Психологический анализ урока

Задание по педпрактике 615 гр. (психология)

Схема № 1

Психологический анализ урока

Общая характеристика учащихся

Возраст детей, гендерное соотношение (число мальчиков и девочек), явка на урок (соотношение присутствующих и отсутствующих учеников). Степень готовности учащихся к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей), наличие выполненного домашнего задания. Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие учащихся с отклоняющимся поведением.

Внешние условия проведения урока

Состояние учебного класса, соответствие оборудования целям урока, начало и завершение урока со звонком.

Внешний облик учителя

Внешний вид учителя, эмоциональность, голос, дикция, ясность, правильность речи, умение держаться перед аудиторией, устанавливать с ней контакт.

3. Целенаправленность, планирование

Постановка цели, формулировка проблемы, решаемой в ходе урока; выделение главных вопросов, объяснение необходимости изучения данной темы, стремление связать теоретический материал с его практическим использованием в жизни.

4. Методика проведения урока(*подробно рассматривается в педагогическом анализе урока)

Особенности структуры урока, логическая последовательность информации и демонстрируемых практических приёмов, доказательность и аргументированность, научность и доступность всех терминов, обоснованность применяемых методик, выделение ключевых моментов в содержании урока, наличие выводов, сообщение литературы к теме, использование ТСО.

Содержание урока(*подробно рассматривается в педагогическом анализе урока)

Научность, проблемность (проблемное начало урока), связь с практикой. Внутрипредметные и межпредметные связи. Соответствие уровню подготовки учащихся, их возрастным особенностям.

Соответствие материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся

Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся, объему имеющихся у них знаний, опыта, специальных навыков. При изложении материала и показе практических приёмов учитываются индивидуальные особенности детей.

Активность учащихся на уроке

Выполнение учащимися всех инструкций учителя, интерес учащихся в теме урока, формулирование вопросов, степень активности в обсуждении проблемы, в выполнении практического задания; стремление отвечать, выполнять практическое задание.

Организация взаимодействия на уроке

Отношение учителя к ученикам и отношение учеников к учителю (уважительное, или безразличное, или критическое). Наличие контакта с детьми. Число школьников, с которыми взаимодействует учитель. Наличие пассивных учащихся. Получение обратной связи: вопросов учащихся, предложения учащимися примеров и идей. Разработка учителем идей и мнений учащихся. Работа в парах, группах, организация дискуссии. Поддержка и поощрение взаимопомощи на уроке.

Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся

Используются интересные примеры, факты, используются вопросы к учащимся, юмор, обращение к жизненному опыту учащихся.

Урок способствует развитию мышления

Учитель использует проблемное изложение содержания урока, учитывает возрастные и индивидуальные особенности мышления, организует коллективную мыслительную деятельность. Учитель помогает осмыслять образы через понятия. Учитель развивает образное мышление: помогает детям их представлять, анализировать (расчленять), синтезировать (соединять), изменять, схематизировать (выделять только основные элементы). Применяет словесные и невербальные средства воздействия, использует задания разной степени сложности, на выбор. Учитель предлагает ученикам выбрать способ действия, готовит специальные задания для пассивных учащихся.

Организация и развитие внимания учеников

Учитель использует приемы организации внимания (жесты, слова, указательные знаки, предметы), развивает произвольное (преднамеренное) внимание. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности внимания.

Дисциплина на уроке

Частота нарушения течения урока учащимися. Причины недисциплинированности (личностные особенности учащихся, отсутствие интереса, протестные реакции, несформированная произвольность, несформированная мотивация учебной деятельности).

Подведение итогов урока

Подведение итогов, оценка успехов учащихся, объяснение домашнего задания. Информационная ценность, воспитательное воздействие, достижение дидактических целей.

