Тема 8. Техники, стимулирующие творческое мышление

Рассмотрим техники, используемые для развития творческого мышле-ния: стратегию Диснея, мозговые атаки, технику номинальной группы и др.

Техники, основанные на воображении:

«Мыслительные стулья» У. Диснея. Уолт Дисней, работая последова-тельно, входил в три различные роли: мечтателя, реалиста и критика. Причем он сознательно отделял эти роли друг от друга, используя вначале для них разные стулья, а затем даже разные помещения. При использовании этой методики не-обязательно использовать разные помещения, можно в одном помещении для каждой роли выделять разные зоны.

Стул Мечтателя: вы придумываете самые фантастические вещи,играясамыми невероятными возможностями и невозможностями, творите безо всяких ограничений, переворачиваете вещи с ног на голову, увлекаетесь отдаленными темами, используете шутки и осуществляете самые необычные сочетания. При этом возможно все, нельзя только думать о проблеме всерьез.

Стул Реалиста: на этом месте необходимо использовать здравый смысл,проанализировать все идеи и мечты, упорядочить их, прежде чем вы начнете действовать. При этом вы можете развивать идеи мечтателя, пусть они будут основой для вашего благоразумия и планомерности. Выберите самый короткий путь для реализации идей.

Стул Критика –на этом стуле идеи подвергаются беспощадной критике.При этом анализируется, есть ли в них рациональное «зерно», можно ли их ис-пользовать, что в них является излишним, а что можно вычеркнуть?

После работы в каждой роли можно устроить перерыв, чтобы сработала инкубационная пауза, займитесь чем-то другим, пойдите на прогулку, расслаб-тесь в ванне, выполните физические упражнения и пр.

Мыслительные шляпы/колпаки де Боно. В этой технике групповой работы возможности применения шляп разнообразны. Поэтому вначале важно установить правила игры:

– можно распределить колпаки (цветные карточки) между игроками. По-сле использования колпака он передается дальше по кругу. По возможности ка-ждый должен по разу обладать колпаком (карточкой) каждого цвета;

– можно определить последовательность, в которой колпаки будут при-меряться;

– можно приписать определенный колпак сразу всей группе;

– можно предоставить каждому, кто захочет, взять слово, возможность выбора колпака, который он хочет при этом надеть.

Белая шляпа соответствует чистому листу бумаги,означает факты и ин-формацию. При этом анализируется, какие сведения у вас уже есть, какие вам еще нужны? Можно ли их добыть? При этом в белой шляпе принятие какой-либо позиции недопустимо, белая шляпа нейтральна.

Красная шляпа символизирует огонь и тепло,соответствует чувствам иинтуиции. Что вы чувствуете в случае конкретных идей? Не указывайте никаких причин, просто выразите, что при этом у вас на душе.

Черная шляпа символизирует сомнения и критику,пребывание в нейспособствует предотвращению ошибок, внимательному анализу идей и критическому настрою. Обладатель черной шляпы взывает к осторожности и сдержива-ет слишком уж явных мечтателей. Следите за тем, чтобы черная шляпа не стала доминировать слишком рано.

Желтая шляпа символизирует солнечный свет и соответствует оптими-стическому настрою мыслей. В ней можно увидеть преимущества и перспекти-вы проекта. При этом анализируется, как проект можно реализовать и в чем его можно усовершенствовать.

Зеленая шляпа символизирует развитие,соответствует новым идеям,альтернативам и оригинальности. В этой шляпе участники проектирования ста-новятся креативными, вносят в дебаты новые точки зрения.

Синяя шляпа символизирует небо и взгляд с высоты птичьего полета,оз-начает большой кругозор, широту видимости и объективность. Обладатель этой шляпы заботится о направлении обсуждения, устанавливает приоритеты, опре-деляет темы, может призывать к чему-либо всех остальных участников, контро-лирует используемые средства и весь процесс. По сути он руководит процессом.

Техники открытого мышления

Открытое мышление является катализатором креативного мышления,позволяющего стимулировать генерацию новых идей, комбинировать при этом разные элементы, формулировать их новые сочетания, создавать творческую обстановку и поддерживать креативное направление мысли, временно отказы-ваться от стереотипного мышления и критического анализа.

Наиболее эффективно техника открытого мышления проявляет себя во время «мозгового штурма» – групповой работы по генерации новых идей на основе свободного потока ассоциаций.

