IV. Инструкция по выполнению аппликации.
– Послушайте стихотворение:
Приобрел я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказал: «Смотри!
Еще нужны мне тридцать три».
– Почему так ответил жираф?
– Рассмотрите картинку. Из каких фигур состоит жираф? (Овал, прямоугольник, треугольник.)
– Вы поочередно приклеиваете детали – заготовки: ноги, туловище.
(Они подготовлены заранее.)
– Что есть на шее у жирафа? (Грива.)
– А как ее сделать, кто догадался?
– Возьмите заготовку – прямоугольник коричневого цвета. Надрежьте бумагу «лапшой» (показывает).
– Полоски закрутите. Получилась объемная грива у жирафа. Наклейте ее, а потом шею, чтобы спрятать излишки бумаги.
– Затем наклеиваем голову, уши, маленькие рога.
– Какой окрас у жирафа? (Пятнистый.)
– Это можно дорисовать или наклеить детали из разной формы. Аналогично поступим с глазами и носом. Из каких фигур они состоят? (Треугольник, круги.)
Аппликацию выполните на цветном картоне.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Технику аппликации из геометрических фигур.)
Вывод. Чтобы выполнить любое построение изображения, необходимо заготовить несколько простых геометрических форм.
3. Уборка рабочего места.
Урок 26
ПОстройка предметов (УПАКОВОК)
Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; ознакомить с работой дизайнера.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, образцы упаковок, пакеты и другие предметы бытового дизайна.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы сами сделаете веселую сумочку для карандашей, фломастеров, кисточек. Эту работу нужно выполнять из цветной бумаги.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Мастер Постройки помогает людям придумывать форму различных предметов быта, вещей, старается сделать их удобными и красивыми.
На нашей выставке сегодня представлены обычные для нас вещи: красивые упаковки, пакеты и др.
– Как вы думаете, для чего этот предмет?
(Это сумочка, в нее можно что-нибудь складывать, а можно в ней подарить подарок своему другу.)
– Мастер Постройки поможет нам сконструировать нужную вещь. А как помогут нам Мастер Изображения и Мастер Украшения? (Помогут раскрасить то, что изготовим, и придумать украшения к нашим изделиям.)
– Посмотрите, какую сумочку предлагают вам сделать мастера. Кто хочет, может придумать свою сумочку.
IV. Работа по учебнику.
– Откройте с. 87 учебника. Рассмотрите образец сумочки. Из каких материалов она сделана?
– Как вы думаете, из каких деталей она состоит?
– Чем украшена сумочка?
– Боковые детали состоят из основ прямоугольной формы, на которые нанесены орнаменты, узоры из цветов и других растений.
– Ручки сделаны из картона. Они выполняются из картона прямоугольной формы, внутри которых вырезается еще один прямоугольник. Посмотрите образец в учебнике. Там предлагается и другой вариант. Берем лист цветной бумаги, складываем его пополам и вырезаем внутри прямоугольник. Затем склеиваем ручки. Готовые ручки приклеиваем к сумке. (Учитель показывает.)
– Есть еще соединительные части. Они нужны для того, чтобы соединять две боковые части сумки. Их выполняют тоже из цветной бумаги путем сгибания «гармошкой». Посмотрите на образец.
– Самостоятельно придумайте орнамент и украшения для своей сумочки.
– Давайте повторим этапы работы.
– Как вы думаете, удобно ли в сумочке хранить карандаши? Что можно еще положить в нее?
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил лук
И скорей за парту плюх.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? (Делать сумочку для карандашей.)
– Что нового узнали? (Предметы быта выглядят красивее, их приятнее брать в руки, если они украшены и выполнены со вкусом, художественно.)
3. Уборка рабочего места.
Урок 27
город, в котором мы живем
Цели: формировать умения совмещать в одной работе использование разных материалов (цветная бумага и гуашь), рассматривать улицу с позиции Мастера Постройки; развивать наблюдательность и творческое воображение.
Оборудование: гуашь, кисти, цветная бумага, клей, ножницы; фотографии родного города; стихи и песни о родном городе.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Короткая прогулка по улицам родного города близ школы.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вас ждет очень интересная работа, вы нарисуете родной город.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Послушайте стихотворение «Любимый город».
Любимый город – Волгоград!
Всегда прекрасен твой наряд.
Метут снега, идут дожди,
Рисуют тени миражи.
Дома, цветы – твое лицо.
И Волга плещется в крыльцо.
Нас радуя, сады цветут.
Любимый профиль там и тут.
Наталья Асиниченко
– О чем это стихотворение? (О нашем городе.)
– Какие чувства вызывают эти стихи? (Чувство гордости.)
– Что больше всего запомнилось на экскурсии?
– Какие памятные места вы посетили с родителями?
– Какое место вам нравится больше всего в нашем городе?
– Где вы любите находиться с семьей в воскресные дни?
Учитель показывает фотографии с изображением родного города.
– Назовите места, изображенные на фотографии.
– Мастер Постройки помогает нам рассматривать дома, сравнивать их между собой, удивлять их особенностями.
По внешнему признаку сооружений мы можем догадаться, что находится внутри?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите коллективную детскую работу на с. 88–89.
– Что вы видите на рисунке? Опишите.
– Все дома в этой работе выполнены из цветной бумаги и наклеены, все остальное нарисовано гуашью.
– Какое время года изображено на рисунке? (Зима.)
– Какие цвета выбрали для работы дети?
– Какое настроение хотели передать в своей картине дети?
– Обратите внимание на расположение домов и людей на картине.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
IV. Педагогический рисунок.
– Возьму в качестве фона голубой лист бумаги.
Отмечу линию горизонта, намечу, где у меня в рисунке будут дома, деревья, где площадка для детей или парк.
Чем ближе расположены предметы, тем они крупнее.
Мы с вами заранее приготовили аппликации домов, которые теперь приклеиваю. Но можно и нарисовать домики красками.
На следующем этапе работы мне нужно нарисовать детскую площадку: песочницу, «грибок», скамейки, а рядом красивые деревья. Это будет место отдыха и игры для детей.
После работы карандашом приступаю к работе с красками.