ТЕАТР (от греч . Theatron - место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Каждый человек в день разыгрывает множество ролей, что и не сосчитать. Дети, помимо ролей, которые их «заставляют» играть взрослые (послушных детей, капризных, усталых, возбужденных, примерных, задумчивых, сообразительных, тупых, гениальных и т.п), также играют самими же собой придуманные роли. А какие роли ему необходимо играть, чтобы эти навыки помогли в дальнейшей взрослой жизни – ребенок не знает.

Сказка ложь, да в ней намек….

Сказка – главное информационное поле для маленького человека. Поскольку весь накопленный веками опыт достойного, что очень важно, поведения в разных ситуациях в увлекательной форме человечество заложило именно в сказки. И вот почему мы настаиваем на том, чтобы каждому ребенку в детстве взрослые обязательно читали как можно больше сказок. А если некому читать? А если обилие видеопродукции, значительно более легко усваиваемой, совсем отбило у малыша охоту к чтению, что делать? В этом случае на помощь приходит искусство театра. Когда сказку нужно прочитать для того, чтобы самому сыграть в ней роль, а потом еще и увидеть спектакль, поставленный по ее мотивам - это уже увлекает! Да не просто посмотреть, а оказаться ценителем, знатоком, к мнению которого прислушаются даже профессиональные артисты, а затем еще и создать (нарисовать) новый мир своего понимания этой сказки - можно надеяться, что после этого читать захочет каждый.

Просто прочитать - недостаточно. Нужно проанализировать поведение героя, его поступки, понять, почему он сделал что-то именно так, а не иначе, и к чему все это впоследствии привело. А, анализируя уже увиденный спектакль, необходимо понять, почему именно такое художественное решение было выбрано, почему были созданы именно такие костюмы, декорации, почему звучала именно эта музыка, отчего именно так вели себя герои, каким образом совпадает это театральное решение со смыслом прочитанной и разыгранной самими ребятами сказки - таким образом, мы не только привлечем детей к чтению и театру, но научим их мыслить.

Все это можно сделать на специальных «сказочных» занятиях, главной задачей которых будет являться развитие воображения, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы и переносить полученные знания в реальную жизнь – уметь ими пользоваться. Важно включить как можно больше детей в этот процесс - игрой, обсуждением, рисованием, созданием собственных историй. И еще постараться сделать так, чтобы занятия были не случайными, а носили регулярный характер.

Добро пожаловать в сказочный клуб!

Предлагаем вам создать литературно-музыкальный клуб «Сказочный мир». Почему именно клуб? Очень важно, чтобы ребята не воспринимали эти занятия как очередной необходимый для изучения предмет в школе, но и не относились к ним, как к какому- либо кружку или студии. Важно, чтобы у детей изначально был настрой на интересное общение, увлекательное совместное времяпрепровождение, в идеале, более заманчивое, чем просмотр очередных мультфильмов или игр на компьютере.

Ваша задача, как мудрого педагога, - дать понять детям, что они приходят сюда играть, общаться, отдыхать, просто эти игры и общение иного, интеллектуального свойства. Только в такой обстановке удастся помочь ребенку снять привычные ограничения, включить свое воображение, превратить серьезный анализ литературного произведения в интересную игру.

Создайте особенную атмосферу в помещении, где будут проходить занятия, чтобы ребенок, приходя туда, мог сразу же настроиться на определенную игру, понять, что тут от него ничего не будут требовать, наоборот, ему здесь будет интересно и весело.

Очень желательно украсить помещение, в котором будут происходить занятия. Прекрасно, если возможно украсить стены иллюстрациями к сказкам, обязательно должны быть и книги сказок.

Для занятий вам потребуется игровой реквизит: платки, куски тканей, мячики, скакалки, веревки. Все, что стоит не дорого, но можно использовать для разыгрывания сцен из сказок. И, конечно, рисовальные принадлежности.

Прекрасно, если возможно вместо обычных стульев положить подушки, или покрыть пол ковровым покрытием, на котором можно сидеть. Чем более неформальной, свободной и неожиданной будет обстановка в помещении, тем лучше.

Особая роль в этих занятиях отводится педагогу. Оставаясь руководителем, он должен стать одновременно и участником игры, «сотворцом» всего происходящего, равным для ребят. Но как достигнуть такого эффекта?

Создайте особенную атмосферу в помещении, где будут проходить сказочные занятия, чтобы ребенок, приходя туда, мог сразу же настроиться на определенную игру, понять, что тут от него ничего не будут требовать, наоборот, ему здесь будет интересно и весело.

Игра «на равных»

Педагогу предлагается придумать для себя какой-нибудь образ. Вы можете стать любым сказочным героем или выдуманным персонажем, главное, чтобы Вам было в нем комфортно. Для детей Ваше перевоплощение будет служить особым сигналом, означающим, что здесь, в этом помещении, им предлагают играть. Ведь нет никакого педагога, а есть человек, который уже играет в какую-то игру. Дети очень остро чувствуют подобные вещи. Достаточно взрослому просто надеть красный клоунский нос, и они моментально веселеют - принимают правила игры: раз ты хочешь быть похожим на клоуна, значит, ты нас сейчас будешь развлекать. А, следовательно, мы можем спокойно расслабиться и поиграть.

Для наших занятий образ клоуна подходит не очень, ведь речь пойдет не об искусстве цирка, а о литературе и театре. Поэтому самый простой и удобный образ педагога для наших занятий – Сказочник или Сказочница. Безусловно, такой образ позволяет чувствовать себя более уверенно - Сказочница знает все сказки, проще отстаивать свое мнение и больше авторитета, при этом. Сказочница может что-то забыть, не понять, расшалиться и т.п., что позволяет педагогу втягивать детей в обсуждение, в игру.

Безусловно, всем хорошо известно, как меняет человека костюм. Если строгой учительнице в очках просто надеть на голову разноцветный кудрявый парик, - очки тут же перестанут придавать ей строгость а, наоборот, сделают ее образ еще смешнее. Поэкспериментируйте сами с различными головными уборами и париками – вы удивитесь переменнам, которые начнут происходить с вами. Парик и головной убор могут изменить человека до неузнаваемости. Выберите тот образ, который покажется вам наиболее интересным. Костюм можно решить даже добавлением просто накидки из ткани. Очень важно, чтобы ваш головной убор и накидка не противоречили друг другу. Например, вы надеваете рыжий кудрявый парик и черную накидку. Такое сочетание парика и костюма сделает вас скорее похожим на веселую ведьмочку, чем на Сказочницу. А если к такому парику добавить накидку легких светлых тонов – получится вполне милая и интересная Сказочница.

Наши рекомендации