Линия восприятия - представления - воображения.
· представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
· представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
Линия инструментария.
· мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
· "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
· классифицировать объекты по значениям основных признаков;
· получать фантастические идеи различными способами;
· изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования.
Линия информационного обеспечения.
· знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
· научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне.
Продуктивная линия.
· рисовать несложные образы по описанию;
· использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок;
· применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.
Учебно-методическое обеспечение
1.Гин С.И. Мир загадок. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2013. – 96 с.
2.Гин С.И. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 160 с.
3.Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.
4.Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2013. – 160 с.
5.Гин С. И. Первые дни в школе./ С.И.Гин, И.Е.Прокопенко. – Москва, Вита-Пресс,2008.
6.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты нового поколения).
7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты нового поколения).
8. Нестеренко А.А. Страна загадок/ Нестеренко А.А. –Ростов н/Д.:РГУ,1995
9.Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Родари Д. – М.: Самокат,2011
Рабочая программа курса «МИР ЗАГАДОК»
(1 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир загадок» в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) , 2009 года.
Программа курса «Мир загадок» предназначена для обучающихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС НОО «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности)
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на уровне начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.
Программой курса «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества обучающихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Цель курса «Мир загадок»:
ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
• ценностно-смысловые:
— способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
— умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
• общекультурные:
—расширение кругозора;
—повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
• учебно-познавательные:
—умения организации учебно-познавательной деятельности;
—овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
• информационные:
— умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
• коммуникативные:
—овладение навыками работы в группе;
—владение различными социальными ролями в коллективе;
—развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
• социально-трудовые:
— поддержка и стимулирование социальной активности;
• личностные:
—освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
—овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
—формирование культуры мышления и поведения.
Контроль:
обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
Место курса в учебном плане