педагог никак не понимает, почему тот или иной герой повел себя именно таким образом, и предлагает ребятам разыграть эту сцену. Он распределяет роли среди ребят. Тем, кому не хватило ролей, дается определенное задание – или изображать природу: море, лес и т.п.; или толпу крестьян, придворных и т.п.; или выступать в качестве арбитров. Задача таких «спектаклей» - более внимательно разобрать какой-либо ключевой момент книги и одновременно дать детям возможность подвигаться, ведь им бывает крайне трудно долго сидеть на одном месте и воспринимать информацию.
Педагог также может предложить взглянуть на сказочную историю с точки зрения каждого отдельного персонажа, чтобы понять побудительные мотивы его поступков. Можно проиграть с ребятами в ситуации, в которых эти персонажи стали бы вести себя иначе, и к чему бы это могло привести.
Таким образом, в интересной игровой форме ребята смогут не только познакомиться с литературным произведением, но и проанализировать его. А также понять стилистику, задачи, заложенные в его сюжете, смогут применить полученные знания в своей собственной жизни, откроют для себя огромный и прекрасный мир художественной литературы, Все это сделает их жизнь, полнее, глубже и, несомненно, счастливее.
В игровой форме ребята смогут не только познакомиться с литературным произведением, но и проанализировать его, понять стилистику, задачи, заложенные в нем, смогут применить полученные знания в собственной жизни, откроют для себя огромный и прекрасный мир художественной литературы.