Метод «мозгового штурма/атаки» (от англ. brainstorming)является наиболее известной из существующих креативных техник. Он был впервые описан в книге А. Осборна «Практическое приложение творческой фантазии». Это тех-ника проведения совещаний, при которой группа стремится найти решение про-блемы посредством аккумулирования всех идей, спонтанно предлагаемых ее членами. Этот метод позволяет генерировать множество идей в течение относи-тельно короткого времени.

Он наиболее эффективен в случае:

– если вы только начинаете работать над своей проблемой;

– если требуется много идей и большой разброс возможных решений;

– если постановка вопроса относительно конкретна;

– если вопрос непосредственно затрагивает всю группу;

– если для решения проблемы совместно должны поработать эксперты из различных областей.

Эта техника менее пригодна:

– для решения комплексных проблем;

– когда необходимы специальные знания, а группа состоит не из экспертов;

– если отношения в группе натянуты или если кто-то из участников группы занимает более высокое должностное положение, чем остальные.

Для проведения «мозгового штурма» потребуется группа из четырех – восьми участников (максимальное количество – 12); ведущий, который будет записывать предложения. Идеальная группа должна состоять из лидера, его по-мощника, примерно пяти постоянных участников и примерно пяти приглашен-ных; доска или лекционный плакат для записи предложений.

Креативный директор Euro RSCG Moradpour Н. Огурцов выступает про-тивником данной технологии, утверждая, что творчество – процесс интимный, а групповое обсуждение приводит к безответственности. Половина участников, по его мнению, не имеет никаких идей.

Вместе с тем Игорь Лутц считает, что рекламный коллективизм – это свойство российского менталитета и самая продуктивная рекламная работа у нас в России коллективная.

Правила проведения мозговой атаки (по А. Осборну):

– неформальность обстановки;

– побуждение участников к свободному самовыражению;

– отсутствие критичности. Ни одна идея не может быть обсуждена, пока не высказаны все предложения;

– поощрение большого количества предложений, в том числе «безум-ных», безрассудных идей. Количество предпочтительнее качества. Основание: легче упрощать идеи, чем разрабатывать их;

– идеи можно компоновать по-разному, подхватывайте и развивайте идеи, комбинируйте различные предложения;

– группа должна учитывать мнение всех участников;

– все участники группы имеют равный статус.

Преимущества метода. Материал «мозговой атаки» представляет собой результат совместных усилий нескольких практиков, он суммирует опыт, навыки, информацию всех участников групповой работы. При этом генерируется большое количество разнообразных идей, а также увеличиваются шансы выявления ошибок. Кроме того, повышается степень ответственности за принимаемые впоследствии решения.

Э. Грин в помощь PR-практикам разработал несколько вариантов «мозговой атаки».

Структурированная «мозговая атака». Данная технология основана на понимании природы креативности. При этом учитывается, что креативный про-цесс носит пошаговый характер и максимально использует преимущества мыш-ления в зеленом и красном свете. В случае мышления в зелёном свете послед-ний, по аналогии с сигналом светофора, указывает на свободу передвижения мыслительных процессов, активизацию первичных психических процессов. При этом акцент делается на активное поощрение зеленой генерации как можно большего количества идей, независимо от их статуса и того, насколько они ар-гументированы. Для мышления в красном свете характерна критическая оценка, здравый смысл и акцент на функциональности идеи.

Структурированная «мозговая атака» позволяет эффективно использо-вать креативный процесс и разделяет индивидуальную и групповую «мозговые атаки» (самостоятельная работа лучше подходит для генерации идей, а группо-вая – для их дальнейшего развития), является высокоэффективной креативной технологией и состоит из ряда шагов:

Шаг 1 – анализ брифа: старший менеджер анализирует бриф,применяямышление в зеленом цвете: какие источники информации находятся в распоря-жении группы, можно ли воспользоваться источниками нестандартных идей? Затем он прорабатывает каждый пункт PR-программы. При этом стоящая перед группой задача должна быть сформулирована как можно более четко; выявлены все возможные вопросы и проблемы; сформулирована цель/перечень целей, ко-торую/которые необходимо достичь.

Шаг 2 – определение критериев оценки идей. При этом используетсямышление в красном свете.

Шаг 3 – разработка исходного плана. При этом план можно заранее раздать участникам «мозговой атаки».

Шаги 4 и 5 – сессия «мозговой атаки». При этом ведущий должен стимулировать участников шокирующими идеями, демонстрируя таким образом отказ от критики. Продолжительность должна быть не более 25 минут, так как это приводит к переутомлению.