Схема № 2

Схема наблюдения на уроке

1. Внешние условия для проведения урока5 4 3 2 1

- учебный класс в порядке

- оборудование соответствует целям урока

- урок начался со звонком

2. Внешний облик учителя 5 4 3 2 1

- внешний вид учителя

- умение общаться с аудиторией, устанавливать контакт

- правильность речи

3. Учитель четко формулирует цель урока 5 4 3 2 1

- в начале урока указаны цель и план

- начало урока стимулирует интерес учеников

- объясняется необходимость изучения данной темы

4. Методическая обработка материала 5 4 3 2 1

- логическая последовательность информации

- научность и доступность терминологии

- выделение ключевых моментов в содержании урока

5. Материал соответствует особенностям учащихся 5 4 3 2 1

- возрастным особенностям

- объему имеющихся знаний, опыта

- учитываются индивидуальные особенности

6. Активность учащихся на уроке5 4 3 2 1

- учащиеся выполняют все инструкции учителя

- учащиеся заинтересованы темой урока, задают вопросы

- учащиеся активно обсуждают проблему, стремятся отвечать

7. Организация взаимодействия на уроке 5 4 3 2 1

- установление контакта с учениками

- работа в парах, группах; организуются дискуссии, обсуждение вопросов

- используется обратная связь

8. Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся 5 4 3 2 1

- используются интересные примеры, факты

- используются вопросы к учащимся, юмор

- постоянное обращение к жизненному опыту учащихся

9. Урок способствует развитию мышления 5 4 3 2 1

- используется проблемное изложение материала

- учитывает возрастные и индивидуальные особенности мышления

- задания разной степени сложности, специальные задания для пассивных учащихся.

10. Учитель организует и развивает внимание учеников 5 4 3 2 1

- использует приемы организации внимания

- учитывает возрастные особенности внимания

- учитывает индивидуальные особенности внимания

11. Учитель развивает перцептивные способности детей5 4 3 2 1

- организует перцептивную деятельность (по восприятию)

- учитывает возрастные особенности восприятия

- учитывает индивидуальные особенности восприятия

12. Учитель развивает мнемические способности (память) детей 5 4 3 2 1

- организует повторение, обращается к прошлому опыту

- учитывает возрастные особенности памяти

- учитывает индивидуальные особенности памяти

13. Учитель развивает воображение учащихся на уроке5 4 3 2 1

- на уроке создана творческая атмосфера

- учитывает возрастные особенности воображения

- учитывает индивидуальные особенности воображения

14. Оценивание учащихся на уроке 5 4 3 2 1

- все ответы учащихся оцениваются, заключения учителя убедительные

- указывается на ошибки в работе, акцентируется внимание на успешных ответах

- развивается самоконтроль учащихся

- побуждение учащихся оценивать свою работу, работу друг друга

15. Дисциплина на уроке5 4 3 2 1

- учитель адекватно реагирует на нарушение порядка

- учащиеся редко нарушают течение урока

- учитель предупреждает нарушение дисциплины

16. Подведение итогов урока 5 4 3 2 1

- учитель подводит итоги

- учитель объясняет домашнее задание

- учитель оценивает успехи учащихся

Дата___________ Время ________ Класс ________Предмет_______________________

ФИО учителя _______________________________________________________________

Все признаки слабо выражены

Отсутствие всех признаков

Примечание: во время наблюдения старайтесь не только зафиксировать наличие того или иного момента в деятельности учителя и учащихся, но и конкретные приемы и способы, посредством которых она реализуется.

Например:

Пункт 10. Если вы отметили, что учитель использует приемы организации внимания на уроке, постарайтесь указать какие это приемы, что делал учитель.

Пункт 16. Если вы отметили, что учитель указывает учащимся на нарушения дисциплины, зафиксируйте, в чём они состоят.

Проанализируйте, какие аспекты при проведении урока, по результатам наблюдения, реализованы наиболее полно, успешно (5 баллов). Затем, выделите те, которые требуют совершенствования, изменения (3-4). Обратите внимание на те моменты в деятельности учителя и учащихся, которые не удалось реализовать в полной мере (1-2).

Задание по педпрактике 615 гр. (психология)

Схема № 1

Психологический анализ урока

Наши рекомендации