Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) содержит вопросы и задания, обеспечивающие преемственность вопросов и заданий предыдущего школьного и последующего регионального этапа и соответствующих уровню ключевых и специальных предметных компетенций, необходимых для участия в муниципальном этапе олимпиады, учитывающих тенденции усложнения материалов олимпиадных заданий. Задания должны быть компетентностно ориентированными и построенными на деятельностной основе. Обозначенные в разделе примеры заданий указывают вектор развития и уровни компетенций, которые должны продемонстрировать участники олимпиады на различных ее этапах. Составление олимпиадных вопросов и заданий идет по пути наращивания сложности и широты предлагаемого для анализа материала от этапа к этапу.
Составителям олимпиадных заданий важно видеть преемственность заданий муниципального этапа, идущую от типов и характера заданий начального, школьного этапа и общую направленность, тенденции усложнения материалов Олимпиадных заданий.
Вопросы и задания муниципального этапа соответствуют более высокому уровню развития ключевых (общекультурных, учебно- познавательных, коммуникативно-информационных, ценностно-смысловых) и специальных предметных компетенций, чем задания школьного этапа.
Вопросы и задания составляются для каждой возрастной группы.
Если организаторы посчитают возможным организацию Олимпиады для возрастной группы участников 7-8 классов, рекомендуется выполнение задания в течение 3-х астрономических часов с заданиями меньшей категории сложности. Количество заданий в возрастной группе 7-8 классов определяется организаторами.
Время выполнения начала и продолжительности выполнения заданий может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения олимпиады.
Общая структура комплекта заданий Четыре типа заданий и их общая характеристика
Первый тип заданий
направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: уровня представления участника о непрерывности культурно-исторического процесса и могут включать отрывки из художественных, литературно- критических, искусствоведческих текстов, описывающих узнаваемое произведение искусства, деятеля культуры, имя или название которых предлагается определить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Задания направлены на выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности прочитывать более или менее знакомое произведение искусства, находя в нем черты авторского замысла, соотносить изображение с прямым авторским высказыванием. Задание может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных широкому кругу. Включение в задание менее известных произведений позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем региональном туре олимпиады.
Усложнение этого типа заданий идет по пути включения для определения менее известных работ, текстов с более сложной семантикой, восприятие которых требует более высокого уровня подготовленности, а также может быть осложнено дополнительными пунктами задания творческого характера.
Задания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.
Задания первого типа на заключительном этапе требуют специальных расширенных знаний по предмету.
Второй тип заданий
направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций: способности участников эмоционально-личностно воспринимать художественное произведение и словесно передавать свои мысли и ощущения. Участникам предлагается
– определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;
– использовать образный язык для передачи своего эмоционального впечатления;
– зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или публицистической форме.
Если на школьном этапе этот тип заданий включает предложение участникам написать определения, которые понадобятся им для описания предложенного произведения искусства, и, идя по линии усложнения, составить рекламный текст или текст афиши, отмечая привлекательные стороны предложенного культурного события или явления, то на муниципальном этапе (на втором уровне сложности) предлагается не только определить свое эмоциональное состояние, вызванное произведением искусства, но и проанализировать, с помощью каких средств автор добивается от зрителя, слушателя, читателя желаемой эмоциональной реакции. Усложнение может идти и по линии представления для анализа не хрестоматийного, а менее знакомого произведения, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался, а также по пути предложения сопоставительного анализа двух или нескольких произведений (на этом
этапе, как правило, одного рода искусства). Таким образом, в процессе выполнения заданий подобного типа участник демонстрируем уровень своей эмоциональной компетенции. А чтение и понимание художественного текста становится одной из важнейших специальных компетенций, которые участник должен продемонстрировать на разных этапах олимпиады.