Шаг 6 – фиксация дополнительных идей. Данный шаг проводится надругой день после «мозговой атаки», что позволяет максимально использовать эффект этапа инкубации.

Шаг 7 – критическая оценка идей. Эта стадия должна быть четко отде-лена от фазы поиска идей. Полезнее ее проводить на следующий день. Участни-ки должны оценить все предложения на их практичность, определить порядок предпочтительности, или же выбрать одну-единственную идею, которая затем будет разрабатываться.

Шаг 8 – определение плана действий.

Шаг 9 – получение одобрения ответственного лица.

Техника номинальной группы предполагает не групповую, а индиви-дуальную работу, результаты которой впоследствии будут обсуждаться в группе. Это техника довольно эффективна, так как установлено, что самостоятельно люди работают более творчески. Техника номинальной группы состоит из 6 шагов.

Шаг 1 – генерация идеи. В самом начале каждый участник самостоятельногенерирует идеи, не высказывая их вслух, а затем фиксирует их на бумаге.

Шаг 2 – обмен идеями. Участники собираются вместе,каждый по очере-ди представляет свою идею.

Шаг 3 – развитие идей. Участники сообща обсуждают идеи,разъясняютсмысл своих предложений.

Шаг 4 – выбор лучшего варианта. Проводится голосование по методусравнительной классификации или на основе рейтинга, решение также может приниматься простым большинством голосов.

Шаг 5 – пересмотр принятых решений. Участники имеют право высказать свои замечания по поводу выбранной идеи с целью ее доработки.

Шаг 6 – окончательное голосование. Участники группы участвуют в финальном голосовании по выбору идеи. Поскольку в технике номинальной груп-пы используется тайное голосование, это позволяет обеспечить максимальную объективность принятия решения.

Матиас Нельке предлагает следующие варианты «мозгового штурма»:

Прогрессирующий «мозговой штурм»: несколько коротких фаз генерирования идей (5–10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки.

Деструктивно-конструктивный «мозговой штурм»: поиск идей разбивается на две фазы: 1) для начала нужно высказать как можно больше отрица-тельных идей, перечислить все того, что может помешать решению; 2) участни-ки должны делать конструктивные предложения. В целом все это должно спо-собствовать богатству и оригинальности идей.

Самостоятельный «мозговой штурм»: используется индивидуальная

работа.

Попеременный «мозговой штурм»: в этом случае фазы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга. Техника модерации (от англ. brainwriting) работает как «мозговой

штурм», однако при использовании данного метода все идеи записываются. При

этом число участников теоретически не ограничено, не требуется ведущий, ко-торый иногда губит творческие идеи, а не способствует их появлению.

Возможны два варианта:

– «метод 635» имеет высокий темп, при этом ставка делается на стиму-лирующее влияние кратковременного стресса и оригинальность спонтанных от-ветов. Каждому участнику (в идеальном случае их шестеро) вручается лист бу-маги с записанным на нем вопросом. В течение пяти минут каждый участник формулирует три возможных варианта решения проблемы, затем каждые два участника, сидящие рядом, обмениваются своими листами. После прочтения идей «соседа», возможно, у каждого участника появятся очередные три идеи. Затем лист передается дальше. Сеанс заканчивается, когда каждый из участни-ков сделал записи на каждом листе (примерно через тридцать минут). За это время должно появиться 6  3  6 = 108 вариантов решения проблемы. Оценка вариантов осуществляется так же, как и при «мозговом штурме». Следует учесть, что этот метод из-за кратчайших сроков способен вызвать креативный стресс, который у многих может спровоцировать «блокаду». Вместе с тем этот метод достаточно позитивен, так как при его осуществлении нет возможности спрятаться внутри группы или пуститься в болтовню (что возможно при обыч-ном «мозговом штурме»). При этом очень многие участники оказываются удив-ленными тем, насколько они могут быть продуктивными;

– « метод коллективных записей» – вариант более долговременный, но более основательный и гибкий во временном и пространственном отношении.

Каждый участник получает записную книжку, в которой прописана по-становка вопроса. В течение предварительно согласованного срока (например, одного дня) он анализирует проблему и записывает варианты ее решения. Уча-стники могут меняться записными книжками и записывать в них новые предло-жения. Возможность этого нужно обговорить заранее. Спустя определенное время записные книжки собираются и записи оцениваются. Причем оценивать могут либо сами участники, либо внешние эксперты, либо другие представители данной организации.

Такой метод по сравнению с методом «635» имеет преимущества:

– в процессе могут принять участие и особенно загруженные работой со-трудники;

– участник может более тщательно продумать поставленный вопрос, так как в его распоряжении гораздо больше времени, чем при методе «635»;

– появляется возможность воспользоваться мыслями, приходящими бес-сознательно.

Тем не менее, все участники должны отнестись к работе достаточно серьезно и не игнорировать мероприятие, а действительно вести свои записи.

«Метод составления ментальных карт» (от англ. mindmapping) – тех-

нология разработана Тони Бузаном. Эта техника стимулирует пространственно-образное мышление. При этом можно выделить существенные аспекты пробле-мы, заново ее структурировать, установить новые связи и осветить второстепен-ные вопросы. Ментальные карты имеют открытую структуру, поэтому могут в дальнейшем дополнятся.

Эта техника особенно эффективна для:

– анализа проблем;

– планирования и разработки стратегии;

– создания общего представления о сложных проблемах;

– подготовки речей, статей, рефератов.

Для создания карты требуется большой лист бумаги (формат А 4); цвет-ные карандаши. Продолжительность работы 20–30 минут.

При составлении карты в середине листа записывается центральное по-нятие, но лучше, если анализируемая проблема изображается в виде образа. За-тем начертите линии, исходящие из центрального понятия, и на каждой запиши-те понятие, вытекающее из центрального.

Тони Бузан сформулировал основные правила разработки ментальных карт:

– начинайте с цветной картинки в центре;

– записывайте все слова с заглавной буквы, этого требует наглядность;

– все слова должны стоять на линиях, линии связаны с другими;

– используйте по возможности по одному ключевому слову на каждой линии;

– там, где возможно, вводите картинки и символы;

– по возможности используйте много цветов;

– игнорируйте свое контролирующее мышление. Старайтесь зафиксиро-вать все, что приходит вам в голову в связи с центральной идеей;

– причем исправления в этой работе не только возможны, но и желатель-ны, так как в процессе работы над темой следует непрерывно карту дополнять. Готовые карты внимательно изучаются и обсуждаются с коллегами.

Метод бисоциации – в основе метода лежит принцип сведения воедино две, прежде не связанные плоскости мышления. Принцип бисоциации лежит в основе других креативных техник, например, техники слов-раздражителей, си-нектики, ментальной провокации.

Эта техника применима в области:

– хорошо структурированных вопросов;

– технических проблем, изобретений;

– искусства.

Для этого метода необходимы: фантазия, умение наблюдать, время, ком-петенция в данном вопросе, умение структурно мыслить, любознательность. При поиске бисоциации проходят четыре стадии:

определение проблемы,

обнаружение второй плоскости мышления,

распознавание аналогий,

перенос решения.

Для обнаружения второй «плоскости мышления» нужно подумать о том, что похоже на то, чего вы хотите достичь? В какой области работает то, что не работает у вас? Например, вдохновят ли вас при изобретении велосипеда паучьи ноги, китайские иероглифы или складные стульчики, абсолютно не важно, лишь бы это сработало.

В дальнейшем необходимо искать общие принципы, аналогии в других отраслях. В дальнейшем идею надо не только перенести в свою сферу деятель-ности, но и адаптировать ее к новым условиям.

Метод синектики – классическая техника креативности, разработанная в начале 1960-х гг. Уильямом Гордоном в качестве техники для групповой рабо-ты. Эта технология основана на том же принципе, что и техника бисоциации. Однако импульсы, необходимые для решения проблемы, ищутся не в какой-либо произвольно выбранной области, а путем постепенного, в три-четыре этапа отдаления от своей проблемы.

Синектика дает возможность мысленно покинуть круг рассматриваемой проблемы, что позволяет посмотреть на нее как бы со стороны и решить ее.

Эта техника особенно применяется для разработки новых продуктов (технических, инженерных, конструкторских). Для проведения техники необхо-дима группа из четырех – восьми участников, ведущий, секретарь, доска для за-писи предложений. Продолжительность сеанса: полдня – день.

Анализ слов-раздражителей, техника случайных входящих сигна-

лов, существует в многичисленных вариантах, она побуждает к видению вещей под новым углом зрения, позволяет сочетать несоединимое. Она особенно при-менима при необходимости разработки новых продуктов, оригинальных идей, в искусстве.

Проведение технологии:

освежить в памяти исходный вопрос;

найти методом случайного отбора до пяти понятий;

приготовить список из случайно найденных слов, занести их на от-дельные карточки (не менее 100). Наугад выбирать из него слова.

сконцентрироваться на слове-раздражителе. Определить, в чем его особенность? Какие у него внешние признаки? Что оно делает? Для чего ис-пользуется? Есть ли у него символическое значение? С чем оно связано? Запи-шите свои ответы, их должно быть не меньше пяти и не больше десяти;на этом этапе следует создать связь со своей проблемой, ответить на ряд вопросов: как связаны сделанные высказывания с вашей областью? Где можно провести сравнение? Существует ли какой-либо момент, который пере-водит мысли на что-либо, имеющее отношение к вашей проблеме?

Варианты этого метода состоят в использовании не слов, а таких элемен-тов, как фотографии, картины (визуальная синектика), звуки, музыкальные про-изведения, предметы.

Ментальная провокация (Э. де Боно). Метод основан не на случайных выборках, а на намеренно созданных противоречивых высказываниях. Менталь-ная провокация состоится в том случае, если вы становитесь, как пишет Э. де Боно, «контролируемо безумны». Вы делаете утверждение, которое сами счи-таете нереализуемым, которое находится в противоречии с вашим опытом. Это эффективная методика стимулирования креативных прыжков. Такая провокация осуществима, если вы становитесь «контролируемо безумны», при этом вы вы-сказываете предположение, которое, по вашему мнению, нереализуемо, нахо-дится в противоречии с вашим опытом. Для проведения задания понадобятся бумага и письменные принадлежности. Де Боно характеризует свой метод так: «Смысл упражнения состоит в том, чтобы внезапно вырваться из общепринятой, окоченевшей модели восприятия и войти в состояние нестабильности, которая разровняет нам путь к новой идее».

Чтобы окружающие поняли, что ваше высказывание – провокация, Э. де Боно предлагает предварять его словом «По» (Провокационная операция). При-мер По: «Мы продадим наш продукт конкурентам».

Для выработки ментальных провокаций исходите из само собой разу-меющихся утверждений:

поставьте это утверждение под сомнение. Например: «По, в рестора-нах не существует меню!»;

переверните все наоборот! По: «Телефон трезвонит постоянно и мол-чит только в тот момент, когда кто-нибудь звонит»;

преувеличивайте и преуменьшайте, без всякой меры! Например: «По

каждой квартире есть сто телефонных аппаратов»;

представьте себе, что ваши желания абсолютно ничем не ограничены. Например, «По, магазинные воры сами дают себя распознать»;

свяжите воедино две вещи, которые на самом деле несоединимы друг с другом. Например: «По, денежные купюры кислые, как простокваша».

После того как провокация найдена, надо уйти от контролируемого бе-зумия и попытаться найти связь с исходной постановкой вопроса, тщательно исследовать провокацию, постарайтесь вообразить соответствующую картину. При этом не останавливайтесь на провокации, помните, что она всего лишь «ис-кра для разжигания креативных идей».

Вариант ментальной провокации «Изобретение новых идей – neue Ideen erfinden» (технология NIE – Бамбека Йорна и Антье Волтерс). Если Э. де Боно позиционирует свою ментальную провокацию скорее как мыслитель-ную деятельность, то в технологии NIE используется поэтапное продвижение:

формулировка проблемы;

анализ всех аспектов проблемы;

образование новых формулировок, отрицающих утверждения, сде-ланные на втором этапе;

поиски новых идей, исходя из NIE формулировок;

выбор лучших идей и их реализация.

Следует помнить, что техника ментальных провокаций имеет ограниче-ния, она хоть и стимулирует мышление, тем не менее не является гарантией на-хождения приемлемого решения.

Технологии концептуального веера Э. де Боно и прогрессирующего абстрагирования Х. Гешка. Данные технологии не рекомендуются в ситуации отсутствия вариантов решения проблемы, из которых можно исходить, а также не используются для «рождения безумных» идей и «креативных прыжков».

Эти техники позволяют разработать множество решений и найти опти-мальный вариант, причем их особенно рекомендуется использовать:

если решение вопроса затормозилось;

если вопрос имеет стратегическое значение;

если необходимо улучшить решение.

При использовании этих методик надо исходить из не устраивающего вас решения проблемы, выводя ее на более общий уровень, то есть абстрагиру-ясь, нахождения альтернатив и варианта решения. Если из предложенных в про-цессе абстрагирования никакой вариант не устраивает, то необходимо продол-жать абстрагироваться. Последовательное абстрагирование позволяет создать веерообразную структуру возможных решений.

Наши рекомендации